Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства.
Материальные предметы постоянно изменяются; вечно, неизменно существуют лишь идеи вещей. Познавать мир идей возможно, но не через ощущения, которые не дают достоверного знания, а через понятия, точнее систему понятий, которые проверяются логикой. Умопостигаемый "мир идей", по Платону, определяет наш изменчивый и относительный "мир становления". В мире идей существует "красота сама по себе", "доброта сама по себе", а в мире бывания они воплощаются в "красивую женщину", "доброго человека". Вот это: "красоту саму по себе", "справедливость саму по себе" - мы познаем умом при помощи диалектики, т. е. индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий (по законам логики). Значит, можно обосновать суть бытия, правила морали, государственного устройства не через интуицию, а посредством ума. Философ должен более всего, даже более своей жизни, любить истину и бескорыстно стремиться к знаниям — познанию идей. В рамках своей идеалистической теории Платон разработал учение о добродетели, а также создал теорию идеального государства. Платон является основателем объективного идеализма. Главные идеи Платона. Предназначение философа и философии Государство станет справедливым, только если им будут править философы или правители станут философами. Философ должен стремиться познать не одну какую-либо сторону бытия, а бытие как сущность, образ и идеал — как идею. Идеи и вещи противоположны: Идеи — оригиналы вещей, вещи — копии идей. Идеи вечны, неизменны, неделимы, никогда не рождаются и не Идеи существуют вне времени и пространства, вещи — в пространстве и времени. Идею можно «увидеть» только разумом, вещь — чувствами. Все идеи систематизированы и подчиняются высшей идее — идее Блага, которая: - божественна, предельна и недостижима, подчиняет все остальные идеи; - является источником жизни, красоты, истины и соразмерности; - служит целью и законом бытия всей природы. Учение о душе и познании Душа человека однородна с божественной мировой душой Космоса, из которой происходит и в которую после попадания в тело человека или другое земное тело более всего желает вернуться.
Число индивидуальных душ точно соответствует числу звезд — мест своего начального пребывания. Душа человека состоит из трех частей: - разума (высшая часть, находится в голове); - воли (средняя часть, располагается в груди); - телесных влечений (низшая часть, размещается в нижней части живота). Душа человека — идея жизни, создана для разумного управления его волей и телом (телесными влечениями). Конечная цель деятельности души — освободиться от власти тела, доказать свое божественное происхождение. Только добродетельная жизнь, подчинение тела требованиям разумной части души гарантирует ей возвращение на свою звезду. Душа человека в отличие от его тела бессмертна. Причины бессмертия ду ши: - жизнь и смерть в равной мере порождают друг друга (жизнь — обретение душой земной плоти; смерть — освобождение души от земного тела, переход в духовную, бесплотную жизнь); - знание есть припоминание душой тех истин, которые она узнала еще до внедрения в тело человека; - впротивоположность сложному, изменяющемуся телу душа проста, неделима и всегда тождественна себе; - душа — причина жизни и как таковая несовместима со смертью. Знание не есть ощущение, мнение или даже правильное мнение о вещах, а есть знание идей вещей. Но идеи нельзя приобрести в опыте. Познание — припоминание душой идей, которые она постигла во время небесной жизни, до попадания в земное тело. Учение о государстве Государство — «совместное поселение», которое возникает там, где люди для своего выживания нуждаются в кооперации. При совместной жизни справедливость — главная (но не единственная) идея (добродетель) идеального государства. Согласно идее справедливости, каждой части души должно соответствовать определенное сословие идеального государства: разуму — правители, воле — стражи, телесным влечениям — ремесленники, земледельцы и торговцы. В идеальном государстве каждое сословие должно вознаграждаться пропорционально своим способностям, но при этом в нем не должно быть ни богатых, ни бедных.
Справедливости подчиняются три остальные добродетели идеального государства — мудрость, мужество и рассудительность. Правители идеального государства руководствуются мудростью, мужеством и рассудительностью, стражи — мужеством и рассудительностью, все остальные — только рассудительностью. Справедливые виды государства — монархия (один правитель) и аристократия (несколько правителей). Они руководствуются четырьмя указанными добродетелями, устанавливают общий уклад жизни, не допускают появления богатых и бедных. Несправедливых видов государств (форм правления) — четыре: - тимократия (власть честолюбцев; главное благо — слава, почести); - олигархия (власть немногих богачей; главное благо — богатство); - демократия (власть большинства; главное благо — неограниченная свобода); - тирания (власть одного над всеми; благо — личная неограниченная власть). Несправедливые государства основаны на корыстных интересах, разделении граждан на богатых и бедных.
Философская система Аристотеля. Наивысшего расцвета античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона. После смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве воспитателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школу и методику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок. За год до смерти Аристотель вынужден был покинуть Афины, где сразу после смерти Александра Великого произошло антимакедонское восстание. Умер Аристотель на острове Эвбея в Халкиде. До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупнейшими на них являются «Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «Политика», «О поэтике». «Никомахова этика» и др. Аристотель продолжил философскую традицию афинской школы. Он не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг, но истина дороже» — гласит приписываемое Аристотелю изречение. Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей». Следуя Платону, мы как бы умножаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек — Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще — «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, поскольку логически противоречиво. Теория идей Платона неудовлетворительна в качестве теории первого бытия. Идеи без необходимости удваивают существующее: есть красивые вещи и есть дополнительно идея красоты. Не для всего, о чем имеется знание, есть идеи: нет идей для отрицательного (несладкое), единичного (Сократ), искусственного; всего, что нарушает порядок (катастрофа)... Идеи неподвижны, и неясно, если они причины, почему природные вещи движутся и изменяются. Непонятна связь вещей с идеями: ведь общее не является составной частью единичных вещей. Невозможно, «чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?» Платон не объясняет, почему вечные и совершенные идеи не передают эти качества своим копиям — вещам.
Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?»
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.007 с.) |