Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом



Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом

Основу соврем. ИТ сост-т 3 технических достижения:

· Появление новой среды накопления и хранения информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, и др.);

· развитие средств коммуникаций, обеспечивающих доставку информации в любую точку, при этом никаких ограничений по времени и площади нет, широкий охват населения средствами связи (телевидение, радио, сети передачи данных и др.)

· возможность автоматической обработки информации с помощью компьютера по заранее заданному алгоритму.

Совр. инф. технологии направлены на увеличение степени автомат-ции инф. процессов, что в свою очередь является предп-кой уск-ния темпов НТП. Совр. прозв-во не возможно без применения инф. техн-гий, как в управленч. так и произв. сферах.

Можно рассм-ть 4 поколения автоматизри. ИС.1-ые автоматизированные системы по обработке экономической информации (первоначально АСУ) сформировались в 60-хх гг. 20в. 4 поколения автоматизированных экономических инф. систем:

1. с 60-хх- 80-хх гг. 20 в. Характерна автоматизация планово-экономических и бух. расчетов с ориент. на традиц. методы управления. АЭИС 1-го поколения копировали ручные методы управления, имели разомкнутый характер и были ориентированы на конкретные экономические объекты. Хранение инфо. осуществлялось в локальных файлах, ориент. на конкр. задачи.

2. с 80-хх гг до к. 20 в. Появились оптимальные алгоритмы, возникло понятие диалоговой обработки данных. Появились БД и интегрированные БД, магнитные носители большой емкости, языки высокого уровня и вариативность типизированных элементов программного обеспечения.

3. Соврем. АС можно отнести к АЭИС 3-его поколения. По содержанию решения задач и структуре построений они являются интегрированными корпоративными информационными системами, охватывающими автоматизацией все стадии создания изделий и все уровни управления. При решении функциональных задач примен. методы оптимизации и метод моделирования, экспериментальные системы. В качестве технических средств используются многомашинные, многопроцессорные вычислительные комплектующие, образованные с пом. вычислительных сетей, распространенных систем обработки данных. Все бизнес процессы как внутренние, так и внешние используются как интегральные, так и пакетные режимы обработки данных.

4. АЭИС – это гибкие, адаптационные интегральные системы с элементарными искусственного интеллекта. Эти системы реализуют безбумажное управление эк-им объектом с адаптационными изменениями. В них происходит накопление и использование не только данных, но и знаний. Они принимают соответствующий характер и представляют системы поддержки и принятия управленческих решений.

 

Классификация автоматизированных экономических информационных систем

1.Настольные – предназначены для одного конечного пользователя, автоматизированные рабочие места специалистов(АРМ).2.Офисные – для обеспечения информацией подразделения предприятия или мелкой организации. К такому роду систем относят системы автоматизации бухгалтерской, складской, торговой деятельности. Данные системы более сложные, по сравнению с настольным требуют локального вычисления сети и соответствующего прогрессивного обеспечения.3.КИС- для автоматизации крупного экономического объекта, характеризующегося наличием территориального подразделения, количественно-разнородной функцией.

Требования к корпоративным информационным системам

К КИС предъявляется ряд требований:системность, комплексность, модульность, открытость, адаптивность, надежность, безопасность, масштабность, мобильность, простота изучения.

Системность и комлексность:КИС должна охватывать все уровни управления. От корп-ции в целом до её филиалов. Модульность: инф-ция КС м.б. достаточно строго структурирвоана в кажд. узле инф. потока. Вся инф. модель склады-ся из отдельных инф. структур-модулей. Открытость:КИС предполагает возможность наращивания доп. др. систем, расшир-ие за счет включения уже существующих инф. систем. Адаптивность: предпр-тие и его КИС должны гибко реагировать на меняющиеся внеш. и внутр. условия. КИС надстройки на мен-ся внеш. среду.

Надежность: КИС является неотъемлимой частью всего предприятия в целом. Сбой КИС равносилен аварии на технологич. участке.

Безопасность: хранение информации в электрон. виде делает систему уязвимой и повышает требования к обеспечению инф. безопасности. КИС должна обеспечивать защиту данных от потерь, сохранение целостности и непротив0ти данных, защиту от несанкционир. доступа.

Масштабсноть:под ней понимается возможность использования одной и той же КИС и одной и той же технологии урпавления на любом уровне предприятия и при любом его размере.

Мобильность:это требование необходимо для обеспечения возможности перехода на др. программ.-аппарат. платформу без координал. перестройки КС.

Простота изучений:КИС должна иметь интуитивно понятный пользователю интерфейс, наличие подробной и понятной пользователю технич. документации, возможность обучения пользователя на спец. курсах.

Классификация ОС

· дисковые операционные системы (ДОС)

· ОС общего назначения

· ОС реального времени

· Системы промежуточных типов

Для целей обеспечения функционирования КИС применяются сетевые ОС общего назначения.

Семейство сетевых ОС корпорации Novell основано на концепции интегрированной вычислительной арх-ры (NICA), к-рая позволяет создать открытую сетевую среду, интегрирующую рес-сы серверов, настольных комп-ров, больших и мини- ЭВМ и поддерживающую на рабочих станциях разные операционные системы: Windows, DOS, OS|2, UNIX, Macintosh; Помимо операционных систем важной частью системного ПО КИС являются средства (среды, системы) программирования. С их помощью создаются прикладное программное обеспечение, реализующее алгоритмы обработки задач предприятия. Средства программирования: Centura Team Developer - мощная среда разработки приложений, обеспечивающая широкие возможности масштабирования приложений и интеграцию корпоративных систем с Internet; Centura Ranger - сервер баз данных, реализующий средства универсальной репликации данных; Centura Web Data Publisher - система, обеспечивающая эффективную и безопасную передачу данных через Internet; Centura Application Server - система, обеспечивающая возможности разделения приложений Centura.

КИС.

Сеть- соеденение 2 и более вычисл-х машин с целью совместного исп-я инф-х и вычисл-х рес-сов. Компы, входящие в сеть, могут совместно исп-ть данные, переферийные устр-ва, вычислит. рес-сы. Компы, предоставляющие рес-с в сеть наз-ся сервером, а исп-щий рес-сы наз-ся клиентом. Если все комп. сети равноправно предоставляют свои р-сы для исп-я- сеть наз-ся одноранговой. Сети, где присутствует спец-но выделенный комп в кач-ве сервера, сеть с выдел-м сервером. По терр-ным и инфор-му признаку сети ÷ на:домашние, локальные вычислительные сети, городские, муниципальные сети, корпорат-е сети.При постр-ии сети исп-ся термин «топология сети», к-ый хар-ет физич. расположение компов, кабелей и др. компонентов сети. Топология сети обуслав-ет её хар-ер. Выбор топологии опред-ет состав сетевого оборуд-ния, хра-ки сетев. оборуд-ния, возмож-сти расшир-ия сети, способ упр-ия сетью.Все сети спроятся на основе 3х баз. типологий: шина, звезда, кольцо.Тип-гия типа «шина» предполагает, что все компы сети присоедены к 1му кабелю, назыв-му шиной. В том случае, когда компы подключены к сегментам кабеля, выход-щим из 1ой точки (концентратор) топ-гия наз-ся «звездой». При исп-ии топ-гии типа «кольцо» сетефой кабель замкнут.Для лок. сетей важно понятие «среда передачи данных». Под ней понима-ся физич. канал передачи.Бывает:закрытая и открытая. В закрыт. среде распр-ние сигнала ограничено каналом и сигнал не покидает среду передачи данных. Откр. среда предп-ет свобод. распр-ие сигнала, неогранич. каналом.Люб. тип-гия сети имеет огранич-ия, связ-ые с каналом передачи данных и с исп-ми сетевыми устр-ми. Для снятия этих огранич-ий исп-ся спец. актив. сетевые устр-ва, позволяющие усиливать сигнал в сети, сегментировать сеть и сторить из отдел. сегментов сеть слож. конфиг-ции, переадресс-ть и маршрутизир-ть пакеты передачи и т.д.Для корпоратив. вычислит. сетей исп-мя сети слож. или комбинир. тип-гии с выдел. сер-ром. Выделен. наз-ся такой комп., к-ый функц-ет только как сервер. Конеч. польз-ли не имеют непосред-го доступа к сер-ру, но могут польз-ся его инф. и вычислит. рес-ми.С ув-ем размера сети и ростом объемов сетевого трафика необходимо ув-ть кол-во сер-ров в сети. Распред-ие задач серди неск-ких сер-ров гарант-ет оптим. исп-ие сетев. рес-ов и надеж. хранение инф-ции. Круг задач, к-ые должны решать серверы в сети многообразен.Чтобы приспособ-ся к возраст-им потреб-тям польз-лей серверы в больших сетях стан-ся специализир. Напр., файл-сер-ры, предназ-ны для хран-ия больших объемов инф-ции, принт-сер-ры для обеспеч-ия централиз. упр-ия печатью, серверы приложений предназ-ны для хранения данных польз-лей и решения их приклад. задач. Почтю сер-ры обеспеч-ют обмен. почт. сообщ-ми м-у польз-ми сети. Коммуникац. сер-ры упр-ют потоком данных м-у лок.-выч. сетью и др. сетями или удал. польз-ми

 

17. Администрирование корпоративных компьютерных сетей.

Сетевое администрирование корпоративных компьютерных сетей решает ряд задач, в том числе:

· управление работой пользователей и защитой данных;

· обеспечение доступа к ресурсам;

· поддержка приложений и данных;

· установка и модернизация прикладного программного обеспечения.

Основная задача по администрированию системы сводится к надлежащему контролю за целостностью баз данных, безопасностью, загрузкой серверов и ведению учетных записей пользователей. Эти мероприятия требуют от администратора наибольшего внимания, т.к. от них во многом зависит эффективность и надежность функционирования системы в целом.В КИС должно быть ответственное лицо (администратор системы), отвечающее за все перечисленные ф-и. Осн. ф-ей админа явл-ся админ-ние польз-лей. Каждый польз-ль сис-мыидентифиц-ся учётной записью, которая определяет его полномочие в системе и его уникальное польз-ое опр-ние.Полномочия пользователя определяют те операции, которые он может совершать работая в лок. выч. сети. Уник. польз. опр-ние опреде-ет инф. и прог. рес-сы, доступные дан. польз-лю.Админ-ние приклад. модулей, установка новых или замена старых приклад. программ в сис-ме.Обеспеч-ие инф. безоп-сти сети происходит след. образом:

- разгранич-ие прав доступа польз-лей к инф. рес-ам

- контроль за действиями поль-ля в сети

 

Интерфейс ПК «Галактика»

ПК «Галактика» обладает развитым пользовательским интерфейсом, построенным с учётом всех современных требований. Все задействованные в данной версии модули отображаются в главном меню системы. Окно каждого модуля имеет собственное меню, пункты к-рого расположены в соотв-вии с технологией обработки информации в данном модуле. Как правило, это пункты: «документы»; «операции»; «отчёты»; «настройка». Каждый модуль может дополняться другими пунктами меню, необходимыми в данном модуле. Содержимое пунктов меню всегда разное. Ввод информации осуществляется в экранной форме максимально приближенной по внешнему виду к реальным эк. док-там. Везде где это возможно ввод информации с клавиатуры заменяется на выбор информацией из соответствующего каталога. В «Галактике» имеются поля для ввода информации поля белого и серого цвета. В поля серого цвета информацию вводить нельзя, можно только выбрать из каталога. В поля белого цвета информацию надо вводить вручную. Для выполнения дополнительных действий пользователя в каждом окне имеются экранные кнопки; нажатие к-рой инициирует дополнительные действия системы. Также для выполнения дополнительных действий можно использовать функциональные клавиши/сочетания клавиш. Подсказки о том какие клавиши доступны в настоящий момент содержатся в строке состояния окна внизу экрана.

 

Настройка ПК «Галактика»

Настройка происх. В 3 этапа:

1. Инсталяция ПК. В процессе этого этапа происходит анализ технич. и прогр. среды, в кот. ПК будет функционировать. Гал. Определяет тип ОС, конфигурацию ЛВС, кол-во раб. станций(пользователей). На этом же этапе происходит анализ им-ся СУБД и настройка на них. Если никакие СУБД не устан-ся, то ПК устан-т одну из пользовательских СУБД в зависимости от конфиг. лок. сети и кол-ва пользователей. Гал. исп. СУБД:Betrieve, Oracle, MS SQL Server, Pervasive.

2. Настройка ПК на конкр. экон-й объект, структуру пред-я, производимую продук-ю, выполняемые произв. функции, партнеры предприятия, применяемые алгоритмы расчетов, исп. валюты и многое другое. На 2 этапе настройки происх. заполнение соот-х катологов, классификаторов, справочников, в рез. кот-х создается единая инф. база предп-я, исп-я всеми модулями. Помимо этого необх. так наз-я общесистемная настройка, кот. позволяет выбрать из мн-ва алгоритмов, предл-х системой те, кот. соот-т особенностям данного предп-я. Здесь же фамилии руководителей, банковские реквизиты, базовая валюта.

3. Настройка конкр-х модулей. Н., модуль расчета з/п.

Модели жизненного цикла КИС

Сегодня проектирование информационных систем постепенно переходит от исследовательского процесса с непредсказуемыми последствиями к высокотехнологичному производству, нацеленному на гарантированный результат. Сохраняя классическую структуру жизненного цикла информационной системы, современная технология проектирования имеет две особенности:
а) новое, более технологичное наполнение отдельных этапов проектир-я;
б) новые м-ды управл-я процессом проектир-я.. Жизненный цикл включает в себя:

1. Предпроектную стадию

1.1. Осознание потребности в автоматизации;
1.2. Определение целей, задач и стратегии автоматизации;
1.3. Составление технического задания на проектирование;

2. Стадию проектирования

2.1. Проектирование архитектуры системы;
2.2. Проектирование функциональной модели;
2.3. Проектирование информационной (концептуальной) модели;
2.4. Проектирование алгоритмической модели;
2.5. Составление технического задания (спецификации) на разработку;
2.6. (Исполнение “пилотного” проекта);

3. Стадию разработки

3.1. Разработка базы данных;
3.2. Разработка (установка) технических средств;
3.3. Разработка сетевых приложений;
3.4. Разработка пользовательских приложений;
3.5. Разработка документации;

4. Стадию внедрения

4.1. Верификация (тестирование) системы;
4.2. Корректировка системы;
4.3. Обучение персонала;
4.4. Опытная эксплуатация;
4.5. Акт о внедрении;

5. Стадию эксплуатации;

6. Стадию модернизации.

Методы проектирования КИС

Сущ-ют 3 метода проектри-ия КИС:

1. индивид. или оригинал. проектир-ие

2. типовое проектир-ие

3. автоматизир. проектир-ие

1. при исп-ии этого м-да об-т упр-ия рассматривается как уникал. объект и для него создается собств. КИС, отражающая все особенности деятельности дан. объекта.

Разработка этим методом хар-ся высок. ст-тью, длител. сроками разраб-ки, полным и точным соответ-ем деят-ти предпр-тия.

2. в наст. время наиб. популяр. являются методы типового проектирования. При использовании этих методов в качестве типизируемого элемента рассматривается отдел. управленч. функция (задача), отдел. функц. подсистема или эк. объект в целом.

При использовании типового проектирования на предпритии использ-ся готов. проект. решения для автомат-ции выбранных типов элементов. Как пример, такие готовые проекты решения присутствуют на рынке программных продуктов, продаются как Т и требуют адаптации, настройки, на особенности конкрет. предприятия.

Методы типового проектирования характеризуются относительно невысокой стоимостью разработки, небольшими сроками проектирования и внедрения, высоким качеством разработки.

3. автоматизир. проектирование предполагает создание проекта сис-ма полн. или частично автоматизир. путём с пом-ю спец. инструмент. среды «системы автоматизир. проектир-ия»(САПР)

Принципы проектирования КИС

Анализ опыта разработок АИС, их внедрения и ф-ния позволил опред-ть след. принципы, к-ые в обязат. порядке должны учит-ся при проект-нии КИС:

Принцип идентичности – разработка новых, соверш-ние уже сущ-щих или внедрение получаемых извне АИС-мы различ. функц-го назначения, вкл-ая КИС, являются в орг. и общем методологич. планах сходными науч.-технич. проблемами.

Непрерывность, поэтапность и преемственность разработки и развития: КИС – пост-но развив-ся сис-мы; кажд. нововведение служит развитием осн. системных принципов и уже достигнутого кач-ва.

Адаптивность: сост-щие КИС должны обладать св-ми, обеспеч-ми быструю адаптацию этих сост-щих к измен-ям внеш. среды и новым ср-вам.

Модульный принцип построения программ.и технич. ср-в предп-ет, что указ. ср-ва состоят из блоков (модулей), обеспеч-щих возмож-сть их замены или измен-ия с целью соверш-ния ф-ния КИС или её адаптации к новым условиям.

Принцип технологичности: автоматиз-ая технология означает разработку новой техн-гии или модер-цию сущ-щей в усл-ях КИС и не допускает простого исп-ия разработанного программ.-аппарат. обеспечения в усл-ях старых традиц. техн-гий.

Технологич.(в том числе – сетевая) интеграция: предп-ет единство для всей сис-мы техн-гии создания, обновления, сохр-ия и исп-ния информац. рес-сов и, в част-ти, однократ. обработку инф.док-тов, а также их многократ. и многоцел. исп-ие.

Принцип корпоративности: при проект-нии АС, входящей в состав сис-мы более высок. ур-ня (города, ведомства, респ-ки и т.п.), должна быть предусм-на её аппарат., программ., лингвистиче. и инф. совместимость с др. участниками сис-мы и/или сети КИС.

Полная нормализация процессов и их мониторинг: многоцел. исп-ние инф-ции КИС требует обеспечения высок. достовер-ти данных в сис-ме. Для этого на различ. этапах обработки и ввода инф. док-тов необходимо исп-ть различ. формы конт-ля инф-ции, требования к к-му могут быть сформир-ны из состава решаемых задач и обрабатываемых данных. Пост. мониторинг необходим также для получения кач. и количественных хар-к ф-ния КИС на основе встраиваемых и спец. разраб-мых ср-в интеллект. стат-ки.

Регламентация: КИС ориентированы на ф-ние в промышленном режиме, обеспеч-щем масс. поточную обработку инф. док-тов; эта обработка реглам-ется стандартами, маршрут. и пооперационными техн-ями, нормативами на ресурс. и вр. показ-ли, развитой службой диспетчеризации.

Экономическая целесообразность: создание КИС должно предусматривать выбор таких проектных решений (в том числе программных, технических и организационно-технологических), которые при условии достижения поставленных целей и задач обеспечивают минимизацию затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Ориентация на первых лиц объекта автоматизации: успешное выполнение работ по созданию автоматизированной системы, её развитию и эксплуатации возможно только при условии их безусловной поддержки первым лицом объекта автоматизации (директора предприятия, банка и т.п.) В подразделениях автоматизируемой организации ответственность за выполнение работ (предпроектное обследование, приёмку подсистем КИС, их эксплуатацию) должна возлагаться в первую очередь на руководителей соответствующих подразделений.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Главное меню ПК «Галактика»

Система имеет модульную структуру, модули объединены в функциональные контуры:

ü Информ. система для рук-лей предназначен для принятия решений в процессе ведения хоз. деят-ти рук-лями разных уровней. Формируют необходимую информацию в требуемых разрезах наглядно динамике с предварительным анализом, при этом решаются задачи формирования целей руководителя на языке агрегированных показателей; получение агрегиров. показателей с контролем на полноту и непротиворечивость; расчет отклонений фактич. показателей от планов; отображение показателей наибольшей наглядностью и удобным способом; отслеживание показателей на предмет критических отклонений. Способы представления информации:

v ежедневные, ежедекадные отчеты

v построение графиков динамики изменяемых процессов

v вывод показателей в натуральном, стоимостном выражении, в %, …

ü финансовый контур для автоматизации процесса управления фин. р-сами и фин. потоками. Предполагает планир-е, соглас-е и утверждение бюджета, моделир-е различных вариантов бюджета, формир-е фактических пок-лей исполнения бюджета, анализ исполнения бюджета и корректировка бюджета

ü контур логистики включены модули:

v управления договорами

v  складской учет

v  управление снабжением (закупками)

v управление сбытом

ü  поставщики-получатели

Контур управления персоналом позволяет автоматизировать учёт кадров на предприятии и выполнять вычислит-е процедуры, связанные с оплатой труда персонала: 2 модуля:Кадры, З.п.

Модуль кадры предназачен для ведения штатного расписания и автоматиз-я ведения личныхкарточек сотрудников для планир-я и учета раб времени.

Модуль з.п. полностью автоматизирует деят-сть бухгалтеров-расчетчиков, позволяет проводить расчет налогов, при повременной и сдельной з.п.

Контур БУ – формирование всего спектра док-тов сопровождающих движение ден. ср-в. Автоматизированы следующие участки БУ:

v касса

v мат. ценности

v основные ср-ва и нематериальные активы

v фактические затраты

v векселя и кредиты

v налоговый учет бухг. отчетность

ü Контур отраслевых решений – для автоматизации деят-сти предприятий, имеющих специфические особенности в хоз. деятельности:

v розничная торговля

v модуль управления автотранспортом

v сервисное обеспечение для учета услуг по ремонту, тех. обслуживанию, для автоматизации деятельности, ремонту быт. техники

 

Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом

Основу соврем. ИТ сост-т 3 технических достижения:

· Появление новой среды накопления и хранения информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, и др.);

· развитие средств коммуникаций, обеспечивающих доставку информации в любую точку, при этом никаких ограничений по времени и площади нет, широкий охват населения средствами связи (телевидение, радио, сети передачи данных и др.)

· возможность автоматической обработки информации с помощью компьютера по заранее заданному алгоритму.

Совр. инф. технологии направлены на увеличение степени автомат-ции инф. процессов, что в свою очередь является предп-кой уск-ния темпов НТП. Совр. прозв-во не возможно без применения инф. техн-гий, как в управленч. так и произв. сферах.

Можно рассм-ть 4 поколения автоматизри. ИС.1-ые автоматизированные системы по обработке экономической информации (первоначально АСУ) сформировались в 60-хх гг. 20в. 4 поколения автоматизированных экономических инф. систем:

1. с 60-хх- 80-хх гг. 20 в. Характерна автоматизация планово-экономических и бух. расчетов с ориент. на традиц. методы управления. АЭИС 1-го поколения копировали ручные методы управления, имели разомкнутый характер и были ориентированы на конкретные экономические объекты. Хранение инфо. осуществлялось в локальных файлах, ориент. на конкр. задачи.

2. с 80-хх гг до к. 20 в. Появились оптимальные алгоритмы, возникло понятие диалоговой обработки данных. Появились БД и интегрированные БД, магнитные носители большой емкости, языки высокого уровня и вариативность типизированных элементов программного обеспечения.

3. Соврем. АС можно отнести к АЭИС 3-его поколения. По содержанию решения задач и структуре построений они являются интегрированными корпоративными информационными системами, охватывающими автоматизацией все стадии создания изделий и все уровни управления. При решении функциональных задач примен. методы оптимизации и метод моделирования, экспериментальные системы. В качестве технических средств используются многомашинные, многопроцессорные вычислительные комплектующие, образованные с пом. вычислительных сетей, распространенных систем обработки данных. Все бизнес процессы как внутренние, так и внешние используются как интегральные, так и пакетные режимы обработки данных.

4. АЭИС – это гибкие, адаптационные интегральные системы с элементарными искусственного интеллекта. Эти системы реализуют безбумажное управление эк-им объектом с адаптационными изменениями. В них происходит накопление и использование не только данных, но и знаний. Они принимают соответствующий характер и представляют системы поддержки и принятия управленческих решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.198 (0.08 с.)