Структура диспетчерского управления эксплуатацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура диспетчерского управления эксплуатацией



  локомотивов

    Оперативное руководство эксплуатацией локомотивов и ответственность за выполнение показателей их использования возложены в правлении ОАО «РЖД» на главного локомотивного диспетчера Департамента управления перевозок (ЦД); в управлении железных дорог – на старшего дежурного помощника начальника оперативно-распорядительного отдела службы перевозок по локомотивам; в отделениях железной дороги – на старшего и поездного диспетчеров отдела перевозок по локомотивам. Отделы перевозок отделения дороги полностью отвечают за эффективное использование локомотивов в границах отделения, независимо от расположения и подчиненности депо их приписки. Такая структура соответствует практике эксплуатации электровозов и тепловозов на больших полигонах, т. е. в зонах обслуживания и на участках обращения локомотивов протяженностью до 1000 км, в границах нескольких отделениях железных дорог.

    Главный локомотивный диспетчер ЦД осуществляет сменное оперативное руководство эксплуатацией локомотивного парка на железных дорогах РФ, проводит мероприятия по обеспечению поездов локомотивами и локомотивными бригадами грузового движения на важнейших направлениях сети для беспрепятственного продвижения вагонопотока. Он контролирует также наличие и нормы содержания локомотивного парка на дорогах и участках их обращения, принимает оперативные меры для устранения причин задержек и срывов графика движения поездов по вине работников локомотивного хозяйства.

    Старший дежурный помощник начальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок железной дороги занимается регулированием эксплуатируемого парка локомотивов в границах дороги с целью своевременного обеспечения грузовых поездов локомотивами и локомотивными бригадами грузового движения на важнейших направлениях сети для беспрепятственного продвижения вагонопотока в пределах участков обращения локомотивов дороги и вызова поездов с других железных дорог. Он следит за своевременной подсылкой локомотивов в депо приписки для плановых видов ремонта, технического обслуживания и экипировки, за тем, чтобы локомотивы не эксплуатировались на незакрепленных участках обращения, принимает меры, предупреждающие нарушения режима труда и отдыха локомотивных бригад.

    Старший диспетчер отдела перевозок по локомотивам отделения железной дороги руководит оперативным управлением работой локомотивов и локомотивных бригад. Его задачей является обеспечение высокоэффективной эксплуатации локомотивов и рационального использования рабочего времени локомотивных бригад в границах отделения, контроль за их нахождением в пунктах смены. Он совместно со старшим диспетчером отделения дороги разрабатывает суточный план поездной работы в части обеспечения локомотивами и локомотивными бригадами заданных размеров движения, составляет ведомости оборота локомотивов и работы локомотивных бригад, занимается расчетом потребности локомотивов по участкам обслуживания бригад и измерителей их работы.

    Поездной диспетчер отдела перевозок по локомотивам отделения железной дороги является сменным руководителем оперативного управления работой локомотивов и локомотивных бригад. Его задача – обеспечение выполнения сменного плана эксплуатационной работы отделения дороги для всех видов движения, заданий по среднесуточной производительности и среднесуточному пробегу локомотивов, контроль за соблюдением установленных норм времени работы локомотивов и локомотивных бригад в пунктах оборота, наблюдение за своевременной подсылкой локомотивов в депо для ремонта и технического обслуживания.

    Поездной диспетчер имеет право давать оперативные приказы и указания дежурным по депо, станциям смены бригад, мастерам ПТОЛ по вопросам, связанным с подготовкой локомотивов к выдаче к поездам, и на вспомогательные виды работ.

    На должности диспетчеров по локомотивам назначаются специалисты, имеющие опыт эксплуатации и ремонта локомотивов, хорошо знающие конструкцию и режимы эксплуатации тягового подвижного состава.

    Подробно задачи, обязанности и права локомотивных диспетчеров всех рангов изложены в соответствующих должностных инструкциях.

    Локомотивные диспетчеры службы перевозок и отделений железных дорог могут совершать контрольные поездки на локомотивах и МВПС в пределах участков работы локомотивных бригад для изучения условий эксплуатации.

 

    8.2 Диспетчерское регулирование работой локомотивов

    Диспетчерское регулирование работой локомотивов на участках и в узлах направлено на выполнение сменных и оперативных заданий в поездной работе, достижение высоких показателей использования подвижного состава, предупреждение нарушений графика движения поездов, оборота локомотивов и норм продолжительности непрерывной работы бригад. Важнейшая задача такого регулирования заключается в недопущении скопления избыточного парка локомотивов в одних пунктах, их перецепки при недостатке на других, обусловленного месячной и суточной неравномерностью движения поездов. Решается эта задача за счет составления точного двух- и трехсуточного прогноза размеров движения и на основании его своевременного регулирования локомотивами с использованием резерва локомотивов дороги.

    Основные принципы регулирования:

    – установление и поддержание на заранее установленных станциях технологически необходимого количества локомотивов эксплуатируемого парка;

    – пересылка локомотивов из пункта их избытка в пункты их недостатка для доведения количества локомотивов по участковым и сортировочным станциям до установленных норм по периодам суток и на конец отчетных суток. В пункт недостатка локомотивы отправляются резервом, когда их число на станции избытка превышает установленную норму с учетом неснижаемого наличия;

    – централизованное управление локомотивным парком в пределах всего участка обращения.

    Мероприятия по диспетчерскому регулированию локомотивами должны утверждаться руководством отдела перевозок отделения и службы перевозок дороги. Приказы о времени пересылки локомотивов должны передаваться: при работе локомотивов на участках обращения в границах одного или двух отделений дороги – поездным диспетчером по согласованию с локомотивным диспетчером или дежурным по отделению; при работе в границах нескольких отделений одной дороги – старшим сменным помощником начальника оперативно-распорядительного отдела службы перевозок; в границах нескольких дорог – старшим сменным помощником начальника оперативно-распорядительного отдела службы перевозок той дороги, на которую возложена ответственность за своевременное регулирование локомотивным парком.

    Для качественного регулирования локомотивами на некоторых дорогах вводятся так называемые скользящие пункты оборота локомотивов. Так, если ощущается временная нехватка локомотивов не некотором участке обращения АБ (рисунок 8.1), а на соседнем БВ имеется некоторый их избыток, то целесообразно пункт оборота переместить со ст. Б на станцию смены бригад Г, укоротив плечо работы локомотивов, приписанных к депо А, и, удлинив плечо, приписанных к депо В. Станция Г станет скользящим пунктом оборота. Вследствие такого перераспределения работы, оборот локомотива депо А сократится, что уменьшит потребность в них, оборот локомотивов депо В увеличится, что ликвидирует их избыток в депо. Скользящий пункт оборота выбирается с учетом возможности обеспечения сроков поставки локомотивов на ТО-2 и соблюдения режима работы локомотивных бригад.

 

Рисунок 8.1 – Изменение тяговых плеч при скользящем пункте

оборота локомотивов

 

Пример. Длина участка обращения АБ – 690 км; длина участка          АГ – 460 км; участковая скорость 34 км/ч; простои на ст. А 3 ч, в пункте оборота 2 ч, число локомотивов депо А Маэ = 50. Определите, на сколько увеличится число вывозимых поездов со ст. А на ст. В, если пункт оборота локомотивов переместится со ст. Б на ст. Г при наличии определенного избытка локомотивов в депо ст. В.

    Решение. При пункте оборота локомотивов на ст. Б число обслуживаемых пар поездов составляет – N1 = 24 МаэАБ.

Оборот локомотива – ТАБ = 2·690/34 + 2 + 3 = 45,6 ч, тогда N1 = 24*50/45,6 = 26.

При перемещении пункта оборота локомотивов на ст. Г число обслуживаемых пар поездов станет N2 = 24 МаэАГ.

Оборот локомотива ТАГ = 2*460/34 + 2 + 3 = 32 ч; N2 = 24*50/32 = 37 пар.

Таким образом, при создании скользящего пункта оборота дополнительно можно будет обслуживать на участке АГ 37- 26 = 11 пар поездов.

Для окончательного ответа на вопрос примера следует уточнить возможность депо В провести своими локомотивами увеличенное число пар поездов.

    Важным вопросом при регулировании работы локомотивов является выбор пунктов дислокации локомотивов эксплуатируемого парка, находящихся в ожидании работы до 24 ч и перечисленных в резерв управления дороги при ожидании работы более 24 ч. Практика и расчеты показывают, что такие пункты целесообразно размещать на станциях оборота, если размеры движения составляют более 10 пар поездов в сутки и расстояние между соседними пунктами на двухпутных линиях составляет не менее 100–150 км, а на однопутных – 150–200 км. Размещения пунктов на станциях, расположенных между станциями оборота, экономически выгодно, если на этих станциях перецепляются не менее 15–20 локомотивов в сутки.

    К основным регулировочным мероприятиям, применяемым поездными диспетчерами совместно с локомотивными для обеспечения графика движения, предотвращения опозданий, введения в расписание опаздывающих поездов, а также для обеспечения норм продолжительности работы и отдыха локомотивных бригад и регулирования локомотивного парка с учетом возможных нарушений в движении поездов, относятся: ускорение хода поездов по перегонам в сравнении с установленным графиком; изменение порядка и пунктов скрещения поездов на однопутных участках; изменение пункта обгона; сокращение стационарных интервалов; безостановочное скрещивание поездов (на однопутных линиях с двухпутными вставками или перегонами); сокращение стоянок для технических нужд и перенос их на другие станции; скоростной пропуск одиночных локомотивов; прицепка одиночно следующих локомотивов к поездам; на участках с применением кратной тяги возвращение вторых локомотивов (в направлении резервного пробега) после прохождения перегонов с расчетным подъемом, прицепка вагонов к одиночно следующим локомотивам; использование подталкивающего локомотива для маневров на промежуточных станциях и др.

        

    8.3 Планирование и оперативное регулирование работы

              локомотивных парков

    Оперативное планирование работы локомотивных парков включает в себя установление размеров грузового движения и норм локомотивного парка, составление суточных планов поездной и грузовой работы, сменных заданий.

    Служба перевозок управления дороги на основе действующего графика движения поездов и анализа колебаний вагонопотоков разрабатывает варианты двух-трех размеров движения для каждого участка работы локомотивных бригад с планомерным включением 50–70% поездов постоянного обращения – «ядра». Нормы эксплуатируемого парка локомотивов для депо, обслуживающих участки в пределах отделения, устанавливает начальник отделения дороги. Для депо, локомотивы которого обращаются на нескольких отделениях, эти нормы задаются начальником службы перевозок.

    Потребность в локомотивах и бригадах устанавливается на основании расчета в зависимости от размеров передачи поездов и вагонов на соседние дороги. Эти показатели являются наиболее важной частью суточного плана поездной работы, который разрабатывается службой перевозок и объявляется отделениям дороги не позднее 15.00, т. е. за 3 ч до начала отчетных суток. На некоторых железных дорогах введена система трехсуточного прогнозирования передачи поездов и вагонов с разбивкой по суткам. Суточные планы не позже 17.00 объявляются локомотивным депо, пунктам технического обслуживания, станциям, кондукторским резервам. Планы поездной работы составляются с учетом более рационального использования локомотивов.

    Возможность современных локомотивов совершать большие безотцепочные рейсы должна учитываться при составлении плана формирования поездов, на основе которого разрабатываются графики движения поездов.

    Планирование поездной работы и регулирование локомотивных парков базируются на следующих положениях.

1. Основой оперативного планирования является план поездной работы

дороги и отделения. Для разработки планов используются месячные технические нормы эксплуатационной работы и оперативные задания, графики движения поездов, данные о вагонопотоках, складывающихся на направления. План поездной работы отделения (варианты размеров движения) объявляется руководителям станций, локомотивных депо, пунктов смены локомотивных бригад и другим причастным подразделениям.

2. Парк локомотивов для вариантов движения по участкам обслуживания

бригадами определяется по коэффициенту потребности на пару поездов, подсчитанному по данным из ведомостей оборота, составленных на основе графика движения поездов. Эксплуатируемый парк локомотивов для направления или зоны обслуживания, отделения и дороги определяется суммированием подсчитанных парков локомотивов по участкам обслуживания бригад.

3. При обслуживании железнодорожного направления (зоны) локомотивами двух дорог или нескольких депо одной дороги рассчитанный парк локомотивов распределяется между ними соответственно ОАО «РЖД» и службой локомотивного хозяйства дороги.

4.Особое внимание следует обращать на соблюдение принципа равночисленного обмена локомотивами по стыковым станциям (пунктам) между дорогами или отделениями. Это позволяет избежать образования избыточного парка локомотивов на одних участках обращения и недостатка локомотивов на других.

    5. В суточных планах и сменных заданиях должны быть предусмотрены: определенный обмен локомотивами по стыковым пунктам между отделениями и дорогами; возврат локомотивов в депо приписки для выполнения технических обслуживаний (ТО-2 и ТО-3) и ремонтов в строгом соответствии с планом постановки их на техническое обслуживание или текущий ремонт; перечисление локомотивов в резерв дороги (на срок не менее 1 суток) или введение из указанного резерва в эксплуатацию при возрастании размеров перевозок; регулировочные меры, обеспечивающие своевременное отправление поездов.

    6. Направление локомотивов на техническое обслуживание и текущие ремонты определяются специальными планами, в которых указывается время постановки локомотивов в пункт технического обслуживания (ПТОЛ) и возвращения его в депо приписки. Эти планы включаются в суточные и сменные задания по обеспечению поездной работы на отделениях.

    7. В соответствии с планом поездной работы определяется потребность в локомотивных бригадах.

    При таком порядке оперативного планирования и организации работы и регулирования локомотивных парков обеспечивается слияние руководства движением поездов и эксплуатацией локомотивов в единый технологический процесс.

    В случае порчи локомотивов перед выдачей или в поездке по различным причинам локомотивный диспетчер совместно с дежурным по отделению, поездными диспетчерами и дежурным по депо принимает меры для обеспечения заданных размеров перевозок за счет введения в эксплуатацию локомотива из резерва управления дороги, ускорения пропуска поездов по участкам, сокращения времени экипировки локомотивов, повышения массы поездов в допускаемых пределах критических норм и т. д.

    Диспетчерское регулирование работой локомотивов оказывает большое влияние на экономичность вождения поездов. Правильное диспетчерское руководство движением поездов должно предусматривать своевременную передачу информации локомотивным бригадам об условиях пропуска поездов, исключать случаи скрещения и обгона поездов на станциях, расположенных на участках с неблагоприятным профилем, например перед затяжным подъемом, задержки поездов у запрещающих сигналов и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.022 с.)