Кризис гуманитарности в современном мире. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис гуманитарности в современном мире.



Кризис гуманитарности в современном мире.

Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя.

3 Гуманитаризация школьной подготовки как возможность реализации личностно-ориентированного подхода

Анализ научной статьи на тему личностно-ориентированного подхода.

- Что является целью воспитательной деятельности педагогов?

Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

 

-Что согласно концепции Духовно-нравственного развития является современным национальным воспитательным идеалом?

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

Отвечают ли этому представлению наши воспитанники?

Подумайте над следующими вопросами:

Существует ли сегодня в действительности опасность «потерять» человека?

Что означает выражение «собственно человеческая недообразованность»?

Сегодня говорят о деградации человека. Кто более всего виноват в этом – сам человек или больное общество, в котором он живет?

Каких умений и навыков недоствет современному человеку?

Каким образом можно выстраивать педагогический процесс в условиях противоречия между принциполм невторжения во внутреннюю сферу человека и необходимостью влиять на нее?

Свобода человека как вы понимаете?

Можно говорить о глубоком нравственном, моральном кризисе в современной России. Многие исследователи говорят о кризисе гуманитарности в современном мире, говорят о проблеме человека. 

Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская, авторы книги «Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды», дают анализ важных научных трудов, посвященных проблемам гуманистической психологии. Они размышляют о том, что научно-технический прогресс породил у человека новую идеологию - технократическую, новое, технократическое, мышление, идеалами которого стали алгоритмичность, однозначность, точность, надежность, универсальность. Такое мышление не рассматривает мир во всей целостности, многогранности и противоречивости. Они приводят следующие вопросы, которые очень остро стоят сегодня перед человечеством.    

Почему небывалые успехи научно-технического прогресса, помимо общеизвестных благ, принесли человеку столько драм и страданий?

Почему созданная, казалось бы, для человека, современная технология разрушает природную среду, истощает ресурсы и создает угрозу гибели человечества в огне ядерной катастрофы?

Каков же выход из создавшейся ситуации?

Изумление человеком – вот что должно быть

Красной нитью всего школьного воспитания.

В. А. Сухомлинский.

Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, ставит во главу угла применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Становится понятной необходимость построения такой системы обучения и воспитания школьников, которая бы полным образом удовлетворяла всем требованиям, предъявляемым к учебно - воспитательному процессу в школе. Современные ученые-педагоги: Степенов Е.Н., Александрова М. А и многие другие творчески работающие педагоги считают необходимым для решения данного вопроса построение личностно – ориентированной системы обучения и воспитания школьников.

Несмотря на очевидную необходимость предлагаемой системы, следует заметить, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно- ориентированного подхода в педагогической практике. Степанов Е. Н. и Александрова М. А. вместе с группой единомышленников систематизировали уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе попытались расширить границы его использования в деятельности педагогов в учебно – познавательном процессе.

Определение личностно – ориентированного подхода с философской точки зрения звучит следующим образом: «Личностно – ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»

В сформулированном определении отражены следующие важные аспекты, такие как:

 Личностно – ориентированный подход является, прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;

 Личностно – ориентированный подход представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

 Личностно – ориентированный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

 

В чем отличие традиционного подхода от личностно-ориентированного?

Существующая система образования целиком пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как мир нуждается в человеке понимающем и сознающем себя, общество и культуру. Проблема школы состоит в том, что она готовит человека, не умеющего человекосообразно вписаться в культуру, в сложный окружающий мир. Образование является орудием закрепления воспроизводства социальных и экономических структур, чем механизмом формирования и совершенствования индивида, коллективных ценностей и знаний, позволяющих человеку менять свою судьбу.

Ценностью и целью трациционного образования является учебный предмет, а не личность.

Педагоги исследователи и практики показали главное отличие личностно – ориентированного подхода от традиционного подхода. Использование в педагогической деятельности того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно – ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании традиционного подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, то есть каких – то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьника.

С точки зрения Степанова Н. И. и Александровай М. А. к основным понятиям личностно – ориентированного подхода можно отнести следующие:

индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающие их от других индивидов и человеческих общностей;

 личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

самоактуализированная личность – человек, осознанно и актуально реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои способности и возможности;

самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

 субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Из основных понятий вытекают исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания школьников, которые отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода:

1. принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

2. принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;

3. принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;

4. принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно - воспитательного процесса в классе и школе;

5. принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;

6.принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля;

Методы и приемы, составляющие технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской соответствуют таким требованиям, как:

диалогичность;

деятельностно - творческий характер;

направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений.

Исходя из теоретических и практических исследований ведущих российских педагогов и собственного опыта работы, можно сделать вывод о наиболее приемлемых методах работы лично-ориентированного подхода, таких как:

1. метод диалога;

2. игровые методы;

3. рефлексивный метод;

4. метод педагогической поддержки;

Диагностические методы;    

Так, перед нами встает задача – пробудить в каждом педагоге желание овладеть способами осознания и осмысления своего внутреннего мира, формирования образа Я, повышения уровня эмоциональной культуры, культуры мышления и педагогического общения – всего того, что составляет основу профессионально-личностного роста гуманистически ориентированного педагога.

Это очень сложная задача. На протяжении долгого времени в педагогике, да и жизни утвердились определенные стереотипы, по-мнению некоторых психологов являются крайне опасными. Один из таких стереотипов – это комплекс традиционных представлений о соотношении мира взрослых и мира детства. Традиционоо считается, что мир человека – это мир взрослого человека. Мир детей является пусть важным, но все же элементом мира взрослых (взрослый воздействует – дети сырье – воспроизведение мира взрослых сего проблемами, в т.ч. духовно-нравственными)

Необходимо отходить от старых традиционных отношений между миром взрослых и миром детей:

Принципы традиционных отношений:

-Принцип субординации: мир детства – это часть мира взрослых, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам, его стремлениям и ценностям; мир детства – несамостоятельный придаток мира взрослых, его обоз, его склад заготовок, его материал.

-Принцип монологизма: мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – это мир учителей и воспитателей, мир взрослых существует, а мир детства только взрослеет, усваивая содержание мира взрослых, их взаимодействие монологично и однонаправлено а приори, содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям.

- Принцип произвола: мир взрослых всегда жил по своим законам и всегда навязывал эти законы детям; мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых, всегда лишь воспринимал воздействия мира взрослых, но никогда не воздействовал на него.

-Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем мира взрослых; этот контроль традиционно рассматривался как необходимый элемент процессов обучения и воспитания, обеспечивающих практически принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых.

-Принцип взросления: развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. планомерное движение детей по созданной миром взрослых лестнице возрастов; в соответствии с данным принципом мир детства обречен на взросление, любые отклонения р/м как аномалии, прявления инфантилизма как проявления психических и физических заболеваний, нормальное взросление – рождение полноценной, т.е. социально адаптированной личности.

- Принцип деформации: мир детства всегда, так или иначе, деформирован вторжением мира взрослых. «Чистая природа мира детства» взрослым практически неизвестна, так как в любом из детских возрастов мир взрослых видит только проявления взрослости или отклонение от этих проявлений (инфантилизм, необученность, невоспитанность)

 

- Как вы думаете, а какие ценности (фактически)  господствуют в мире взрослых?

(Богатства, власть, рассудок – экономическое, политическое и интеллектуальное могущество – именно они ведут к глобальным проблемам)

Фрагмент деловой игры «Подготовка к диалогу»

Кризис гуманитарности в современном мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.021 с.)