Человеческий капитал и качество жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человеческий капитал и качество жизни



1) Возникновение и роль человеческого капитала в экономике

2) Формирование, оценка и накоп

3) Качество жизни. Оценка и сравнительный анализ.

 

 

(1)

В современной индустриальной эконом людские ресурсы начинают играть иную, чем прежде роль, принимая общественную роль человеческого капитала. Эти перемены связаны с возрастанием роли знаний в следствии чего вложения в укрепление здоровья и образования работников начинают давать непосредственную отдачу. При том вложения в человека оказываются более продуктивными нежели в вещественный капитал. Теория человеческого капитала возникла в США на рубеже 80-ых годов 20 века. Его авторами являются Э.Шульц и Гарольд Беккер. Человеческий капитал обычно определяют как накопленный запас здоровья, знаний, способностей, культуры и опыта которые целесообразно использовать в производственной деятельности и обеспечивают прирост доходов работника фирмы и общества. В отличие от физического (вещественного) чел капитал отличается несколькими особенностями:

1. Он формируется конкретным человеком и неотделим от живой человеческой личности.

2. Формирование индивидуального чел капитала занимает более продолжительный период времени, чем у веществ капитала. И занимает 18 – 25 лет.

3. Эффект от использования чел капитала зависит от личной активности человека, его ценностей и мировоззрений.

Сегодня различают несколько взаимосвязанных видов чел капитала:

1. Капитал здоровья.

2. Круговой капитал, как совокупность навыков и опыта на производстве.

3. Интеллектуальный капитал. Характеризует интеллектуальные возможности личности.

4. Организационно предпринимательский капитал. Связан с организаторской деятельностью.

5. Культурно-нравственный капитал. определяет соц направленность хозяйственных усилий человека.

Все названные виды чел капитала реализуются во взаимосвязи. По этому например: человек отличающийся высоким профессионализмом, но со слабым здоровьем может быть обречён на положение бедного члена общества, и наоборот, очень здоровый, но тупой тоже может оказаться в такой же ситуации.

 

(2)

Формирование человеческого капитала протекает на протяжении большей части человеческой жизни, хотя основные запасы профессиональных знаний и навыков, здоровья и выносливости, а так же ценностных представлений у типичного работника складывается в возрасте до 30 лет. В дальнейшем вплоть до окончания периода активной трудовой деятельности, работник главным образом шлифует уже приобретённые профессиональные навыки, накапливает производственный опыт и поддерживает здоровье. Вместе с тем человеческий капитал может накапливаться по средствам инвестиций. Под инвестициями понимают затраты на образование, воспитание личности, на здравоохранение, а так же укрепление здоровья человека. Оценка человеческого капитала определяется величиной дохода, который человек получает от своей профессиональной деятельности. Первая попытка дать оценку человеческого капитала была предпринята Шульцом в 1960 году в его книге «Формирование Капиталообразования». Он говорит что с ростом образования работника прослеживается тенденция к росту его дохода. В дальнейшем эти исследования повторялись многими учёными и подтверждали первоначальный вывод Шульца о высокой эффективности затрат на образование.

 

(3)

Реализация чел капитала определяется всей совокупностью условий жизни. Эту совокупность нельзя свести только к уровню материального состояния. Для характеристики совокупности этих условий используется категория качества жизни. Измерение качества жизни основано на учете широкого круга количественных и качественных показателей. В наст время единый перечень таких показателей еще не сложился. При их выборе применяются 3 основных подхода:

1. Аксеологический подход. В его рамках качество жизни изучается с позиции многообразия ценностей освоенных и используемых человеком.

2. Поведенческий подход. Исходит из убеждения, что человек должен активно участвовать в возможно более широком перечне видов деятельности.

3. Социально бытовой. Исходит из необходимости учитывать особенности образа жизни отдельных групп населения.

На основе указанных подходов сложился набор показателей качества жизни который был рекомендован ООН в 1995 году, по итогом всемирной конференции состоявшейся в марте этого года в Копенгагене. Вот они все:

1. Продолжительность предстоящей жизни.

2. Размеры и состав домашних хозяйств.

3. Уровень профессионального образования.

4. Преобладающие занятия населения.

5. Положение в занятии.

6. Социально-экономическая группа населения.

7. Состав и динамика населения.

8. Населённые пункты, жильё и географическое положение населения (городское/сельское население).

9. Домашние хозяйства и семьи.

10. Здоровье населения.

11. Медицинское обслуживание.

12. Питание.

13. Уровень образования и неграмотности населения.

14. Педагогические кадры и расходы на образование.

15. Участие в труде и экономически неактивное население.

16. Занятость безработица.

17. Вознаграждение за труд, работающих по найму.

18. Условия труда и подготовка кадров.

19. Социальная мобильность.

20. Доходы, потребление и благосостояние.

21. Уровень, рост и структура доходов домашних хозяйств.

22. Уровень, рост и структура потребления.

23. Распределение доходов и их потребление.

24. Социальное обеспечение и социальная помощь.

25. Досуг, культура и коммуникации.

26. Общественный порядок и безопасность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.009 с.)