Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности построения публицистических текстов
На газетной полосе и в журналах преобладают малые формы, и это выделяет их в отношении композиции: её целостность должна быть очевидной, поскольку весь материал находится перед глазами литературного редактора. Однако это не упрощает работы редактора над построением таких материалов. Требования к композиции текстов массовой коммуникации основаны на закономерностях логически правильного мышления. Они включают: 1) соответствие выбранного композиционного принципа теме, идее текста, специфике фактического материала; 2) последовательность в изложении, отсутствие перескоков с одного предмета на другой или неоправданных повторений, четкость композиционных переходов от одного аспекта темы к другому, четкость и мотивированность связей между частями; 3) ход изложения – от известного к новому, неизвестному, от настоящего к будущему, от причин или условий к следствиям; 4) полноту, исчерпанность темы в пределах авторского замысла и жанра текста; 5) соразмерность частей произведения, но с учетом важности каждой из них (что важнее – о том больше и говорим); 6) четкость рамочных элементов произведения; 7) целесообразность различных композиционных приемов. Дробность членения текста зависит от его назначения и аудитории. Принято считать, что чем популярнее издание, тем более дробным может быть деление. В частности, это утверждение доказывается практиков СМИ – тенденцией дробить развернутые тексты на относительно самостоятельные фрагменты, каждый из которых имеет свое название – подзаголовок. Такое членение помогает читателю ориентироваться в содержации и избавляет от монотонности сплошного текста. В публицистике используют разнообразные композиционные приёмы, выбор которых зависит от принципиально разных подходов к подаче материала: образном и логическом. При образном подходе композиция текста может не подчиняться строго заданной структуре; многое зависит от стиля автора, от его творческого решения эмоционально-художественного воплощения темы. Однако чем меньше в тексте элементов художественности, образности, тем ближе его композиция к принятым в журналистике стандартам. Обобщая опыт редактирования текстов, К.М. Накорякова (с. 80) даёт образцы построения газетных текстов в «наиболее «чистом» виде».
1. Событие, уже завершенное или происходящее в данное время. 2. Описание события, служащего предметом заметки, или (в более пространных публикациях) характеристика события с указанием конкретных фактов, деталей. 3. Значение события (описание конкретных мер, принимаемых в связи с происходящим). 4. Перспективы (практические выводы). Используя эту композиционную схему, можно просто и доступно изложить определенную информацию, не внося в текст дополнительных смысловых акцентов и не отражая авторскую оценку описываемого: факты сами за себя говорят, а позиция автора вполне объективна. Ещё более нейтральна авторская позиция в текстах, отражающих чисто логический подход к подаче материала в периодических изданиях, которые помещают разного рода статьи (их жанровые разновидности обусловлены характером фактического материала, проблематикой, прикладным или теоретическим направлением и т.д.). Работа редактора над такими произведениями имеет свои особенности, так как их структура отличается строгой последовательностью изложения материала, пропорциональностью различных его частей, логичностью их расположения. Композиция при этом обусловлена характером и внутренней логикой развития сюжета. Редактор делит представленный материал на части и определяет его композицию в готовящейся публикации. Учитываются следующие требования. 1. Вводная часть должна подготовить читателя к восприятию материала. В ней определяется тема публикации, намечаются аспекты её рассмотрения. Задача редактора – не допустить, чтобы в этой части оказалось в сжатом изложении само содержание статьи. Во введении автор обязан обосновать актуальность темы, новизну материала, его научно-практическую значимость, степень изученности описываемого. Вводная часть призвана вызвать у читателя интерес к поставленным проблемам, автор должен указать на наиболее важные аспекты объявленной темы, определить способ и порядок изложения материала. Это позволит сделать композиционный переход к основной части статьи. 2. Основная часть должна раскрыть тему, донести до читателя в полном объёме новые знания о предмете или явлении, ставших предметом исследования автора. Редактор разделяет с автором ответственность за научность и полноту изложения материала, за правильное использование терминологии, за точность и ясность речи. Требование системности изложения определяет логическое построение основной части рукописи: её фрагменты должны быть объединены как элементы единой системы, взаимосвязаны. Задача редактора – заметить и устранить механическое, формальное соединение разнородных элементов в композиции основной части.
3. Заключительная часть – это концовка, в которой следует подвести итоги, сделать выводы и наметить пути дальнейшей работы. Важнейшие критерии редакторской оценки структуры статьи – целостность, системность, соразмерность и связность изложения – определяют композиционное значение и этой, заключительной части публикации, так что редактор должен уделить ей соответствующее внимание. Работая над структурой статьи, редактор может предложить автору внести некоторые изменения в последовательность изложения материала, в соотношение отдельных фрагментов, но при этом следует сохранить перечисленные части композиции произведения. Обобщая опыт редакторской работы над композицией журналистских рукописей, можно указать типичные недостатки в размещении материала. Перечислим их: 1) отход от темы; 2) неудачное расположение частей; 3) неоправданное нарушение последовательности изложения; 4) несоразмерность частей; 5) применение неудачных композиционных приемов; 6) непрочность связей между частями; 7) нечеткость композиционных рамок (неудачный заголовок, отсутствие смысловой связи между началом и концовкой).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.005 с.) |