Поведение фирм на рынках не совершенной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение фирм на рынках не совершенной экономике



Чистая монополия.

рынки, имеющие структуру чистой монополии, представлены единственным производителем соответствующей продукции. Сама эта продукция не имеет близких заменителей, что делает для потребителей безальтернативным выбор соответствующего товара. вход на рынки чистой монополии для конкурентов обычно заблокирован. Барьеры, препятствующие появлению конкурентов, имеют разную природу. Они могут быть обусловлены законодательными либо административными ограничениями, или иметь чисто экономическую основу как в случае естественной монополии. Чистая монополия означает, что рыночное предложение и предложение фирмы совпадают. Это позволяет фирме-монополисту непосредственно определять уровень рыночной цены, изменяя объем производимой продукции. Поэтому кривая спроса на продукцию фирмы-производителя имеет вид нисходящей кривой.

РИСУНОК 1

Кроме того в отличие от условий совершенной конкуренции кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса. Благодаря этим свойствам фирма-монополист как правило занижает объем производства по сравнению с общественными потребностями и реализует продукцию по цене, превышающий минимум средних общих издержек, что позволяет ей получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Данное обстоятельство иллюстрируется.

РИСУНОК 2

В данном случае P0 превышает предельные издержки, а это указывает на то, что общество оценивает данную продукцию более высоко в сравнении с альтернативными вариантами использования затрачиваемых на ее производство ресурсов. Кроме того, при объеме выпуска Q0 цена реализации P0 превышает издержки ATC0, что позволяет монополии получать экономическую прибыль.

В большинстве случаев существование монополии оправдано экономическими причинами, поскольку емкость рынка достаточно для эффективного функционирования единственной крупной фирмы. В других случаях существование монополии обосновывается необходимостью сохранения госконтроля за жизненно важными для страны отраслями. Но в любом случае чистая монополия находится под контролем государства, которое обычно определяет верхние пределы цены или тарифа на услуги монополии. В РФ к чистым монополиям относят электроснабжение, ж\д транспорт, производство и поставки населению газа. Во всех этих отраслях государство устанавливает предельные значения повышения цен. С учетом прогнозируемых темпов инфляции и необходимости обеспечения производителем уровня рентабельности, достаточного для осуществления инвестиций на развитие компании-монополиста. В последние годы в стране предпринимаются попытки создания конкурентной среды в энергетической отрасли путем разграничения функций между производящими и поставляющими электроэнергию компаниями.

 

(2) Монополистическая конкуренция.

Рынки монополистической конкуренции отличаются достаточно большим числом относительно небольших по отношению к емкости рынка продавцов. Барьеры для вступления на такие рынки новых фирм отсутствуют, поэтому их число может изменяться в зависимости от экономической конъюнктуры. А экономический анализ поведения фирмы ведется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Продукт, производимый в отраслях с монополистической конкуренцией, дифференцирован. В силу этого фирмы борются за покупателя преимущественно методами неценовой конкуренции. Предлагая покупателям новые модели товаров, совершенствуя качество товара, условия его продажи, а также широко используя рекламу. В результате всех этих действий отдельные фирмы завоевывают симпатии определенных групп потребителей, что обеспечивает фирме ограниченный контроль над ценой реализации товара. Фирма может изменять уровень цены в ограниченных пределах, что практически не сказывается на объемах продаж. Тем не менее кривая спроса на продукцию фирмы приобретает некоторый отрицательный наклон.

краткосрочный. В этом периоде возможны 2 различные рыночные ситуации. Если реальная рыночная цена складывается на уровне, превышающем минимум средних общих издержек, то фирма будет получать экономическую прибыль.

РИСУНОК 3

Если же рыночная цена складывается на уровне, который ниже минимума средних общих издержек, то фирма будет нести убытки.

РИСУНОК4

В этом случае убытки фирмы будут минимальными, если она будет производить объем продукции Q0, отвечающий равенству предельных издержек и предельного дохода.

 

В долгосрочном периоде поведение фирм во многом аналогично тому, что наблюдается в условиях совершенной конкуренции. Если в исходный момент времени фирмы, действующие в отрасли, получают экономическую прибыль, то это вызовет приток в отрасль новых фирм. Если же в исходный момент времени имели место убытки, то количество фирм в отрасли станет уменьшаться. И то и другое воздействует на величину рыночного предложения, поэтому в долгосрочном периоде в отраслях с монополистической конкуренцией наблюдается тенденция к достижению равновесного положения при нулевых убытках и отсутствии экономической прибыли

РИСУНОК 5

Принято считать, что отрасли с монополистической конкуренцией предоставляют потребителю более широкий выбор, обусловленный различиями качественных товаров, условиями продажи и некоторыми другими вещами.

 

(3) Олигополия

Олигополия как модель рынка отличается большим многообразием конкретных ситуаций. Общим для таких рынков является небольшое число очень крупных производителей, обеспечивающих преобладающую часть рыночного предложения. Однако в одних случаях эти несколько производителей обеспечивают весь объем рыночного предложения, а в других случаях наряду с ними в отрасли могут действовать несколько десятков мелких фирм. Кроме того в условиях олигополии может производиться как стандартизированный, так и дифференцированный товар. Такое многообразие рыночных ситуаций не позволяет даже теоретически выработать единую модель поведения фирмы. Единственным общим свойством таких рынков является взаимозависимость составляющих ее фирм в области ценообразования. Она подталкивает фирмы согласованием свое ценовой политики. Но, поскольку подобные действия не допускаются антимонопольным законодательством, фирмы вынуждены осуществлять такое согласование в неявной форме. Основными методами неявного согласования цен является лидерство в ценах и определение цены способом и издержки + нормальная прибыль.


21.11.06



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.005 с.)