Элементы композиции, основные композиционные принципы и приемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы композиции, основные композиционные принципы и приемы.



В композиции текста принято различать несколько частей, каждая из которых имеет своё назначение. Ещё античные риторы выделяли вступление, основную часть и заключение. Вступление вводило в курс дела, ставило проблему, в основной части проблема разрабатывалась, и заключение подводило итог сказанному. В самом общем виде те же части выделяются и сейчас. Но по роли и коммуникативным требованиям принято противопоставлять рамочные элементы композиции и основную часть.

Рамочные элементы – это и элементы самого текста, и элементы газетной или журнальной полосы в целом. К рамочным элементам текста (кроме некоторых жанров рекламы) относятся заголовки, подзаголовки, вступления, заключения, врезы – выделенные графически абзацы, резюмирующие тему. К рамочным элементам полосы издания относятся рубрики, которые называют тему серии материалов, публикуемых продолжительное время, и выделители, называющие тему одного или нескольких материалов, а не постоянной серии, и занимающие место рубрики.

В рекламе текстовые рамочные элементы имеют свои наименования: слоган – основная ударная фраза текста, содержащая рекламное предложение, эхо-фраза – также ударная фраза текста, поддерживающая, комментирующая слоган.

Основные функции рамочных элементов композиции:

1) обозначение рамок текста, т.е. выделение его в потоке коммуникации;

2) привлечение и удержание внимания и адресата;

3) информирование о теме и содержании текста;

4) в рекламе ещё и афористичное формулирование рекламного предложения, формирование положительного отношения к предмету рекламы.

Рамочные элементы, кроме заключения, всегда графически выделены, и к ним предъявляются несколько иные требования, чем в основной части.

Назначение основной части – передать информацию по теме в оптимальной языковой форме. Принято выделять два основных композиционных принципа, в соответствии с которыми организуется содержание основной части: сюжетный и логический.

Сюжетный принцип композиции предполагает построение текста в соответствии с законами сюжета и фабулы художественного или публицистического произведения и используется прежде всего в литературе и художественно-публицистических и сатирических жанрах СМИ: очерках, зарисовках, фельетонах. Наиболее простая композиция, соответствующая сюжетному принципу, состоит из хронологической последовательности фактов, представляющих то или иное событие в развитии. На такой основе создаются репортажи как целостные произведения. Кроме того, хронология – это принцип систематизации смысловых компонентов повествования как способа изложения.

Логический принцип композиции предполагает следование общим закономерностям правильного, логического мышления, отражающимся в плане текста. Строится план по правилам деления понятий и в соответствии с основными топосами – типичными мыслительными схемами, применяемыми при раскрытии содержательно родственных тем. В риторике описано примерно два десятка топосов, среди них такие, как род – вид, определение, свойства предмета, его качества, признаки; причина – следствие; обстоятельства; примеры и свидетельства; сопоставление. План и соответствующий топос предполагают анализ явления от целого к части, от более важных признаков к менее важным, от настоящего состояния к перспективам будущего, от причин к следствиям и др. последовательности, соответствующие закономерностям мышления и реальному положению вещей. В теории композиции построение текста в соответствии с ними получило название нулевого уровня композиции. Подавляющее большинство текстов СМИ, рекламы и паблик рилейшнз создаются на основании таких схем. Поскольку эти тексты не являются художественными, в их построении главенствующим принципом выступает логическая организации текста.

Понятие композиционных приемов в разных источниках трактуется по-разному: либо как основа композиции, т.е. как синоним композиционного принципа, либо как мотивированные темой и авторской задачей отступления от основного композиционного принципа.

В соответствии с таким пониманием приема как отступления известно много композиционных приемов, трансформирующих изложение: вставные новеллы, авторские отступления – размышления над темой, эффект обманутого ожидания, отступления от хронологической последовательности. С их помощью можно заинтриговать аудиторию, дать попутные комментарии, добиться эффекта ускорения или замедления изложения и мн. др. В информационных и аналитических текстах СМИ композиционные приемы – явление не столь частое.

Как особый элемент композиции, обеспечивающий внутренние связи подтем и закономерный переход от одной к ругой, следует выделить слова и фразы-скрепы типа во-первых, во-вторых, кроме того, как следует из и под.  

 

Принято различать композицию художественного произведения, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которой лежит план. Другими словами, поэтический образ, в первом случае, логическое построение – во втором.

Однако, замечает К.М. Накорякова (с. 58), даже тогда, когда редактор работает над рукописью художественного произведения, ограничиться рассмотрением только сюжета он не может. Понятие «композиция» шире понятия «сюжет», и лишь изучение композиции в целом позволяет оценить авторский замысел во всём его своеобразии и сложности и выяснить роль различных внесюжетных композиционных рамок и других авторских приемов.

Композиция произведений разных жанров составляет предмет всевозможных исследований. Не претендуя на полноту изложения этого вопроса, хотелось бы отметить зависимость построения рукописи от идейного замысла автора. Композиционное построение рукописи определяется её содержанием, объёмом, видом текста, а также нравственным, научным и культурным уровнем читателей, для которых это произведением предназначено. Стиль и композиция произведения – это как бы две стороны единого целого, формы произведения, они всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Приведём пример выстраивания композиции писателем-классиком (Накорякова, с. 58). Речь идет о «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Как известно, первое знакомство читателей с романом произошло по журнальным публикациям. Причем последовательность, в которой излагались события, была не той, какую мы видим сейчас в романе. Готовя отдельное издание, Лермонтов нашел способ так связать повести между собой, что они раскрыли историю характера героя. Три повести – Тамань, Княжна Мэри, Фаталист – составили журнал Печорина, а повесть «Максим Максимыч» включила в себя краткое послесловие к журналу и была поставлена в начало книги. И вскоре после выхода в свет первого издания романа В.Г. Белинский писал: «Роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы заброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в неё возвращается». Чтобы из отдельных повестей получилось новое произведение, Лермонтов не написал ничего нового. Он ограничился минимумом: расположил материал определенным образом, сделал небольшие связки, убрал несколько фраз, т.е. проделал редакторскую по своей сути работу.

Пожалуй, ещё сложнее усовершенствование композиции нехудожественного произведения.

В ряде учебных пособий по теории редактирования указываются типичные недостатки композиции журналистского материала, с которыми редактору приходится сталкиваться особенно часто: отход от темы; неудачно выбранный принцип расположения частей; неоправданное нарушение последовательности изложения; неудачные композиционные приемы; неточность связи между частями; нечеткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).

Усовершенствование композиции – очень ответственная и трудная задача. Редактор должен глубоко осмыслить произведение в целом, помочь автору найти наиболее четкий и логически выдержанный план последовательного изложения материала. Единых рекомендаций в отношении композиционного построения нехудожественных, как, впрочем, и художественных текстов, нет и быть не может.

Начиная работать над рукописью, редактор должен четко представить себе текст как единое целое, его план, определить, насколько правильно и логично развита основная тема произведения, а также соразмерность отдельных частей. Особое внимание уделяется проверке избранной автором последовательности изложения, пропорциональности частей, исключению повторений и разделов, не связанных с основной темой изложения.

Именно работа над планом делает для редактора очевидными достоинства и недостатки построения авторского текста.

Редактор должен решить, удачен ли план произведения в целом и в отдельных его частях, и, если неудачен, совместно с автором исправить его. Определить план произведения можно по оглавлению в случае, если оно хорошо составлено и полностью соответствует плану рукописи. В правильно составленном оглавлении все важнейшие проблемы и вопросы, рассмотренные в тексте, обязательно должны быть отражены. Если произведение разделено на графы и параграфы или другие части, имеющие свои заголовки, то оглавление обычно отражает этот план.

Объемные научные, научно-технические, научно-популярные издания могут иметь сложную структуру построения, делиться на более или менее крупные составные элементы: части, разделы, графы, параграфы и т.д. Структура небольших по объему работ может быть более простой: в них иногда отсутствуют разделы или части, главы или параграфы.

Всю систему заголовков в произведении называют рубрикацией (от лат. ruber – красный; в старину первая буква абзаца выписывалась красной краской). Иначе говоря, рубрикация – это подразделение рукописи на части, иногда имеющие специальные подзаголовки. Анализируя подзаголовки, можно установить правильность развития темы автором.

Для того чтобы проверить, выражена ли соподчиненность разделов и подразделов рукописи, редактор сопоставляет с содержанием каждого раздела и подраздела так называемое рабочее оглавление, которое автор должен представить вместе с рукописью. В рабочее оглавление вносят все заголовки рукописи – от крупных до самых мелких – с сохранением той формулировки и в той последовательности, в какой они приведены в тексте рукописи. Заголовки в рабочем оглавлении обычно располагаются лесенкой, где верхней ступенькой будет самый крупный заголовок книги, а нижней – самый мелкий:

Часть        
  Раздел      
    Глава    
      Параграф  
        Пункт

 

Проверка и исправление рубрикации, хотя и является важным моментом в работе над композицией, однако не исчерпывает собой всех проблем, связанных с построением произведения.

Каждое (или почти каждое) произведение можно разделить на три части: введение, основную часть и заключение. Во введении дается общая постановка темы, формулируется её значимость и определяются наиболее важные моменты дальнейшего изложения. В основной части раскрывается тема. В заключении подводятся итоги, сообщаются выводы. Однако в некоторых рукописях введение состоит из общих фраз и штампов. Поэтому задача редактора – добиться, чтобы введение и заключение максимально способствовали раскрытию идеи произведения.

Зачастую в рукописях авторы очень увлекаются абзацными отступами. Им кажется, что это придает тексту весомость и убедительность, что, конечно же, не так. Слово «абзац» (от нем. Absatz) обозначает цельную смысловую единицу, которую для выделения набирают с новой строки, с отступом от левого края. С точки зрения композиционного построения абзац может быть оформлен как одно предложение или как определенное сочетание нескольких предложений. Для абзаца характерны единая тема, логическая целостность и определенная композиционно-семантическая соотнесенность со всем произведением. Это и позволяет рассматривать его как простейшую структурную единицу повествования (Терехова, с. 40).

Разделительная пауза между абзацами может нести особую смысловую или эмоциональную нагрузку. Абзац может быть построен либо на тесном смысловом единстве его частей, либо на их противопоставлении. Если в этом есть необходимость, литературный редактор должен исправить членение на абзацы, располагая материал в логической последовательности и добиваясь определенной связи между абзацами.

Работа над абзацным выделением – важный этап в работе редактора по проверке и исправлению композиционного построения произведения.

Требования к композиции материалов массовой информации исключают трафаретность и схематичность. Известно, что каждая группа жанров публицистики – информационная, аналитическая, художественно-публицистическая – располагает своей системой приемов организации материала.

Например, работая над информационной заметкой, редактор должен понимать, что арсенал средств эмоционального воздействия, к которому он по привычке хочет прибегнуть, здесь весьма ограничен. Задача редактора в этом случае – помочь читателю всеми средствами логики легко и адекватно воспринять сообщаемую информацию. Ведь автор информационных жанров, как правило, ничем не проявляет себя. Приемы, которыми он пользуется при написании материала, подчеркнуто нейтральны. Главное здесь – точность фактов и умение логически выстроить текст.

А вот в материалах художественной публицистики некоторые авторы часто стремятся к оригинальности изложения, которая не всегда идет на пользу читателю. Здесь автор часто апеллирует к ассоциативному мышлению, которое, как правило, развито у читателя образованного и просвещенного. Часто встречаются переносы во времени, введение дополнительных планов повествования, включение авторских монологов, так называемых лирических отступлений и др. приемы, рассчитанные на читателя, подготовленного к такому роду изложения материала. Поэтому опытный редактор, работая над таким текстом, должен оценить, насколько мотивированы здесь эти приемы композиции.

Одна из ведущих проблем теории композиции – рамки литературного произведения. Каждый пишущий журналист знает, насколько трудно даются начальные фразы, концовка материала, а о трудностях придумывания заголовка – разговор впереди.

Очень часто успех быстрого контакта с читателем зависит от того, насколько удачна первая фраза, сможет ли она сразу заинтересовать читателя. Конечно, каждый литератор имеет право на свои профессиональные приемы в творчестве, но преимущества точной первой фразы для читабельности материала очевидны.

Не меньше внимания требует от редактора и концовка материала. В данном случае его главная задача – проследить за однозначностью выводов и ясностью форм конечных фраз. Одни авторы вспоминают о том, что, начиная писать свой текст, они уже знают, какой будет последняя фраза. Для других авторов последние фразы закладываются как естественное завершение написанного. Однако часто в материалах публицистики встречаются так называемые открытые концовки. Авторы тем самым как бы вовлекают читателя в обсуждение проблем, о которых говорилось в материале, не навязывая им своего мнения, активизируя читательскую мысль.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.02 с.)