Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свободная воля человека и милость Божья.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Человек отличается от животных, по мнению Фомы, нематериальной разумной душой и свободной волей. Благодаря последней человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между добром и злом. Чтобы могли существовать грех и добродетель, наказание или награда, им должно предшествовать наличие свободной воли. Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать в соответствии с моральными добродетелями. Свобода воли существует лишь тогда, когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником как естественных причин, так и свободных человеческих решений. Происхождение и функции государства Фома, а за ним и все католические философы переняли от Стагирита прежде всего концепцию человека - политического животного, и учение о государстве как бытии, логически более раннем, чем его граждане. Фома утверждает, что государство, как бытие логически более раннее, берет свое начало от бога, о чем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим обществом и вел его к цели, таким именно руководителем и является государство. Хотя всякая власть происходит от бога, она может также не происходить от него. Последний случай имеет место тогда, когда: а) правитель пришел к власти при помощи несправедливых средств; б) когда он правит несправедливо, то есть вопреки интересам церкви. Это случается, когда бог устанавливает в соответствии со своими планами плохую власть в целях наказания подданных. Аквинский говорит также о праве восстать против государственной власти, когда: а) власть выступает против законов бога и элементарных моральных принципов, в этом случае подданные должны отказаться повиноваться ей; б) в случае превышения властью ее компетенции; в) случай, когда правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо. Право и его виды А) Вечное право - высшее право, под которым понимается совокупность общих божественных принципов правления миром. Б) Естественное право. Вечное право – его источник. Оно имеет разумный характер, то есть доступно лишь разумным созданиям, которые познают его при помощи собственного интеллекта. В) Человеческое, или позитивное право (конкретные, принимаемые людьми законы) - результат применения принципов естественного права к общественной жизни. Оно выводится из вечного права не непосредственно, а опосредованно и является изменяемым, хотя и имеет некоторые постоянные элементы. Итак, Фома Аквинский систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма. На излете философии средневековья появились, еще в рамках схоластики, новые идеи, подготовившие переход к философии Возрождения. Поздняя схоластика связана с именами Дунса Скота, Уильяма Оккама, Жана Буридана, Николая из Отрекура. Дунс Скот (1266-1308) — самый известный критик Фомы. Принадлежал к ордену францисканцев, традиционно враждовавшему с орденом доминиканцев, к которому принадлежал Фома. Реалист («общие понятия существуют объективно»). Подверг сомнению возможность умозрительного доказательства существования Бога, а также возможность сотрудничества философии и теологии. Основная работа — «Оксфордское сочинение». Теология Дунса Скота Дуне согласен с Фомой в том, что мы познаем Бога на основании его следствий (творений), а не из его (непознаваемой) сущности; в земной жизни по указанным причинам никто не может познать Бога. Но мы не можем познать Бога посредством аналогии между творениями и творцом, ибо все понятия происходят только из вещей, а Бога непосредственно мы не знаем, что требуется для сравнения по аналогии. Фома полагал, что Бог бесконечен, потому что не ограничен никакой материей, представляя самое простое существование. Дуне считает такое доказательство бесконечности Бога умозрительным и ложным. Новое (космологическое) доказательство существования Бога: 1. Всякое следствие должно быть произведено чем-то другим, так как не может произвести само себя, не может возникнуть из ничего, а круг причин невозможен. 2. Существует упорядоченный ряд существенных причин, исключающий ряды случайных причин, а также бесконечный регресс. 3. Значит, существует первая существенная причина, то есть Бог. противоположность Фоме Дуне считает, что существует первая, неопределенная материя, полностью лишенная формы, так как бытие, обладающее формой, не может быть первичным для всего существующего. Это и есть начало всякого бытия. Вселенная — результат индивидуации (ограничения) первой материи различными формами и «этостями» — невыразимыми в языке индивидуализирующими признаками вещей. «Этость» не сводима ни к материи, ни к форме, ни к комбинации форм. Благодаря «этости» каждая вещь превращается в нечто неповторимое. Универсалии (формы) существуют объективно (вне ума человека). В противном случае не было бы реального единства всех вещей. Одна и та же вещь может иметь несколько форм. Человек, например, имеет по крайней мере две такие формы — одну для тела, другую для существования в качестве живого существа. Человеческая воля определяется только самой собой (даже Бог не может повлиять на ее выбор). Бессмертие души не может быть доказано разумом, принимается как откровение. Закон жизни: не теоретическое познание и созерцание (как у Фомы), а деятельная любовь к Богу обеспечивает высшее блаженство. Грех — нарушение или отсутствие такой любви. Уильям Оккам (1285-1349) — влиятельный номиналист позднего Средневековья, последний крупный схоласт, чьи взгляды в немалой степени способствовали разрушению схоластики и формированию перехода к философии Нового времени. Будучи францисканцем, противопоставлял себя как последователям Фомы, так и последоватеоям Дунса Скота. Основные произведения — «Сумма логики» и «Трактат о таинствах». Номинализм Оккама Реально не универсальное, как считали Фома и Скот, а индивидуальное. Универсалий нет ни в вещах, ни до вещей. Общее существует в душе в виде знаков (= терминов – за что его называли терминистом). Только индивидуальное, эмпирическое — предмет науки. Познание начинается с чувственного восприятия, проходит интуитивную стадию и завершается абстрактным познанием. Чувственный образ — знак вещи, интуитивный образ — знак ее индивидуального бытия, абстрактный образ — знак ее общей неопределенной природы. Только интуитивное познание имеет дело с единичным бытием вещей. Оно самое достоверное и предшествует всякому другому.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.008 с.) |