Почему человек все более отчуждается от общества, от труда, от достижений культуры? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему человек все более отчуждается от общества, от труда, от достижений культуры?



Почему человек так часто чувствует себя лишенным перспектив, испытывает все более тяжелые стрессы, а неопределенность и беззащитность становятся, чуть ли не обыденными явлениями? [17]

Человека называют «вещью», «деталью мегамашины» (Л, Мэмфорд, Э. Фромм); «человеком толпы» (С. Московичи); «потребителем» (Э. Фромм); «манипулятором», для которого характерно самоущербное поведение (Э. Шостром), одиноким существом на планете   людей (С. Мураяма, С. Тэраути, Э. Фромм); личностью, переживающей «экзистенциальный вакуум», «фрустрацию смысла» (В. Франкл); существом, не способным осуществлять «человеческий» контакт с окружающим его миром, свою потребность в объединении и разделении (С. Гингер, Ф. Перлз, И. Польстер, М. Польстер, И. Ялом); страдающим новыми типами зависимости, в частности, интернет зависимостью (Е.В. Данильчук, Г.Г. Почепцов) [17].

Мир, в котором мы сейчас живем, называют «глобальным», «искусственно-техническим», «компьютерно-информационным». Этот мир бросает вызов человеку, его человеческим способностям. Сегодня, как никогда прежде, обострилась проблема человека, его гуманитарного опыта, связанного с идентичностью личности, ее ответственностью, конструктивным мышлением, выживанием и сохранением жизни на земле.     

Есть немало подтверждений тому, что в нашем жизнеустройстве главным принципом, по которому живет современный человек, - это потребительский принцип. Потребление и удовольствие становятся его важнейшими целями. Мы наблюдаем, как в обществе ценности материальные преобладают над духовными, ценности потребления над ценностями творчества, ценности разрушения - над ценностями созидания, ценности господства - над ценностями солидарности.

Научно-технический прогресс породил у человека новую идеологию - технократическую, алгоритмично однозначную. Человек с такой идеологией не рассматривает мир во всей целостности, многогранности и противоречивости. Очень часто человек в современном мире становится объектом манипулирования, сегодня разрабатываются антигуманистические технологии, с помощью которых можно завоевывать нужных друзей, бездумно потреблять массовую культуру. В таком мире возросла опасность антропологической катастрофы дегуманизации человека, его отчуждения от жизни общества, от труда, от природы и от самого себя.

С.В. Белова рассматривает проявление отчужденности человека от своей деятельностив его негативном отношении к своему труду, в безнравственных результатах профессиональной деятельности, в нежелании повышать уровень своего мастерства; отчужденность от людейвыражается, по её мнению, в межличностных конфликтах, неспособности конструктивно взаимодействовать с другим человеком, неумении организовать эффективную совместную деятельность, отчужденность от собственной личности проявляется во всевозможных духовно-нравственных болезнях, в деструктивном поведении и, в неспособности самостоятельно и эффективно решать свои внутренние проблемы [17].

Гуманитарный же опыт личности связан с умением осознавать себя человеческим существом во всей полноте своей жизни. Проблема гуманитарного опыта человека состоит в понимании им своей «множественности», в умении гармонизировать в себе все статусы и роли, в способности восходить к своей потенциально заложенной человеческой целостности. Гуманитарный опыт, основанный на понимании субъективного мира и своего авторства в жизнедеятельности, есть базовый опыт личности для формирования всех остальных видов компетентностей. Влюбой профессии, прежде всего надо быть человеком. А это начинается с осознания собственного внутреннего мира и с понимания законов взаимодействия с субъективной реальностью. Гуманитарный опыт - это опыт установления диалогических отношений с Другим, предполагающих его принятие, эмпатическое понимание его контекста (осознание), конструктивное взаимодействие с ним (конструктивное разрешение противоречий). Другим может быть все то, что требует понимания, соотнесения с чем-либо. Это могут быть другая личность, культура, природа, жизненная ситуация, деятельность, свое (другое») Я.

Умения и способности, которые позволят человеку быть человеком, касаются тех сфер и ситуаций жизнедеятельности, в которых он себя проявляет как представитель человеческого рода. Как известно, главными такими сферами являются деятельность, общение и познание. Вних обнаруживается наличие или отсутствие у человека так называемых гуманитарных компетенций. Под ними мы понимаем «некоторые внутренние, сокрытые психологические новообразования:знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [57].

Когда мы говорим о гуманитарной компетентности, то предполагаем готовность человека к человеческому саморазвитию и к человекосообразной жизнедеятельности, знание законов такой жизнедеятельности, способность решать гуманитарные проблемы адекватными способами, признавать ценность духовно-нравственного бытия и самосовершенствования, прилагать эмоционально-волевые усилия для того, чтобы брать ответственность за свое «человеческое качество» иза окружающий мир.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.005 с.)