Тема 1 «Налоговая система Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 «Налоговая система Российской Федерации»



М.И. Мигунова

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Текст лекций


Красноярск 2012

 

 

УДК 336.22 + 336.22 (07)

 

Рецензенты:

кандидат экономических наук, доцент Д. В. Еремеев

(ФБГОУ ВПО СибГАУ академика М.Ф. Решетнева)

главный бухгалтер ООО «Аудит – Стандарт», член палаты

налоговых консультантов РФ Е. Н. Дорохова

 

 

Налоги и налогообложение: текст лекций /сост. М. И. Мигунова; Сиб.. гос. аэрокосмич. универ-т. – Красноярск, 2012. – 98 с.

 

Предлагаемое пособие посвящено рассмотрению порядка расчета основных налогов взимаемых на территории РФ, как с юридических, так и с физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом РФ.  В пособии учтены изменения законодательства по состоянию на 1 января 2012г.

Предназначено студентам экономических специальностей и студентам, учебным планом которых предусмотрено изучение дисциплины «Налоги и налогообложение», всех форм обучения, а также слушателям учебно-методических центров ИПБ РФ, профессиональным бухгалтерам и практическим работникам.

 

Учебно – методическое издание

Налоги и налогообложение

Текст лекций

Составитель:

Мигунова Марина Ивановна

кандидат экономических наук, доцент 

 

 

© ГОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический 

университет имени академика М.Ф. Решетнева», 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  Предисловие…………………………………………………..…....... 4
1. Налоговая система Российской Федерации………........................... 5
  1.1 Налоговая система: структура и принципы построения……… 5
  1.2. Участники налоговых правоотношений………………………. 10
  1.3. Элементы налога ……………………………………................. 14
  1.4 Классификация налогов ………………………………………. 11
  1.5. Функции налогов…………………………………………........... 19
  1.6. Законодательство о налогах и сборах………………………….. 21
  1.7. Налоговый контроль……………………………………………. 24
  1.8. Ответственность за налоговые правонарушения…………… 30
2. Налог на добавленную стоимость………………………………….. 34
3. Акцизы……………………………………………………………….. 46
4. Налог на прибыль организаций…………………………………….. 53
5. Налоги, относимые на затраты организации………………………. 65
  3.1. Транспортный налог……………………………………………. 65
  3.2. Земельный налог………………………………………………… 68
  3.3. Налог на имущество организации…………………………… 70
6. Налоги, взимаемые с физических лиц……………………………… 73
  6.1.Налог на доходы физических лиц………………………………. 73
  6.2. Налог на имущество физических лиц…………………………. 77
7. Специальные налоговые режимы…………………………………... 80
  7.1. Упрощенная система налогообложения……………………….. 80
  7.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход…………………………………………………….. 83
8. Налог на игорный бизнес……………………………………………. 85
9. Налогообложение природопользования…...……………………….. 87
  9.1.Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов………... 87
  9.2. Налог на добычу полезных ископаемых…………………….... 88
  9.3. Водный налог…………………………………………….…….. 91
     
  Глоссарий..……………………………………………………........... 93
  Библиографический список…………………………………………. 97

Предисловие

 

Динамично повышающиеся требования к качеству подготовки студентов экономических специальностей во многом обусловливаются интенсивным развитием рыночных отношений в России. Для будущего успешного развития страны ее экономическая наука должна как минимум не уступать передовому уровню развитых стран, а желательно – опережать их. Для создания основы формирования передовой экономической мысли, безусловно, необходим высокий уровень теоретической подготовки студентов соответствующих специальностей, в первую очередь в специализированных высших учебных заведениях государственной системы высшего профессионального образования.

Данное пособие имеет своей целью рассмотреть порядок расчета основных налогов взимаемых в Российской Федерации, в связи, с чем может являться базовым при изучении дисциплины «Налоги и налогообложение» студентами экономических специальностей Основная цель пособия – предоставить читателям, ив первую очередь студентам, основные сведения о налогах и других обязательных платежах.

В пособии рассмотрены элементы основных налогов взимаемых на территории РФ в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.


Тема 1 «Налоговая система Российской Федерации»

План

1. Налоговая система: структура и принципы построения;

2. Участники налоговых правоотношений;

3. Элементы налога;

4. Классификация налогов;

5. Функции налогов;

6. Законодательство о налогах и сборах;

7. Налоговый контроль;

 

Элементы налога

 

В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса, налог (сбор) считается установленным лишь в том случае, если определены следующие элементы налогообложения:

1. Налогоплательщики и плательщики сборов;

2. Объект налогообложения;

3. Налоговая база;

4. Налоговая ставка;

5. Налоговый период;

6. Порядок исчисления налога;

7. Сроки уплаты налога;

8. Порядок уплаты налогов и сборов;

9. Льготы по налогам и сборам.

- налогоплательщики и плательщики сборов- лица на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налогов и сборов.

- объект налогообложения - каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый НК РФ, им может быть реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

- налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

- налоговая ставка – представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

- налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

- если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года (днем создания организации признается день ее государственной регистрации).

- если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

- если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

- если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

- если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

- порядок исчисления налога - представляет собой самостоятельно исчисленную налогоплательщиком сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В некоторых случаях установленных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

- сроки уплаты налога- определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 75 НК РФ.

- порядок уплаты налогов и сборов - устанавливается нормативными документами, соответствующего уровня регламентирующими порядок исчисления конкретного налога. Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо авансовыми платежами, в наличной или безналичной форме в установленные законодательством сроки.

В качестве дополнительного, но не обязательного элемента налогообложения при установлении налога или сбора могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования.

- льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налого- и сбороплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налого- или сбороплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

 

Классификация налогов

Классификация налогов – это систематизированная, научно обоснованная группировка налогов в соответствии с однородными признаками.

Налоги, входящие в налоговую систему Российской Федерации, можно классифицировать по следующим основным признакам.

Таблица 1 - Классификация налогов

Классификационные признаки

Виды налогов

Способ изъятия

Прямые

Косвенные

Субъект налога

С физических лиц

С юридических лиц

Смешанные

Уровень власти

Федеральные

Региональные

Местные

Назначение Общие Целевые
Порядок зачисления в бюджет Закрепленные Регулирующие
Порядок введения Общеобязательные Факультативные
Источник уплаты (отнесения) налоговых сумм

Себестоимость

Цены и тарифы (выручка)

Финансовый результат

Доход физических лиц

Чистая прибыль

Объект налогообложения

Имущественные

Ресурсные (рентные)

С доходов

Налоги на потребление

С отдельных видов деятельности, операции

Продолжительность

Регулярные (систематические)

Разовые (нерегулярные)

Сезонные

Метод исчисления Прогрессивные Пропорциональные Ступенчатые Адвалорные  Регрессивные Линейные Твердые Кратные
Способ обложения Кадастровые Декларационные  Безналичные Налично-денежные
Фискальная потребность

Раскладочные (репартиционные)

Количественные (долевые)

1. В зависимости от способа изъятия различают:

1.1 Прямые налоги – непосредственно падающие на плательщика и взимаемые непосредственно с его имущества ими доходов (взимаются по именным спискам и кадастру). Доля прямых налогов в налоговых доходах бюджетной системы России составляет примерно 44%. Прямые налоги подразделяются на:

       - Прямые реальные налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Ими облагаются продажа, покупка или владение имуществом (земельный налог, налог на имущество организаций).

    - Прямые личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц, или у источника дохода, или по декларации (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц).

1.2 Косвенные налоги – взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в виде надбавки в цену товара, тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

Косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные индивидуальные налоги – облагаются строго определенные группы товаров (акцизы);

- косвенные универсальные налоги  – облагаются практически все товары и услуги (НДС);

- государственные пошлины – облагаются услуги публично-правового характера;

- государственные фискальные монополии – облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах (в РФ отсутствуют).

    Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

    Вместе с тем, государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

2. В зависимости от субъекта налогообложения различают налоги с физических и юридических лиц, а также смешанные. Из предусмотренных

Налоговым кодексом к группе налогов с физических лиц относятся налог на доходы с физических лиц, налог на имущество физических лиц.

К смешанным относят налоги, уплачиваемые как гражданами (резидентами и нерезидентами РФ), так и индивидуальными предприятиями, организациями. В их числе – НДС, государственная пошлина, транспортный налог, земельный налог, НДПИ, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, ЕНВД, ЕСХН, единый налог при УСН. Плательщиками всех других налогов являются юридические лица (налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц и т.д.).

3. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачислятся в бюджеты различных уровней;

региональные налоги, отличительной чертой которых является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Они вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

4. По назначению (целевой направленности) налоги подразделяются на общие, к которым относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в Российской Федерации примером специального налога могут служить транспортный налог, НДПИ.

Иное название таких налогов – маркированные и немаркированные.

5. По порядку зачисления в бюджет различают:

закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетные фонды (например НДС – 100 % зачисляется только в федеральный бюджет));

регулирующие налоги – разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству (налог на землю, налог на прибыль, единый налог на вмененный доход и т.д.)

6. По порядку введения принято выделять общеобязательные и факультативные налоги. Первые устанавливаются федеральными законодательными актами и взимаются на всей территории страны независимо от уровня бюджетной системы, в которую они поступают. При этом по некоторым из них региональным и местным органам власти предоставлено право изменять или устанавливать ряд конкретных элементов налога (например, региональной ставки по налогу на имущество предприятий или дополнительных индивидуальных льгот по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц).

Факультативные налоги, предусмотренные налоговым законодательством России, непосредственно могут вводится нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления.

7. По источникам начисления налогов. В целях исследования места налогов в совокупном общественном продукте, их влияния на формирование цен и товаров, а также для определения конкретного источника уплаты и отнесения налога принято разделять налоговые платежи на следующие группы.

7.1 Первая группа – налоги, включаемые в себестоимость продукции. К таковым, в частности, относятся ресурсные (рентные) платежи (в пределах установленных нормативов), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и т.д.. Источником их уплаты служит часть выручки, направляемая на возмещение издержек производства, а носителем налога – конечный потребитель товара (работ, услуг). Таким образом, данная группа налогов затрагивает интересы товаропроизводителей с точки зрения повышения цен и тарифов на их продукцию и снижения из-за этого объемов продаж. Но в большей степени от этого страдают конечные потребители товаров – население. Поэтому представляется важным перенос налоговой нагрузки с себестоимости на прибыль или доход налогоплательщиков.

7.2 Ко второй группе относятся налоги, включаемые в цены и тарифы, т.е. это группа косвенных налогов. Конечными их плательщиками, как уже отмечалось, являются потребители продукции. В данную группу входят НДС, акцизы. Источником их уплаты служит выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг).

7.3 Третья группа – налоги и сборы, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия. В их списке – ресурсные (рентные) платежи (сверх установленных нормативов), государственная пошлина. Как известно, основными показателями, отражающими финансовые результаты, являются прибыль или убытки, образуемые в зависимости от соотношения между затратами и доходами. Следовательно, эти налоги уменьшают величину валовой и балансовой прибыли, в связи, с чем предприятия заинтересованы в снижении их количества и ставок.

7.4 Четвертая группа – налоги, относимые непосредственно на чистую прибыль юридических лиц. Основными налогами данной группы являются налог на прибыль предприятий, налог на игорный бизнес.  Они относятся к прямым видам налогов, которые непосредственно влияют на финансово-экономическое состояние хозяйствующих субъектов, снижают их предпринимательскую активность. При высоких обременительных ставках налогов возникает естественное стремление плательщиков снизить налоговую нагрузку путем обхода, переложения, уклонения и планирования налогов.

7.5 Пятая группа – налоги, уплачиваемые за счет дохода физического лица. Они относятся к прямым видам налогов, которые непосредственно не влияют на финансово-экономическое состояние хозяйствующих субъектов, так как последний выступает налоговым агентом. К числу таких налогов относится НДФЛ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

  8. В зависимости от метода исчисления различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

Налог называется пропорциональным, если он возрастает в той же пропорции, что и доход налогоплательщика, в одинаковом проценте к объекту налогообложения (НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д.).

Прогрессивным называется такое налогообложение, при котором доля налога в доходе растет по мере увеличения последнего. С увеличением статьи объекта увеличивается и их размер (налог на имущество физических лиц).

Различают простое и сложное прогрессивные налогообложения. При первом доходы разделяются на разряды (классы) и каждому из них присваивается свой, увеличивающий процент обложения (налог на имущество физических лиц). При сложном налогообложении в каждом следующем разряде (шедуле) обложение распадается на основное и дополнительное (ранее к числу таковых относился налог на наследование и дарение).

Регрессивный характер имеют налоги, доля которых в доходе плательщика падает при росте дохода (ранее к числу таковых относился единый социальный налог).

9. Сохранение и расширение списка целевых налогов в РФ продиктованы не только фискальными соображениями, но и необходимостью регулирования социальной сферы, отдельных отраслей экономики, защиты окружающей среды и сохранения природных ресурсов страны.

Сущность раскладочных налогов заключается в том, что их размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и т.д.). При этом каждый налогоплательщик обязан финансировать закрепленную за ним часть расходов. В налоговой системе России раскладочных налогов в собственном их понимании нет. Однако ряд целевых налогов и сборов, особенно местного характера, содержит в себе некоторые элементы раскладочной системы налогообложения.

Количественные налоги учитывают не объем ожидаемых расходов бюджета, а финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков. В этом отношении они являются более социально справедливыми и приемлемыми для общества, чем раскладочные налоги. В целом же следует отметить, что при введении новых видов налогов, сборов и пошлин, изменении ставок и других элементов уже существующих налогов исходя в первую очередь из фискальных потребностей государства и местных органов самоуправления, т.е. соблюдается (хотя и не всегда) принцип приоритетности публичных расходов. Поскольку государство тратит столько, сколько необходимо для выполнения своих функций хотя бы на минимальном уровне, то и налоговые поступления должны соответствовать им. В этой связи современную налоговую систему РФ можно считать условно-раскладочной.

10. Особой категорией налогов являются так называемые специальные налоговые режимы. В Налоговом Кодексе Российской Федерации предусмотрена возможность установления четыре таких режимов (гл. 26 НК РФ). К специальным налоговым режимам относятся: ЕСХН для сельхозпроизводителей; упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства; ЕНВД для определенных видов деятельности; система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции. Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, либо их уплата производится в особом порядке.

Функции налогов

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

 

     ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

 

 

ФИСКАЛЬНАЯ       СОЦИАЛЬНАЯ     РЕГУЛИРУЮЩАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

 

 


                         стимулирующая дестимулирующая  воспроизводственная

 

Рисунок 3 -. Функции налогов

 

Фискальная функция – основная; она означает формирование доходов посредством аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах средств для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики, безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Социальная функция реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. С помощью данной функции доходы перераспределяются между различными категориями населения. Например, акцизы, НДС.

Регулирующая функция нацелена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

стимулирующая подфункция подразумевает систему льгот и освобождений, например: пониженные ставки по НДС, налоговые вычеты по НДФЛ, инвестиционный налоговый кредит и т.п.;

дестимулирующая подфункция имеет целью посредством повышения ставок налогов ограничить развитие определенных видов деятельности (например, игорного бизнеса), либо приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;

воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

 

 

Налоговый контроль

 

Налоговый контроль является методом налогового администрирования. Его цель:

1. Препятствовать уходу от налогов;

2. Обеспечивать своевременное и полное поступление налоговых обязательств в бюджет.

Налоговый контроль – это установленная законодательством совокупность приёмов и способов, которыми руководствуются компетентные органы, обеспечивающие соблюдение налогового законодательства.

Существуют следующие формы налогового контроля:

1. Регистрация и учёт налогоплательщиков и плательщиков сборов;

2. Приём и обработка налоговых деклараций;

3. Учёт налоговых поступлений и задолженностей;

4. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых обязательств в бюджет;

5. Налоговый контроль за крупными расходами.

Формы проведения налогового контроля:

1. Налоговая проверка (камеральная, выездная);

2. Получение объяснений от налогоплательщика;

3. Осмотр помещений и территорий;

4. Проверка данных учёта и отчётности.

Основной формой проведения налогового контроля является налоговая проверка. Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. Налоговые проверки бывают двух видов:

Камеральная проверка – это проверка предоставляемой организациями отчётности и документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налога. Проводиться по месту нахождения налогового органа. Данные результатов камеральных проверок используются при проведении иных видов проверок. Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст. 88 НК РФ. Проведение данной проверки осуществляется должностным лицом налогового органа без какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа. Проверка осуществляется в течение 3 месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации. Основными этапами проведения налоговой камеральной проверки являются:

- Проверка полноты предоставления документов налоговой отчётности;

- Визуальная проверка правильности оформления документов;

- Проверка своевременности предоставления отчётности;

- Проверка правильности арифметических подсчётов сумм обязательств перед бюджетом;

- Проверка обоснованности льгот и ставок по налогам;

- Проверка правильности исчисления налоговой базы.

На основании камеральной проверки подготавливается информация для отбора налогоплательщиков для осуществления выездных налоговых проверок.

В течение 10 дней с даты окончания камеральной проверки составляется акт налоговой проверки, на сумму доплат по налогам выявленных в результате камеральной проверки и налоговые органы выставляют требования об уплате налога и пени. Согласно ст. 69 НК РФ требованием является письменное извещение о недоплаченной сумме налога с указанием срока, в который её необходимо погасить с учётом пени. В соответствии со ст. 70 НК РФ требования об уплате налога должно быть направлено не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога. Если требование связано с решением налогового органа по результатам камеральной проверки, то оно должно быть направлено налогоплательщику в 10-дневный срок с датой вынесения соответствующего решения.

Выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Основанием для проведения проверки является решение руководителя налогового органа или его заместителя. Порядок проведения выездной проверки регламентируется ст. 89 НК РФ, в соответствии с которой, проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествующих году проведения проверки. Выездная проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требований по предоставлению документов и предоставлением им документов. Вышестоящий налоговый орган на основе мотивированного решения руководителя (заместителя) может увеличить продолжительность проверки до 3 месяцев.

По итогам проведения выездной проверки проверяющий составляет справку о проведённой поверке, в которой фиксирует предмет проверки и сроки её проведения. Не позднее 2 месяцев с даты составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки, в котором содержится информация с изложением сути и документального подтверждения фактов выявленных правонарушений налогоплательщика, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению. Акт составляется в 2 экземплярах.

По итогам проведения налоговых проверок установлен чёткий порядок производства по делам о налоговом правонарушении, процедура которого может быть представлена следующим образом (рисунок 2).

Акт налоговой проверки, составленный по результатам налоговой проверки, должен быть вручен должностному лицу под подпись. В случае несогласия налогоплательщика с результатами отраженными в Акте можно предоставить Письменное возражение по нему в течении 15 дней с даты получения акта, в котором указывает обоснования своего несогласия и обстоятельства исключающие и смягчающие его вину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.119 с.)