Особенности построения публицистических текстов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности построения публицистических текстов



На газетной полосе и в журналах преобладают малые формы, и это выделяет их в отношении композиции: её целостность должна быть очевидной, поскольку весь материал находится перед глазами литературного редактора. Однако это не упрощает работы редактора над построением таких материалов.

Требования к композиции текстов массовой коммуникации основаны на закономерностях логически правильного мышления. Они включают:

1) соответствие выбранного композиционного принципа теме, идее текста, специфике фактического материала;

2) последовательность в изложении, отсутствие перескоков с одного предмета на другой или неоправданных повторений, четкость композиционных переходов от одного аспекта темы к другому, четкость и мотивированность связей между частями;

3) ход изложения – от известного к новому, неизвестному, от настоящего к будущему, от причин или условий к следствиям;

4) полноту, исчерпанность темы в пределах авторского замысла и жанра текста;

5) соразмерность частей произведения, но с учетом важности каждой из них (что важнее – о том больше и говорим);

6) четкость рамочных элементов произведения;

7) целесообразность различных композиционных приемов.

Дробность членения текста зависит от его назначения и аудитории. Принято считать, что чем популярнее издание, тем более дробным может быть деление. В частности, это утверждение доказывается практиков СМИ – тенденцией дробить развернутые тексты на относительно самостоятельные фрагменты, каждый из которых имеет свое название – подзаголовок. Такое членение помогает читателю ориентироваться в содержации и избавляет от монотонности сплошного текста.

В публицистике используют разнообразные композиционные приёмы, выбор которых зависит от принципиально разных подходов к подаче материала: образном и логическом. При образном подходе композиция текста может не подчиняться строго заданной структуре; многое зависит от стиля автора, от его творческого решения эмоционально-художественного воплощения темы. Однако чем меньше в тексте элементов художественности, образности, тем ближе его композиция к принятым в журналистике стандартам. Обобщая опыт редактирования текстов, К.М. Накорякова (с. 80) даёт образцы построения газетных текстов в «наиболее «чистом» виде».

1. Событие, уже завершенное или происходящее в данное время.

2. Описание события, служащего предметом заметки, или (в более пространных публикациях) характеристика события с указанием конкретных фактов, деталей.

3. Значение события (описание конкретных мер, принимаемых в связи с происходящим).

4. Перспективы (практические выводы).

Используя эту композиционную схему, можно просто и доступно изложить определенную информацию, не внося в текст дополнительных смысловых акцентов и не отражая авторскую оценку описываемого: факты сами за себя говорят, а позиция автора вполне объективна.

Ещё более нейтральна авторская позиция в текстах, отражающих чисто логический подход к подаче материала в периодических изданиях, которые помещают разного рода статьи (их жанровые разновидности обусловлены характером фактического материала, проблематикой, прикладным или теоретическим направлением и т.д.). Работа редактора над такими произведениями имеет свои особенности, так как их структура отличается строгой последовательностью изложения материала, пропорциональностью различных его частей, логичностью их расположения. Композиция при этом обусловлена характером и внутренней логикой развития сюжета.

Редактор делит представленный материал на части и определяет его композицию в готовящейся публикации. Учитываются следующие требования.

1. Вводная часть должна подготовить читателя к восприятию материала. В ней определяется тема публикации, намечаются аспекты её рассмотрения. Задача редактора – не допустить, чтобы в этой части оказалось в сжатом изложении само содержание статьи. Во введении автор обязан обосновать актуальность темы, новизну материала, его научно-практическую значимость, степень изученности описываемого.

Вводная часть призвана вызвать у читателя интерес к поставленным проблемам, автор должен указать на наиболее важные аспекты объявленной темы, определить способ и порядок изложения материала. Это позволит сделать композиционный переход к основной части статьи.

2. Основная часть должна раскрыть тему, донести до читателя в полном объёме новые знания о предмете или явлении, ставших предметом исследования автора. Редактор разделяет с автором ответственность за научность и полноту изложения материала, за правильное использование терминологии, за точность и ясность речи. Требование системности изложения определяет логическое построение основной части рукописи: её фрагменты должны быть объединены как элементы единой системы, взаимосвязаны. Задача редактора – заметить и устранить механическое, формальное соединение разнородных элементов в композиции основной части.

3. Заключительная часть – это концовка, в которой следует подвести итоги, сделать выводы и наметить пути дальнейшей работы. Важнейшие критерии редакторской оценки структуры статьи – целостность, системность, соразмерность и связность изложения – определяют композиционное значение и этой, заключительной части публикации, так что редактор должен уделить ей соответствующее внимание.

Работая над структурой статьи, редактор может предложить автору внести некоторые изменения в последовательность изложения материала, в соотношение отдельных фрагментов, но при этом следует сохранить перечисленные части композиции произведения.

Обобщая опыт редакторской работы над композицией журналистских рукописей, можно указать типичные недостатки в размещении материала. Перечислим их:

1) отход от темы;

2) неудачное расположение частей;

3) неоправданное нарушение последовательности изложения;

4) несоразмерность частей;

5) применение неудачных композиционных приемов;

6) непрочность связей между частями;

7) нечеткость композиционных рамок (неудачный заголовок, отсутствие смысловой связи между началом и концовкой).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.005 с.)