Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главные положения философии Аристотеля,
1. Философия - н аука об умопостигаемом (т. е, то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю, «первая философия» — метафизика, букв, «то, что после физики»). По Аристотелю, предмет науки — общее, постигаемое умом. Однако умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира. 2. Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» То есть категории — есть высшие роды, к которым сводятся остальные. 3. Наука о законах мышления — логика. Аристотель дал понятие дедуктивного метода познания. Формальная логика Аристотеля — силлогистика — тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия. 4. Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее. Общая причина движения — лишенность материи формы; следовательно, всякое движение — некоторое изменение, вызванное приобретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответствовать потенции вещи. Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количестве или местоположении вещи. Цель изучения природы — причины движения, содержащиеся в самих вещах. Таких причин четыре — материальная (отвечает на вопрос «Из чего сделана эта вещь?»), формальная (отвечает на вопрос «Что это за вещь?»), действующая (отвечает на вопрос «Кто или что сделал эту вещь?») и целевая (отвечает на вопрос «Ради чего сделана эта вещь?»).
5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, т. е, человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл деятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку. Моральный образец, по Аристотелю, — Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себя мышление».
6. Учение о государстве. Материальная причина государства — люди с их имуществом и территория проживания; после образования государства его члены наделяются правами законосовещательной и судебной власти и становятся гражданами. Формальная причина государства — способ общения людей, гарантирующий самодостаточность их существования. Действующая причина государства — его верховная власть. Целевая причина — счастливая жизнь всех граждан государства.
«...Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству» («Политика»). «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает» (там же). Государство не может быть единым целым — иметь общую собственность, жен, детей (как у Платона); ведь то, что составляет единство, всегда различно по качеству. Общая собственность станет ничьей; общность жен и детей приведет к потере уважения к отцу, исчезнет дружелюбие, разрушится семья. В каждом государстве — три сословия: «очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими» Кто должен управлять государством, чтобы оно выполняло свое предназначение — богачи, неимущие или средние по достатку? — Ни первые, ни вторые. Государством должны управлять люди среднего достатка. Полития как регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия, подчиняющаяся только закону, — наилучший способ управления государством. Правители получают решающее значение только в тех случаях, когда законы не дают однозначного решения.
Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к 1У в. до н. э. Из-под его пера вышло первое систематизированное изложение начал философии, им была разработана основная структура философского знания, введены в оборот и субординированы (выстроены в иерархию) многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника. В отличие от абсолютного идеализма Платона учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей Аристотель указывал в самих вещах, хотя и считал, что форма - идеальное начало вещей, главенствующее над их материальным содержанием. Материальное бытие Аристотель признает реальным существованием, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего». Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.
Античный атомизм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). Демокрит (460-370 до н. э.) — философ, математик, астроном, зоолог, ботаник, филолог, этик. Вместе со своим учителем — Левкиппом, о котором ничего достоверно не известно, отстаивал атомарную концепцию вещества, которая стала оригинальным решением противоречия между положениями Гераклита о всеобщей изменчивости и Парменида о неизменяемости бытия. Основные идеи Демокрита. В природе должно быть как бытие, так и небытие. Чувственное познание недостоверно, оно порождает лишь субъективные мнения, истина же скрыта от глаз. Только мышлением можно «увидеть» два неуничтожимых начала природы — атомы и пустоту.. Но именно они составляют истинные начала всей природы. Атомы — невидимые, далее неделимые элементы бытия. Атомы неделимы, бесконечны по числу и форме, вечно движутся в пустоте, цепляются друг с другом и создают вещи и миры. Пустота — небытие, необходимое для движения атомов; беспредельна, все ее направления равноправны. Возникновение вещей — соединение атомов. Уничтожение вещей — разъединение атомов. Ничто не возникает беспричинно, все происходит по необходимости, а не по целесообразности. Случайность — «выдумка людей».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.008 с.) |