Державного вищого навчального закладу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Державного вищого навчального закладу



ЕКОНОМІКО-ГУМАНІТАРНИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ДЕРЖАВНОГО ВИЩОГО НАВЧАЛЬНОГО ЗАКЛАДУ

«ЗАПОРІЗЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ»

МІНІСТЕРСТВА ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

У М. МЕЛІТОПОЛІ ЗАПОРІЗЬКОЇ ОБЛАСТІ

кафедра здоров’я людини та фізичної реабілітації


КОНСПЕКТИ ЛЕКЦІЙ

з дисципліни “Теорія та методика фізичного виховання”

Укладач: к.б.н., доцент Казаков Є.О.

 

 

Мелітополь, 2013

 


Тема 1: Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия.

                                                    План

 

  1. Предмет изучения ТМФВ.
  2. Источники возникновения и развития ТМФВ.
  3. Основные понятия теории физического воспитания: - физическое воспитание, - физическая подготовка, - физическое развитие, - физическое совершенствование, - спорт.

 

1. Предмет изучения ТМФВ.

ТМФВ является одной из основных профилирующих дисциплин, в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Дисциплина призвана обеспечить необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности раскрыть условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

 

2. Источники возникновения и развития ТМФВ.

Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё и в ходе этой деятельности спонтанно происходили совершенствование их физических способностей – силы, выносливости, быстроты. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости. Именно это явление упражняемости стало основой физического воспитания. Формы организованного физвоспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям.

 

3. Основные понятия теории физического воспитания: - физическое воспитание, - физическая подготовка, - физическое развитие, - физическое совершенствование, - спорт.

Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны. Свойства или признаки определяемого объекта или явления.

К основным понятиям теории физвоспитания относятся:

1. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

2. Физическая подготовка – подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности.

3. Физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

4. Физическое совершенство – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

5. Спорт – представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а так же межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

Лекция 2: Система физического воспитания.

                    

                                                  План

  1. Понятие системы физического воспитания.
  2. Основы физического воспитания.
  3. Цель и задачи физического воспитания.
  4. Социально-педагогические принципы системы физического воспитания.

 

1. Понятие системы физического воспитания.

Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

 

2. Основы физического воспитания.

1. Мировоззренческие основы.

2. Теоретико-методические основы.

3. Программно-нормативные основы.

4. Организационные основы.

 

Сила и методы ее воспитания

Под силой человека понимают его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения.

Преодоление внешнего сопротивления происходит при поднимании и метании спортивных снарядов, в прыжках и др. В этом случае придается ускорение неподвижному предмету или собственному телу путем мышечного напряжения.

 Мышечное напряжение (мышечная сила) проявляется в2-х вариантах мышечной работы: динамическом и статическом. Измеряется мышечная сила в г и кг динамометром (кистевые, становые и др.). Величина напряжения мышцы в первую очередь зависит от нервной регуляции и функционального состояния самой мышцы.

Формы проявления силы при динамическом характере мышечной работы сопровождаются изменением длины мышц, а при статическом - без изменения ее длины. Соответственно различает, в зависимости от внешнего проявления активности мышц, несколько режимов мышечного сокращения. Динамическая форма сокращения:

1) преодолевающий (миометрический) режим мышечного сокращения с уменьшением длины мышцы. Внешняя нагрузка в этом случае меньше напряжения мышцы, движение в суставе происходит с ускорением. Выполняется работа по перемещению внешнего предмета (спортивного снаряда)! тела или его звеньев с ускорением (прыжки, метание, маховые движения, рабочая фаза сокращения в циклических видал);

2) изокинетический режим мышечного сокращения – разновидность преодолевающего режима. Внешняя нагрузка - переменная. Соотношение внешней нагрузки и напряжения мышц обеспечивает движение в суставе без ускорения, с постоянной скоростью. Это достигается специальными техническими устройствами;

3) уступающий (плиометрический) режим мышечного сокращения – с удлинением мышцы при ее растягивании. Внешняя нагрузка больше напряжения, движение в суставе происходит с замедлением; соответственно, с замедлением происходит движение предмета, тела или его звеньев

Главный фактор в проявлении человеком силы - величина мышечного напряжения, однако определенную роль в силовой работе имеет и масса тела (вес человека). Поэтому различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила - силовой показатель человека без учета его собственного веса.

Относительная сила – сила, приходящаяся на 1 кг собственного веса. Она особенно важна в тех видах спорта, где деятельность связана с перемещением собственного тела (Пр.: гимнастика, акробатика). С увеличением веса человека его абсолютная сила возрастает, а относительная снижается. Последнее происходит потому, что с увеличением размеров тела человека темпы роста его веса выше темпов прироста мышечной силы.

Мерой силовых способностей является масса перемещаемого предмета при постоянном расстоянии либо расстоянии при постоянной массе (Пр.: поднимание штанги, прыжок).

Задачи:

1) формирование и развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата;

2) гармоническое развитие силовых способностей (собственно-силовых, скоростно-силовых, силовой выносливости);

 3) достижение их высоких проявлений путем специализированного воспитания.

Средства и методы. Основное методическое положение воспитания всех физических качеств четко сформулировано профессором А.Д. Новиковым: "Любое качество развивается в процессе деятельности, которая требует ее проявления". Так, для воспитания силы используются упражнения с повышенным сопротивлением, и они должны обеспечивать максимальное мышечное напряжение.

Средством воспитания силы являются 2 группы физических упражнений:

1) упражнения с внешним отягощением (вес внешних предметов - гири, штанги, груза; сопротивление упругих предметов: эспандеры, резина; сопротивление партнера или самосопротивленне; сопротивление внешней среды: бег по глубокому снегу, против ветра; ТСО - тренажеры);

2) упражнения с отягощением весом собственного тела, в том числе и отягощенного (подтягивание в висе; подтягивание в висе с отягощением на ногах или на поясе).

Физические упражнения по функциональному воздействию на организм одинаковы, если величина воздействия постоянна (вес гири, предмета, собственный или партнера равны). В методическом отношении различные упражнения имеют свои методические особенности

В динамическом режиме используют 4 направления строгой регламентации.

1) метод экстенсивного воздействия: (непредельных отягощения с предельным количеством раз).

Непредельные отягощения являются основными для школьников младшего и среднего возраста. В тренировке высококвалифицированных спортсменов они становятся дополнительным». Основной метод при этом повторный и серийно-повторный (8-12 раз в серии);

2) метод интенсивных воздействий (использование предельных, околопредельных отягощений или максимальных усилий). Это основное направление работы высококвалифицированных спортсменов. Предельным весом считается предельный тренировочный вес, который можно поднять без значительного напряжения.

Суть этого направления заключается в обеспечении наибольшего прироста силы без существенного прироста веса спортсмена. Это достигается совершенствованием нервно-координационных отношений на "свежем" фоне ЦНС, т.е. максимальной мобилизацией нервно-мышечного аппарата

3) метод динамических усилий (преодоление сопротивлений с предельной скоростью). Он используется для воспитания скоростно-силовых способностей. Выполняются скоростно-силовые действия без отягощений и с ними: прыжки, метания, быстрое поднимание груза, броски партнера, скоростные отрезки, удары и др., упражнения ударно-реактивного характера. Рекомендуется серийное выполнение одного упражнения: 5-10 повторений, 2-4 серии с отдыхом 10-15 мин. Занятий в неделю 1-2. Метод будет рассмотрен при характеристике быстроты;

 4) метод изометрического напряжения. Наибольший эффект в развитии статической силы дают изометрические упражнения в пассивном напряжении мышц (т.е. с удержанием каких-либо тяжелых предметов в определенном положении в течение определенного времени - до 20 с). Менее эффективны упражнения в активном напряжении мышц (Пр. изменение усилия, упираясь в стенку и т.п. Рекомендуется активное напряжение длительностью 5-6 с. с усилиями 2/3 от max).

Изометрические упражнения используются уже и в младшем школьном возрасте для сохранения правильной осанки.

Основной метод применения изометрических упражнений - повторный: 2-3 раза по 5-10 с в серии. Интервал составляет несколько секунд, а между сериями -2-5 мин. Рекомендуется выполнение 5-6 упражнений с объемом времени 15-30 мин., число занятий в неделю - 3-4.

Ни одно из вышеперечисленных направлений не является универсальным. Поэтому преподаватель-тренер должен рационально применять их, объединяя достоинства упражнений, выполняемых в динамическом и статическом режимах, устраняя одновременно недостатки.

Наиболее благоприятный для силовой подготовки в школьный период возраст - 16-17 лет (у девочек рост относительной силы - в 10-11 лет). Именно в этом возрасте наблюдается у детей наибольший естественный прирост абсолютной силы.

 

3. Скоростные способности и методы их воспитания

Быстрота - способность человека к выполнению действий в минимальный (кратчайший) промежуток времени.

Быстрота проявляется в следующих 3-х формах, несвязанных или слабо между собой:

- в скорости двигательной реакции;

- в скорости одиночного движения;

- в частоте (темпе) движений.

Психофизиологические механизмы этих проявлений существенно различаются. Поэтому занимающийся может хорошо стартовать (за счет высоких показателей двигательной реакции), но не обладать при этом высокой скоростью во время бега. Способность увеличивать скорость во время стартового разгона при беге на короткие дистанции также не является гарантом высокой дистанционной скорости спортсмена. Различие характеристики скоростных движений обусловливает отсутствие переноса быстроты с одного упражнения на другое. Перенос быстроты наблюдается только в координационно-схожих движениях; причем с ростом спортивного мастерства он уменьшается (как и при переносе других физических качеств).

К основным факторам, определяющим быстроту, относятся: подвижность нервных процессов; скорость и частота эффекторных импульсов, концентрированная направленность; морфологическая структура мышц; скорость протекания возбуждении в механизмах энергетического обеспечения двигательной деятельности; быстрота сокращения мышц, обусловленная интенсивностью распада химических веществ; деятельность анализаторных систем, мышечная сила; эластические свойства мышц. Все указанные факторы раздельно рассматривать можно только условно; в целостном двигательном акте они связаны между собой и с деятельностью всех органов и систем организма.

Двигательные реакции. Различают простые и сложные двигательные реакции.

Простые реакции - это ответное действие на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал. Классическим примером в активной двигательной деятельности является начало движения стартующего на зрительный или звуковой сигнал.

Сложная реакция характеризуется неопределенностью раздражителя и неопределенностью ответного действия.

Измеряются двигательные реакции секундомером или специальными датчиками с точностью до сотых долей секунды. Основным средством воспитания скоростных способностей человека (всех форм быстроты) являются скоростные и скоростно-силовые упражнения: спортивно-игровые упражнения, упражнения в единоборствах, циклические упражнения максимальной мощности(бег на 30, 60, 100 м, эстафеты 4x100 м, плавание до 50 м; ныряние в длину до 40 м и в глубину до 5 м - совершенствуют анаэробные энергетические механизмы мышечной деятельности), упражнения, направленные на развитие взрывной и динамической (быстрой) силы. Главное методическое требование: выполнение движений с максимальной скоростью и амплитудой.

Методика развития быстроты движений (быстроты, одиночного движения и частоты движений).

Основным средством развития быстроты являются скоростные упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим требованиям в процессе учебно-тренировочного занятия:

 - быть высоко интенсивными (не ниже 88% от максимальной скорости);

 - техника этих упражнений должна быть освоена настолько, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях, волевые усилия при этом направлены не на способ, а на скорость выполнения;

 - длительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась (у квалифицированных спортсменов продолжительность составляет 20-22 с; при большей длительности воспитывается скоростная выносливость - 200 м)

Техническая подготовка скоростных упражнений включает:

 - овладение техникой на малых скоростях (и до "максимума": способствует формированию межмышечной координации и снижению тормозящего эффекта мыши- антагонистов);

 - овладение техникой на околомаксимальных (субмаксимальных) скоростях. Их называют управляемыми, т.к. спортсмен бежит на 9/10 силы;

 - овладение техникой на максимальных скоростях.

Основные методы развития быстроты: повторный метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный. Паузы между повторным выполнением упражнений должны обеспечить относительно полное восстановление. Преподавателю-тренеру следует знать периоды восстановления.

Обычно повторение упражнений объединяют в серии (серийно-интервальный метод стандартного упражнения). Интервалы отдыха между сериями увеличивают до полного восстановления. Если серию повторить в фазе утомления, то развивается скоростная выносливость. При дальнейшем прогрессирующем утомлении и снижении скорости повторная работа способствует развитию общей выносливости.

Объединение упражнений в серии способствует увеличению объема работы. Если интенсивность работы от серии к серии возрастает, то это - повторно-прогрессирующий метод (увеличение количества повторений или мощности выполняемых упражнений). Целесообразно также сочетать упражнения общего, регионального и локального воздействия - это также способствует сохранению оперативной работоспособности и увеличению объема работы.

Интервалы отдыха между повторениями не должны быть затяжными, в этом случае снижается возбудимость ЦНС. Для поддержания оптимальной возбудимости целесообразно в паузы выполнять упражнения незначительной интенсивности на те же группы мышц (при скоростном беге в паузе - медленный бег и спокойная ходьба).

Переменный метод представляет собой относительно ритмичное чередование упражнений с высокой интенсивностью и с меньшей интенсивностью, т.е. с варьирующими ускорениями. Наращивание скорости, поддержание ее и замедление позволяют эффективно овладеть умением развивать максимальную скорость свободно, без лишних напряжений.

Использование игрового и соревновательного метода на учебно-тренировочных занятиях повышает эмоциональное состояние занимающихся и создает лучшие условия для реализации их скоростных возможностей.

Многократное повторение упражнений в стандартных условиях ведет к образованию динамического стереотипа и стабилизации их временных характеристик - скорости и частоты. Образуется "скоростной барьер" (Н.Г. Озолин): стабилизируется скорость и прекращается совершенствование скоростных возможностей

С целью предупреждения образования скоростного барьера в тренировке квалифицированных спортсменов периодически уменьшается объем скоростных упражнений в избранном виде спорта, увеличивается удельный вес скоростно-силовых и силовых упражнений. Если же скоростной барьер все же наступил, то в этом случае прекращается на определенное время выполнение данного упражнения. Тем самым добиваются угасания, "забывания" характеристик сложившегося стереотипа. Временные характеристики (скоростной барьер) угасают раньше пространственных (техника движений). Таким образом, повышая уровень развития скоростно-силовых качеств в период угасания временных характеристик, добиваются последующего роста спортивных результатов.

В завершение данного вопроса надо отметить, что наиболее благоприятен для развития быстроты движений у школьников возраст 12-13 лет для мальчиков и 11-12 лет для девочек. В младшем школьном возрасте следует использовать естественные движения с кратковременными быстрыми перемещениями и локальные упражнения: вбегание в "круг" и выбегание, эстафеты с бегом, броски и ловля мяча, подвижные игры и др.

В среднем школьном возраста должны использоваться скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, метания, переменные ускорения в беге, скоростные игры. В старшем школьном возрасте применяют скоростные упражнения (дистанция бега увеличивается до 80-100 м), скоростно-силовые упражнения, упражнения для развития скоростной выносливости, спортивные игры и эстафеты.

Лекция 7: Развитие физических качеств.

                                      

                                              План.

  1. Выносливость и основы методики её воспитания.
  2. Гибкость и основы методики её воспитания.
  3. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания.

 

  1. Выносливость и методы ее воспитания.

 

Выносливость - способность индивидуума длительное время выполнять работу без снижения ее интенсивности (или противостоять утомлению в какой-либо деятельности - физиологическое определение).

При длительном выполнении работы определенной интенсивности у человека возникает чувство усталости (утомления). Внешне это проявляется рядом признаков: бледностью, усиленным потоотделением, увеличением числа совершаемых ошибок или нарушением координации движений и др. Утомление в этом случае выполняет защитную функцию организма и снижает работоспособность заблаговременно, т.е. до истощения работающих органов и систем, его энергетических запасов. При волевых усилиях со стороны индивидуума он может определенное время продолжать работу без снижения ее эффективности - фаза компенсированного утомления. В дальнейшем наступает 2-я фаза: декомпенсированного утомления - снижение работоспособности, несмотря на возросшее волевое напряжение. Следовательно, в педагогическом процессе воспитания (тренировки) для противостояния утомлению следует адаптировать организм к неблагоприятным факторам, возникающим в конце работы.

Таким образом, функциональные возможности выносливости при наличии техники определяются аэробными и анаэробными возможностями (а зависимости от тоны мощности работы). Общая выносливость (аэробная) - способность к длительной работе умеренной интенсивности, включающая функционирование всего мышечного аппарата (> 2/3 всех мышц). Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности, обеспечивающиеся вдыхаемым кислородом.

Аэробные возможности работы большой и умеренной мощности склонны к переносу с одного вида деятельности в другой, г.к. слабо зависят от формы движений (циклические виды' бег, ходьба, плавание, гребля, велоспорт). Высокие требования предъявляются к сердечно-сосудистой, дыхательной системам.

Выносливость к определенному виду деятельности называют специальной (выносливость бегуна, прыгуна, штангиста) В большинстве случаев - это анаэробная выносливость при работе максимальной и субмаксимальной мощности, которая определяется функциональными возможностями работы организма в условиях недостатка кислорода. Она в значительной степени обусловлена экономичностью двигательной деятельности Энергия образуется за счет биохимических реакций. Различают скоростную, силовую, скоростно - силовую выносливость.

Скоростная выносливость - способность к поддержанию предельной и околопредельной быстроты в действиях (скоростных параметров движений - скорости, темпа) в течение определенного времени без значительного снижения их эффективности. (Спринтерская выносливость - способность к максимальной работе; собственно-скоростная - к субмаксимальной работе).'

Силовая выносливость- способность к выполнению силовых упражнений максимальной, су б максимальной и большой мощности в течете определенного времени (в ряде случаев различают статическую выносливость ). Скоростно-силовая выносливость - способность организма противостоять утомлению при относительно длительной скоростно - силовой работе.

Двигательно-координационная выносливость проявляется в деятельности с повышенными требованиями к координационным способностям (гимнастическое многоборье, совокупность технико-тактических действий в спортивных играх)

Выносливость измеряется временем выполнения работы без снижения ее эффективности. Мерой при этом может быть:

1)объем работы заданной интенсивности: время работы в 1/2 мощности на велоэргометре или по стадиону, на тредбане (чаще в лабораторных условиях);

2)интенсивность работы заданного объема - бег 5000 м, 3000 м, с барьерами чаще в соревновательной обстановке).

Средства и методы.

Средства развития общей выносливости:

-циклические упражнения умеренной мощности.

-циклические упражнения большой мощности.

Средства развития силовой (динамической) выносливости:

-упражнения с внешним сопротивлением;

-упражнении на преодоление собственного веса.

Средства развитии силовой (статической) выносливости - изометрические упражнения.

Средства развития скоростной выносливости

- циклические упражнения максимальной мощности;

- циклические упражнения субмаксимальной мощности;

- спортивно-игровые упражнения;

 упражнения в единоборствах.

Главное методическое требование - довести работу до утомления.

Методика воспитания аэробной выносливости

1. Метод строго регламентированного упражнения со стандартной непрерывной нагрузкой.

Упражнения выполняются в течение 10-30 мин., ЧСС 130-150 и 150-170 уд/мин. Метод способствует повышению аэробной выносливости и создает базу для применения различных методов тренировки. Он обеспечивает высокие величины ударного объема сердца и высокий уровень потребления кислорода.. Суть метода: преодоление дистанции с постоянной скоростью, постепенно увеличивая длину дистанции.

2. Метод строго регламентированного упражнения со стандартной интервальной нагрузкой.

Большой эффект в развитии аэробных возможностей дает анаэробная работа в виде кратковременных повторений с небольшими интервалами отдыха возрастает МПК и ударный объем сердца Продолжительность работы в условиях кислородного долга 1-3 мин Интенсивность работы 75-85% от mах (ЧСС достигает 1 70-180 уд/мин).

Методика воспитания анаэробной (скоростной) выносливости

Методика решает задачи:

- увеличения запасов креатинфосфата и гликогена в мышцах;

- выработки ферментов, активизирующих (ускоряющих) анаэробные процессы в организме.

Повторный метод со стандартной и переменной нагрузкой является основным методом строго-регламентированного упражнения. Используется также непрерывное стандартное выполнение упражнений максимальной и субмаксимальной мощности. Рост анаэробной выносливости у квалифицированных спортсменов составляет 15-20% за 8-12 недель.

Методика воспитания силовой выносливости

Абсолютные показатели силовой выносливости существенно зависят от уровня силы, с увеличением внешнего сопротивления эта зависимость усиливается. Методы воспитания силовой выносливости во многом аналогичны методам по воспитанию силы. Повторное преодоление значительных сопротивлений (больше 80% от max силы) способствует и развитию выносливости. Рекомендуется динамический режим работы мышц с преодолевающим и уступающим характером работы. Используют и упражнения в статическом режиме. Силовая работа более длительна.

В завершение рассмотрения вопроса коснемся возрастных аспектов развития выносливости у детей школьного возраста. В действующей комплексной программе предусмотрено развитие выносливости уже в младших классах (бег до 2 км, передвижение на лыжах до 2 км, кросс до 1,5 км, подвижные игры с повышенной моторной плотностью и др.). У младшеклассников лучше развивать общую выносливость к работе умеренной и переменной интенсивное и, не предъявляющей высоких требований к анаэробно-гликолитическим способностям организма.

В средних классах следует также уделять внимание развитию анаэробных возможностей: воспитанию скоростной выносливости. Сенситивным периодом для старшеклассников является воспитание общей и силовой выносливости.

 

  1. Гибкость и методика ее развития.

 

Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах. Гибкость - морфофункциональное двигательное качество.

Она зависит:

-от строения суставов;

- от эластичности мышц и связочного аппарата;

-от механизмов нервной регуляции тонуса мыши.

Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.

Пассивная гибкость- способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина пассивной гибкости выше показателей активной гибкости.

В последнее время получает распространение в спортивной литературе термин "специальная гибкость" - способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, характерных для избранной спортивной специализации. Под "общей гибкостью", в таком случае, понимается гибкость в наиболее крупных суставах и в различных направлениях.

Кроме перечисленных внутренних факторов на гибкость влияют и внешние факторы: возраст пол, телосложение, время суток, утомление, разминка. Показатели гибкости в младших и средних классах (в среднем) выше показателей старшеклассников; наибольший прирост активной гибкости отмечается в средних классах.

Половые различия определяют биологическую гибкость у девочек на 20-30% выше по сравнению с мальчиками. Лучше она сохраняется у женщин и в последующей возрастной периодике.

Время суток также влияет на гибкость, с возрастом это влияние уменьшается. В утренние часы гибкость значительно снижена, лучшие показатели гибкости отмечаются с 12 до 17часов.

Утомление оказывает существенное и двойственное влияние на гибкость. С одной стороны, к концу работы снижаются показатели силы мышц, в результате чего активная гибкость уменьшается до 11%. С другой стороны, снижение возбуждения силы способствует восстановлению эластичности мышц, oограничивающих амплитуду движения. Тем самым повышается пассивная гибкость, подвижность увеличивается до 14%.

Неблагоприятные температурные условия (низкая температура) отрицательно влияют на все разновидности гибкости. Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия перед выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах.

Мерилом гибкости является амплитуда движений. Для получения "точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистрации: киносъемку, циклографию, рентгенотелевизионную съемку и др. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах.

Средства и методы.

Средством развития гибкости являются упражнения на растягивания. Их делят на 2 группы: активные и пассивнее, Активные упражнения:

- однофазные и пружинистые (сдвоенные, строенные наклоны);

-маховые и фиксированные;

-статические упражнения (сохранение неподвижного положения с максимальной амплитудой).          

Общее методическое требование для развития гибкости - обязательный разогрев (до потоотделения) перед выполнением упражнений на растягивание.

Мышцы малорастяжимы, поэтому основной метод выполнения упражнений на растягивание - повторный. Разовое выполнение упражнений не эффективно.

Серии упражнений выполняются в определенной последовательности:

-для рук;

-для туловища;

-для ног.

Более успешно происходит воспитание гибкости при ежедневных занятиях или 2 раза в день (в виде заданий на дом). Наиболее эффективно комплексное применение упражнений на растягивание в следующем сочетании: 40% упражнений активною характера, 40% упражнений пассивного характера и 20% -статического. Упражнения на растягивание можно включать в любую часть занятий, особенно в интервалах между силовыми и скоростными упражнениями.

В младшем школьном возрасте преимущественно используются упражнения в активном динамическом режиме в среднем и старшем возрасте - все варианты. Причем, если в младших и средних классах развиваемся гибкость (развивающий режим), то в старших классах стараются сохранить достигнутый уровень без развития (поддерживающий режим) Наилучшие показатели гибкости в крупных звеньях тела наблюдаются в возрасте до 13-14 лет.

 

  1. Ловкость и методика ее воспитания.

 

Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.

Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами (т.е. способность быстро, точно и экономно решать сложную двигательную задачу).

Координирующие способности:

1)   способность координировать движения при построении действия:

2)   способность перестроить их для изменения параметров действия или переключение на другое действие при изменении условий.

Ловкость характеризуется координацией и точностью движений. Координация движений - основной компонент ловкости: способность к одновременному и последовательному согласованному сочетанию движений. Она зависит от четкой и соразмерной работой мышц, в которой строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения.

Ловкость в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта. Владение разнообразными двигательными умениями и навыками положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Следовательно, ловкость можно считать проявлением дееспособности функциональных систем управления движением и распределения энергозатрат.

К основным факторам, определяющим ловкость, относятся: деятельность ЦНС, богатство динамических стереотипов, степень развития систем, умение управлять мышечным тонусом, полноценность восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Все эти факторы тесно взаимосвязаны.

Ловкость может измеряться временем овладения или выполнения двигательного действия (мин, с), координационной сложностью выполняемого действия, точностью выполняемого действия, результатом.

Средства развития ловкости.

Наиболее эффективным средством считают следующие упражнения: гимнастические, акробатические, легкоатлетические, спортивно-игровые, единоборства, горнолыжные. У акробатов и гимнастов высока точность движений, и зависит она от уровня спортивной подготовленности. Эта зависимость проявляется в точности оценки пространственно-временных интервалов и дозирования мышечных усилий. Гимнастические и акробатические упражнения развивают анализаторные системы, повышают вестибулярную устойчивость, улучшают координационные возможности занимающихся. Специально подобранные ОРУ на согласование и точность движений особенно эффективны для воспитания координации движений рук.

Упражнения в единоборствах развивают ловкость. Бокс, борьба, фехтование развивают точность и быстроту реакции. Они формируют такие тонкие ощущения, как " чувство дистанции, чувство времени, расширяя тем самым двигательные возможности человека. Варьирование тактических условий в спортивных играх и единоборствах способствует своевременной перестройке двигательной деятельности.

Скоростные спуски, слалом выполняются в непрерывно меняющихся условиях и также способствуют развитию ловкости.

Методика воспитания ловкости.

Общими методическими требованиями в процессе обучения является "новизна" упражнений и постепенное повышение их координационной сложности. Для развития ловкости можно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения с элементами новизны Это обучение новому должно осуществляться постоянно. Простое повторение изученных упражнений не ведет к развитию ловкости; а длительные перерывы приводят к потере способности обучаться. Автоматизация динамического стереотипа аналогична, в известной степени, скоростному барьеру и не способствует развитию ловкости.

Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований:

1) к точности движений;

2) к их взаимной согласованности;

3) к внезапности изменения обстановки.

Координация движений зависит от точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.15 с.)