Методы воспитания физических качеств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы воспитания физических качеств.



Классифицируют по составу компонентов и способу развертывания нагрузки. Классификация проведена по объему, интенсивности и направленности нагрузки.

 В непрерывном (однократном, длительном) упражнения регламентируется только работа. Если в ходе работы меняется только ее длительность - равномерный метод непрерывного упражнения; если длительность и интенсивность (используется комплекс разнонаправленных ФУ) - круговой метод.

В повторном упражнении регламентируется число повторений (пр.; равномерный - число повторений элемента, рывков штанги, бросков партнера; переменный - повторное пробегание или проплыванне отрезка с разной интенсивностью; круговой - количество кругов). Отдых не регламентируется - полный или экстремальный.

В интервальном методе регламентируются работа, повторение и отдых.

 

Методы, основанные на различных способах регламентации нагрузок и отдыха:

    - равномерный метод упражнения - гребля, бег, плавание с постоянной скоростью (стандартная по ходу упражнения нагрузка) или стандартно-повторный (повторное пробегание отрезков с постоянной скоростью или поднимание штанги одного и того же веса) - нагрузка повышается пропорционально продолжительности работы. Организм адаптируется к большим объемам и воспитывается выносливость. Разновидность равномерного метода - повторное упражнение с интервалами отдыха (стандартно-интервальный; пробегание отрезков с околопредельной скоростью и полным интервалом отдыха перед повторением).

-переменные (вариативные) упражненияс переменной нагрузкой по ходу работы. Выполняются с изменением параметров движения - темпа, скорости, длительности, со сменой способа выполнения действий, варьирования интервалов отдыха, изменения внешних условий выполнения действий, усложнением или облегчением. Общая направленность методов переменного упражнения - стимулирование роста функциональных возможностей организма.

Метод переменного непрерывного упражнения: непрерывный бег с изменением скорости, кроссовый бег на местности. Частным примером этого метода является выполнение гимнастических и акробатических комбинаций, в прыжках на батуте - переменным фактором будут разные по структурной сложности элементы.

В практике большое распространение находят методы переменного интервального упражнения, в которых нагрузка изменяется после каждого интервала отдыха. Варианты этого метода:

- интервальное упражнение с прогрессирующей нагрузкой: пробегание
дистанции с возрастанием скорости на каждом отрезке или однократное поднимание штанги с возрастанием веса в каждом подходе. Интервалы отдыха при этом полные или экстремальные, т.к. предъявляются повышенные требования к функциональным возможностям;

- интервальное упражнение с варьирующей интенсивностью: пробегание дистанции с ускорениями или поднимание штанги разного веса в каждом подходе. Тем самым совершенствуются центральные механизмы нервно-мышечной координации и быстрота переключения на разные функциональные уровни:

- метод интервального упражнения с убывающей нагрузкой: 800 + 400 + 200 + 100 м с сокращенными интервалами отдыха. Позволяет сохранить высокую интенсивность при сравнительно больших объемах работы;

-интервальный метод упражнения предусматривает дозирование интервалов отдыха (> жесткие интервалы). Происходит специализированное воздействие и проявление функциональных возможностей, развивают специальную выносливость;

-комбинированные методы упражнения используются в практике чаще, чем методы равномерного и переменного упражнения. В них сочетается стандартная и переменная нагрузки, а также варьируется величина отдыха; все это позволяет более точно регламентировать нагрузку и гибко ее изменять. Основные варианты комбинированного упражнения:

-метод повторно-переменного упражнения: многократное повторение комбинации 2-х различных нагрузок ( 200 м быстрого - 100 м спокойного бега). Он позволяет достигать больших объемов высоко интенсивных нагрузок;

-метод повторно-прогрессируюшего упражнения (6x70 + 4x75 + 2x80 кг). Стандартное повторение нагрузки чередуется с нарастанием ее после интервала отдыха. Этот метод уступает переменному прогрессирующему упражнению по абсолютной величине силовых и скоростных проявлений, зато достигается большой объем нагрузки и создается лучшая база для функциональных и морфологических перестроек.

-метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха: разновидность интервального стандартно-повторного упражнения, но с сокращением интервалов отдыха (повторное пробегание 200 м с постоянной скоростью и сокращением интервала отдыха после каждого пробегания). Происходят направленные функциональные сдвиги в организме (в частности, увеличение наличия молочной кислоты в крови), воспитывается специальная выносливость.

Отдельно можно выделить метод комбинированного упражнения при комплексном содержании занятий - "круговая тренировка". Основу тренировки составляет повторение разнонаправленных физических упражнений, объединенных в комплекс. На каждой учебной точке - "станции" - выполняется физическое упражнение, укачанное количество раз (~ 8-10 раз).

В круг включают и 1-2 упражнения общего воздействия. Лучше, если количество повторений определяется индивидуально 1/3; 1/2; 2/3 ПМ (предельно доступное число повторений). Дозируется время прохождения круга (в занятии 1-3 круга), интервалы отдыха между станциями, количество повторений. Варианты круговой тренировки:

- метод длительного непрерывного упражнения (преимущественно направлен на воспитание общей выносливости);

- метод интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (направлен на воспитание скоростной и силовой выносливости);

- метод интервального упражнения с полными интервалами отдыха (челночный бег, серийное выжимание штанги с незначительным весом и максимальной частотой воспитывает скоростные и силовые способности в сочетании с другими компонентами физической работоспособности).

Смена вида деятельности вызывает положительные эмоции у занимающихся и способствует поддержанию высокой работоспособности.

Все вышеперечисленные методы выполнения упражнений преимущественно направлены на воспитание физических качеств, однако при осуществлении физической работы происходит и совершенствование изученных физических упражнений.

 

3. ИГРОВОЙ МЕТОД упражнения - сюжетная организация действия, т.е. его сущность, состоит в том, что деятельность организуется на основе содержания и правил игры. П.Ф. Лесгафт придавал игре наибольшее значение как средству подготовки детей к жизни: в процессе ее происходит физическое и психическое развитие детей в младших классах. Игра как метод может реализоваться не только в виде спортивных или подвижных игр, это понятие шире. Можно провести весь урок под девизом: "Прогулка в лесу", в ходе которого младшие ученики могут выполнять согласно, плану и задумкам учителя самые разнообразные двигательные действия.

Наиболее характерные черты игрового метода:

- повышенный эмоциональный фон двигательной деятельности;

- многообразие двигательных задач и комплексный характер деятельности;

- самостоятельность в выборе средств и способов решения возникающих задач, высокие требования, предъявляемые к находчивости и инициативе занимающихся;

- моделирование межличностных и межгрупповых отношений в виде взаимопомощи и соперничества.

К недостаткам данного метода следует отнести вероятностное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки. Получаемая занимающимися нагрузка зависит от активности играющих.

 

4. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД упражнения заключается в соперничестве в условиях унификации действий, порядка борьбы и оценки достижений (в отличие от игрового метода, где имеется сюжетное содержание). Соревнование является наиболее ярким выражением соревновательного метода и стимулирования, занимающихся активной двигательной деятельностью. В то же время соревновательный метод имеет более широкую сферу применения и может использоваться при любой форме организация занятий (весь урок ФВ в школе от построения до выхода из зала можно провести с использованием соревновательного метода). Обязательным условием применения соревновательного метода в выполнении конкретных ФУ должна быть подготовленность занимающихся к ним. Например, единоборство и командное соперничество.

Наиболее характерные черты метода:

-высокий эмоциональный фон двигательной деятельности;

-максимальное проявление двигательных способностей и выведение организма на новый уровень функциональной подготовленности;

- выявление уровня владения двигательными действиями;

- содействие воспитанию волевых качеств личности.

При этом следует отметить, что соревновательный метод упражнения ограничивает возможность точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся.

Соревновательный метод занимает промежуточное положение между игровым методом упражнения и методами строго регламентированного упражнения. Если соревнуются в играх, то игровой и соревновательный метод совпадают.

 

  1. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании.

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики. В частности методы использования слова и методы обеспечения наглядности.

Словесные методы:

- дидактический рассказ;

- описание;

- объяснение;

- беседа;

- разбор;

- лекция;

- инструктирование;

- комментарии и замечания;

- распоряжения, команды, указания.

Методы обеспечения наглядности:

1. Методы непосредственной наглядности (показ упражнений).

2. методы опосредственной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов).

3. методы направленного прочувствования двигательного действия (помощь преподавателя, фиксация положения тела, использование тренажерных устройств).

4. методы срочной информации предназначены для получения с помощью различных технических устройств информации с целью их коррекции.

Лекция 5: Обучение двигательным действиям.

 

                                                      План.

  1. Основные понятия процесса обучения.
  2. Структура процесса обучения.
  3. Закономерности формирования двигательного навыка.

 

 

1. Основные понятия процесса обучения.

Двигательные умения и навыки формируются в результате многократного повторения действия, в соответствии с законом упражнения: «...организм строит движения в результате и меру повторения активных двигательных действий».

Двигательные умения и навыки - это зафиксированные способы выполнения двигательных действий. Они различаются степенью овладения техникой действия (техника физического упражнения - рациональный способ выполнения как по точности все/; характеристик движений, так и по экономичности расходования энергетических ресурсов организма). При обучении действию сначала формируется умение его выполнять, в последующем, в результате многократного повторения действия, умение преобразуется в навык. Нет конкретных границ, разделяющих умение и навык, однако принято выделять 3 степени овладения действием: двигательное умение, навык, двигательное умение 2-го порядка.

Двигательное умение - двигательная задача решается при условии концентрации внимания на каждом элементе действия. Оно формируется на основе теоретических знаний техники выполнения действия и имеющегося фонда двигательных умений и навыков - двигательного опыта. Уточнения и изменения, вносимые в движение при каждом повторении действия на данной ступени, способствуют развитию активного творческого мышления у занимающихся.

Отличительные признаки двигательного умения:

1)выполнение каждого элемента происходит под контролем сознания;

2)само выполнение действия нестабильно и неэкономно;

3)происходит поиск и освоение новых форм движения;

4)неустойчивость действия при неблагоприятных факторах (внешних и внутренних - утомление).

Двигательное умение как 1-я ступень овладения действием основано на выполнении автоматизированных операций и характерно для всех занимающихся. Длительность данного этапа зависит от способностей индивидуума, сложности действия, имеющегося двигательного опыта и методики обучения. Данный этап заканчивается овладением техникой в "зарубленном" виде. Следует отметить также, что двигательное умение может иметь и ''самостоятельное значение": обучение подводящим и подготовительным упражнениям завершается именно этим этапом.

Двигательный навык - автоматизированное выполнение двигательного действия с концентрацией внимания на конечном результате. При многократном выполнении действия совершенствуются координационные механизмы; отдельные движения автоматизируются и в последующем двигательное умение постепенно переходит в навык. Выполнение действия становится стабильным и надежным (т.е. помехоустойчивым и надежным при стандартном выполнении - волнении, утомлении).

Отличительные признаки навыка:

1. автоматизированное выполнение движений;

2. сознание направлено на повышение эффективности двигательного действия;

3. возрастание роли двигательного анализатора;

4. прочность сохранения навыка,

Двигательное умение 2-го порядка - автоматизированное выполнение действия в меняющейся обстановке и при концентрации внимания на условиях его выполнения. Оно - результат дальнейшего совершенствования техники. Умение высшего порядка является конечной целью обучения и заключается в умении применять изученные действия в реальной жизни или в спортивной борьбе. Умение высшего порядка у индивидуума может проявляться при использовании одного навыка, а также 2-х или нескольких навыков одновременно, параллельно или последовательно. Умение второго порядка отличается повышенной ролью сознания; необходимостью оперативно проанализировать сложившуюся ситуацию в условиях дефицита времени.

Отличительные особенности умения 2-го порядка:

1)наличие тактического мышления;

2)вариативность техники двигательного действия.

 

2. Структура процессе обучения движениям.

 

По специфике формирования двигательных умений и навыков различают следующие этапы обучения:

1)этап начального разучивания

2)этап углубленного разучивания

3)этап результирующей отработки действий (совершенствования техники).

Этап начального разучивания техники. Целью обучения на данном этапе является выполнение действия в «зарубленной форме, т.е. овладение основами техники. Частные задачи:

- создать представление о действии;

- научить выполнению новых элементов или фаз действия;

- обучить ритму двигательного действия;

- устранить грубые ошибки, искажающие технику движения.

 

Ознакомление. Обучение действию начинается с создания общего представления о технике действия; показ-рассказ, описание и создание мотивации - адаптированный показ - пробный попытки исполнения упражнения или его части.

Разучивание.Ведущий метод разучивания сложного действия расчлененно-конструктивный (обучение по частям с последующим объединением в единое целое).

Большое значение продолжают иметь словесные методы: разбор, обсуждение, указание и др. Для овладения пространственными характеристиками применяется разметка, ориентиры. Для облегчения освоения и контроля за своими действиями они выполняются с небольшими усилиями и скоростями, облегчаются веса снаряда, может оказываться физическая помощь. Используются звуковые сигналы для подсказки главного усилия.

Начальное разучивание проводится в стандартных условиях. Интервалы отдыха обеспечивают оптимальную оперативную готовность к повторному выполнению, не должно быть длительных перерывов, количество повторений определяется утомлением и возрастанием количества ошибок в технике.

Важным моментом на 1-ом этапе обучения является предупреждение и исправление ошибок. Но так как легче предупредить, чем исправить, преподаватель должен знать вероятные ошибки. Причины их возникновения могут быть разными: недостаточная физическая подготовленность, непонимание задания, утомление, боязнь, отрицательный перенос (неправильная организация замятий), дефект в выполнении предыдущего движения, неблагоприятные внешние условия, отсутствие контроля и самоконтроля. Сначала исправляются типичные, а затем индивидуальные ошибки. Успех имеет и их демонстрация.

В завершение 1-го этапа, при конструировании отдельных частей в целостное действие, ведущей задачей становится освоение ритма действия. На современном этапе, при обучении структурно-с ложному действию, должны широко использоваться ТСО (программирование, сенсорное моделирование, лидирование).

Этап углубленного разучивания техники.

Этот этап имеет целью овладение техникой двигательного действия. Частные задачи:

-углубление понимания закономерностей движения;

-уточнение пространственных, временных и динамических характеристик движения;

-совершенствование ритма и слитности выполнения действия;

-обучение основным вариантам техники действия.

На данном этапе занимающиеся должны получить полные и детальные сведения о технике изучаемого действия. Для улучшения самоконтроля, управления движениями дается точная информация обо всех деталях выполненного действия.

Преимущественно используется целостный метод. Для достижения лучшего прочувствования условия выполнения могут усложняться или действия выполняются в симметричную сторону. Из словесных методов ведущее место занимают разбор и словесная оценка с демонстрацией для осознания результатов своей деятельности, беседа, обсуждения с демонстрацией кинограмм, чертежей, видеозаписей, отчеты занимающихся и оценка техники выполнения. Используются методы психорегуляции.

Этап результирующей отработки действий.

На предыдущем этапе сформированный навык не обладает устойчивостью к неблагоприятным внешним (изменение условий, длительные перерывы) и внутренним (утомление, эмоциональное возбуждение) факторам.

Цель данного этапа обучения - совершенное владение техникой действия в различных условиях. Частные задачи:

-упрочнение сформированного навыка;

-изучение различных вариантов техники действия;

-достижение индивидуализации в технике действия;

-осуществление частичной перестройки техники (при необходимости).

Основной метод закрепления техники - повторное выполнение целостного действия.

Методика закрепления навыка:

-многократное повторение с полным и сокращенными интервалами отдыха;

-повторное выполнение действия "до отказа" (до изменения техники движения);

-серийно-повторное упражнение (в одной серии несколько раз подряд), рекомендуется для выработки устойчивости к утомлению;

-повторное выполнение физических упражнений при различных психических состояниях занимающихся (утомление, возбуждение, угнетенное состояние).

Стабильность техники оценивается по качеству ее исполнения в различных условиях. На этом этапе техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Наибольшая эффективность обучения достигается при сочетании процессов совершенствования техники и воспитания специфических физических качеств.

Результатом этапа дальнейшего совершенствования техники является переход двигательною навыка в умение 2-го (высшего) порядка и приобретение индивидуальной техники движений.

Итак, следует запомнить;

1) обучение действиям занимает центральное место в физическом образовании;

2) последовательность овладения действием: двигательные умения - двигательный навык - двигательное умение 2-го порядка;

3) им соответствуют 3 этапа педагогического процесса обучения: начального разучивания техники - углубленного разучивания - результирующей отработки действий.

 

  1. Закономерности формирования двигательного навыка.

 

Закономерности двигательного навыка протекает с рядом законов:

1. Закон изменения скорости в развитии навыка.

Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления.

2. Закон «плато» в развитии навыка.

Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

- внутренней;

- внешней.

3. Закон угасания навыка.

Он проявляется когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно, однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном виде физического воспитания.

5.Закон переноса двигательного навыка.

В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда раннее сформированный навык способствует становлению нового навыка.

Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков. Когда уже имеющийся навык затрудняет образование двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в основном звене.

Лекция 6: Развитие физических качеств.

 

                                                   План.

  1. Понятие о физических качествах.
  2. Сила и основы методики её воспитания.
  3. Скоростные способности и основы методики их воспитания.

 

1. Понятие о физических качествах.

 

Физическими качествами называют врожденные, морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.089 с.)