Раздел 1. Методологические основы маркетинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Методологические основы маркетинга



Раздел 1. Методологические основы маркетинга

Тема 1:ВВЕДЕНИЕ

Основные понятия и определения маркетинга

План урока: 1. Введение

                  2. Основные понятия и определения

                  3. Эволюция концепции маркетинга

                  4. Цели маркетинга

                  5. Задачи маркетинга

Маркетинг, как наука сравнительно недавно стал обладать умами предпринимателей и бизнесменов России. До недавнего времени такого предмета не было даже в экономических институтах России, а сейчас его изучают студенты практически всех специальностей. Это связанно с тем, что маркетинг – одна из основных дисциплин профессиональных деятелей рынка, руководителей предприятий, менеджеров, работников сбыта, рекламы и др.

Как же давно появилась маркетинговая деятельность? Однозначный ответ на этот вопрос пока не могут дать ни историки ни экономисты. Существует множество предположений на эту тему, но если перелистать страницы истории, то можно увидеть что маркетинг существовал еще много веков назад, и свое рождение он получил вместе с развитием торговых отношений.

Н-р: 1792-1750 гг до н.э. правление вавилонского царя Хаммурапи, известного своими законами. Свод законов содержал 282 параграфа. В них есть и «законы о собственности» и разные виды аренды, и условия совершения торговых сделок, регламентация соглашений о товариществах, вопросы наследования и возмещения убытков

В древнеиндийском трактате 4 века «Артхашастра»(наука о пользе практической жизни)много внимания уделено системе управления налогами, монетным двором т.е. системе управления государственной казной.

В XIII в во Франции происходит рассвет знаменитых торговых шампанских ярмарок, на которых активно использовались и расчеты при помощи векселей.

В результате великих географических открытий происходит резкое расширение сферы мировой торговли. Из 510 млн. км2 земной поверхности в 1400г. Европейцам были известны лишь 50. Но к 1500г. Обследованная площадь составила 110, а еще через 100 лет 310 млн км2 . Торговые пути перемещаются на Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Если венецианцы ежегодно доставляли в Европу 200 тонн пряностей, то сразу после открытия морского пути в Индию, португальцы стали перевозить 7000 т. пряностей. Происходит резкая активация биржевой торговли.

В 1653г. В России по просьбе виднейших купцов вводится единая система взимания таможенных пошлин.

[Это только некоторые факты, говорящие о том, что маркетинг, как философия бизнеса возник с началом товарообменных операций]

Теория маркетинга отмечает, что примерно в 1650г. А Японии первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который может быть назван первым универмагом. Там он проводил политику, предвосхитившую на 250 лет то, что осуществляли потом крупнейшие фирмы, а именно: стал покупателем для своих потребителей, закупал в лавку те продукты и товары, которые были нужны им, искал средства и источники для их производства.

[Экономическая литература запада, считает родиной современного маркетинга – США т.к. первым человеком, который указал, что маркетинг должен стать центральной функцией предприятия был К. Маккормик – американский механик из международной кампании по производству уборочных машин. Он ввел в практику маркетинговые исследования и маркетинговый анализ, концепцию создания рынка, ценовую политику, сервисное обслуживание]


Маркетинг – Это человеческая деятельность направленная на удовлетворение нужд и потребностей по средством обмена.

Суть маркетинга в том, чтобы производить и продавать товары необходимые покупателям а не продавать то, что уже произведено.

Нужда – чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком. (в пище, одежде, жилище, образовании, и т.п.)

Потребность – нужда принявшая специфическую форму в соответствие с культурным уровнем и индивидуальностью потребителя.

Спрос- потребность подкрепленная покупательской способностью.

Предложение – количество товаров и услуг которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода времени.

Товар – все то, что может удовлетворить потребность или нужду, предлагается на рынке.

Услуга – Действие приносящее пользу, помощь другому.

Сделка – коммерческий обмен ценностями, между двумя сторонами. Если сделка предполагает обмен товарами, то она называется бартерной.

Цена – отпускная стоимость товара, услуги в денежном выражении.

Полезность продукта – способность товара или услуги удовлетворять потребности потребителя от пользования данной услугой или товаром.

Концепция маркетинга – определяет ориентиры кампании на настоящие и будущие нужды покупателей с созданием приемлемого предложения для удовлетворения существующей потребности и получения прибыли. (Концепция – определенный способ понимания, трактовки конкретных явлений, процессов и категорий.)

Эволюция концепции маркетинга может быть представлена следующей поэтапной схемой формирования и развития.

1. Натуральное хозяйство, отсутствие маркетинга.   Охотник                     гончар

Полное удовлетворение прожиточных потребностей                                     

на основе создания определенных «нужных» товаров. Земледелец          рыбак

                                                                                                                           

                                                                                         Самообеспечение (попрошайничество)

 


2. Натурально- товарное хозяйство.                Охотник                                      гончар

Маркетинг отсутствует, но зарождаются                                                                                           

 примитивные формы обмена товарами.        Земледелец                           рыбак

                                                                                         Децентрализованный обмен

3. Появление товарно–денежных отношений.           Охотник                гончар

Зарождение элементов маркетинговой деятельности                                                                                                                                                                  Рынок

в виде ценовой политики, рекламы,                             Земледелец       рыбак

развития сбытовой деятельности.

                                                                                                     Централизованный обмен

Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей и производителей товаров

Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными деятелями приходится быть продавцам (предложение превышает спрос. Н-р: Чистая конкуренция. продовольственные, вещевые рынки, магазины, ремонтные мастерские, фото-ателье и т.п.)

Рынок продавца – это такой рынок на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными приходится быть покупателям. (Спрос превышает предложение. Н-р: Монополии. Предоставление коммунальных услуг. Прием акций, Банковские операции, и т.п.)


Конъюнктура рынка – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке, на данный момент или в какой-то ограниченный момент времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.

Конъюнктурообразующие факторы можно сгруппировать следующим образом:

· Постоянно действующие (Изменение условий развития экономики страны, региона; влияние монополий, НТП, воздействие гос. сектора экономики, инфляция)

· Непостоянно действующие ( Сезонность производства или завоза продукции, стихийные бедствия, локальные конфликты, влияние конкурентов ) которые предвидеть трудно и которые учитываются по факту.

Управление маркетингом – анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий рассчитанных на укрепление, установление и поддержание выгодных обменов с покупателями ради достижения определенных задач организации. (получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка).

Задача управления маркетингом -  заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении поставленных целей.(Попросту говоря управление маркетингом это управление спросом)

Можно выделить следующие задачи маркетинга в организационно-технологической целостности хозяйства.

1. Непосредственная связанность производственных процессов, благодаря инфраструктурному единению.(инфраструктура- отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества)

2. Достижение соединения всех промежуточных конкретных производств таким образом, чтобы «выход» продукта из одного производства, был одновременно «входом» в другое, при оптимальном времени на транспортировку.

3. Ориентация конечного продукта (услуги) на конкретного потребителя.

Успешное решение перечисленных маркетинговых задач, предполагает реализацию фирмами 2х важнейших условий:

1) Ориентация на рыночную стратегию в целом, а не на минимизацию расходов в отдельных звеньях цепи товародвижения

2) Постановки каждой фирмой перед собой четких целей по активации рыночных усилий и завоевание сегментов рынка.

Цели маркетинга.

1. Достижение максимально высокого уровня потребления, которое в свою очередь, создает условие для максимально высокой занятости и богатства. (Их кредо: «Не много, но здорово!» Н-р: производители оптики вводят в моду очки различной модификации, производители автомобилей пытаются поднять престиж дорогостоящих машин).

2. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. (Уровень удовлетворенности измерить трудно, и удовлетворение потребностей некоторых категорий потребителей может нанести неповторимый ущерб обществу н-р: потребление водки, наркотиков. Т.ж. степень удовлетворенности потребителей некоторых товаров зависит от того на сколь ко мал круг лиц имеющих эти товары Н-Р: Яхты, виллы, дорогие автомобили и т.п.)

3. Предоставление максимально широкого выбора.(Система маркетинга должна дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу. Здесь есть свои минусы: 1) Максимальное удовлетворение вкусов потребителей требует много затрат – рост цены – снижение масштаба потребления 2) Разнообразие требует больше времени на ознакомление с товаром, вызывает чувство растерянности. 3) Увеличение числа товаров не означает расширение возможности выбора н-р: молоко от разных производителей)


4. Максимальное повышение качества жизни. (Оценивается по воздействию, которое система маркетинга оказывает на качество физической и культурной сферы общества.)

Благодаря маркетинговой деятельности, фирма достигает следующих целей:

1. расширение объема продаж и рынков сбыта

2. увеличение занимаемой доли на рынке сбыта

3. рост прибылей и обеспечение обоснованности принимаемых руководством фирмы решений в области производственно-сбытовой и научно-технической деятельности.

Переход к рыночной экономике и связанные с ним коренные изменения хозяйственных отношений неизбежно ставят российские предприятия перед необходимостью работать по-новому, по законам и требованиям рынка приспосабливая все стороны своей производственно сбытовой деятельности к меняющейся рыночной ситуации и запросам потребителей, соревнуясь при этом с конкурентами.

Руководству и специалистам предприятия необходимо знать, как разбить рынок на сегменты, как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка. Как структурировать(сортировать) и испытывать новый товар, как его рекламировать и продавать, чтобы потребители стремились приобрести именно этот товар, как посредством цены донести до потребителю идею ценности товара. Иначе говоря им необходимо освоить ту область деятельности, которая охватывается понятием маркетинг.

Многие ошибочно отождествляют понятие «маркетинг» со сбытом продукции, его стимулированием т.е. с торговлей, Но сбыт продукции – это всего лишь одна из многих его функций, причем зачастую не самая существенная.

Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель так хорошо познать и понять клиента, что товар будет точно подходить последнему и продавать себя сам.

Д/З Конспект + учебник «Маркетинг» Мурахтанова, Еремина стр1-14; уч. «Маркетинг» А.В. Лукина 1-8.

Закрепление материала

1. Чем отличается маркетинг от коммерческих усилий по сбыту? Какую работу предпочли бы Вы после окончания колледжа специалиста по маркетингу или специалиста по сбыту?

2. Вы собираетесь пойти позавтракать в кафе быстрого обслуживания. Примените к данной ситуации понятия: «товар», «обменная сделка», «Рынок».

3. Как Вы думаете почему в последнее время маркетинг стали применять многие некоммерческие организации?

4. На каких основных понятиях основана маркетинговая деятельность?


Задания для закрепления материала

1. Всем ли предприятиям нужно применять концепцию маркетинга?

2. Успех корпорации «Проктер энд Гембел» нередко приписывают ее умению быть хорошим «слушателем». Как соотнести это утверждение с концепцией маркетинга?

3. Почему некоторые организации переходят от концепции маркетинга, к концепции социально-этического маркетинга?

4. В каких случаях целесообразно использовать концепцию совершенствования производства?

Д/З Изучение конспекта + чтение учебника С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов стр 29-34, или Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. стр 15-20


План:

Функции маркетинга

Принципы маркетинга

1. Комплекс маркетинга одно из основных понятий системы маркетинга.

Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. (Ф. Потлер).

Современное определение комплекса маркетинга – К. М. – представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности кампаний к ситуации на рынке а т.ж. своевременного гибкого реагирования на ее изменения.

Составляющими комплекса маркетинга являются:

1. Товарная политика

2. Ценовая политика

3. Сбытовая политика

4. Коммуникационная политика

Главная цель разработки комплекса маркетинга – обеспечение устойчивых, конкурентных преимуществ кампании, завоевание прочих рыночных позиций.

Маркетинг может быть простым, даже элементарным, а может быть очень сложным, включающим перспективное планирование продукта, разработку и ведение ценовой политики, анализ не только рынка, но и самого предпринимательства. Чем многограннее деятельность фирмы, тем многограннее маркетинг.

 

Принципы маркетинга

Чтобы использовать маркетинг для повышения эффективности производственно- коммерческой работы, необходимо оперативно откликаться на изменения рыночной конъюнктуры, свободно маневрировать производительными и иными ресурсами предприятия.

Основные принципы маркетинга включают:

1. нацеленность на достижения конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности, эффективную реализацию товара на рынке в плановых количествах, что означает овладение определенной долей рынка в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.

2. Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой деятельности, что требует особого внимания к прогнозным исследованиям разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную деятельность.

3. Применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них: - ориентация на нововведение на рынок новых товаров, обновление ассортимента, оформление рекламы – все это необходимо чтобы выделиться из среды конкурентов.

- гибкое реагировании на изменение требований рынка.

4. Эффективное управление маркетингом и необходимость формировать маркетинговое мышление всех работников фирмы.

В основу этих принципов легли такие принципы как:

- Уважай и береги своего потребителя

- Товар это постоянный повод для размышления: «А что еще можно с ним сделать?»

- Хорошо в гостях, но дома лучше. Ищи собственную рыночную нишу – дом для твоих товаров.

- Сбыт, реклама, сервис- это система движения твоего товара, содержи ее в порядке

- Не забывай познать себя, свой маркетинг – это зеркало твоего предприятия.

           

Задание для закрепления

1. Какая из составляющих комплекса маркетинга применяет концепцию совершенствования товара, а какая концепцию интенсификации коммерческих усилий?

2. К какой из составляющих комплекса маркетинга должен обратиться производитель товара если перед ним встал вопрос: -«Как лучше продать выпущенную продукцию оптом или в розницу, напрямую или через поставщиков»

3. На какие группы можно разделить все функции маркетинга?

4. Для чего нужны маркетинговые принципы и какие Вам больше всех запомнились?

Д/З Выучить конспект + чтение учебника: Белоусова А.Г, Белоусов С.Н. «Маркетинг» стр36-40 и Мурахтанова Н.М, Еремина Е.И. «Маркетинг» стр.20-28,


Отбор целевых рынков

Подготовка к практической работе №1

1.                                       2.                                       3.

              

Неудовлетворенная   Частично удовлетворенная Полное удовлетворение потребностей

Потребность                  потребность                               «идеальный товар»

(Н-р: У вас болит голова, (У вас есть потребность          (У вас есть потребность

вы купили таблетку                   быстро и качественно              утолить жажду. Вы покупаете

анальгина выпили,                       распечатывать текст,             минеральную воду.

 но головная боль не прошла)     но на лазерный принтер                                                          

                                                      нет денег. Струйный принтер

                                                      доступен по цене, но более

 медлителен и менее качественен.)


Биологические потребности

физиологические; в продолжении рода; в пище, в жилье и одежде; в отдыхе; в здоровье. в устойчивом развитии; в достижении гармонии между людь­ми и между обществом и природой. И

Социальные потребности

в управлении и организации; в творческом труде; в любви, семье; в информации и знаниях; в вере и патриотизме; в самовыражении; свободном времени; в общении; во власти; в принадлежности к социальной группе. в управлении; в вере;                                    м в саморазвитии.                        }'

Интересы

технические; биологические; социальные; эстетические и др. в милосердии; в развитии культуры; в современном производстве.

Потребность в товарах, подкрепленная покупательской способностью называется – спрос

Кривая спроса – кривая, которая показывает, по каким ценам в течение определенного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести товары при различных количествах предложенного товара.

Закон спроса – отражает тот факт, что если цены других товаров, воздействующих на спрос остаются неизменными, то с увеличением цены данного товара, отдельные покупатели прекратят покупать его и перейдут на товары заменители.

 

К факторам влияющим на формирование спроса относятся:

1) Цена товара – Чем выше цена, тем ниже спрос.

2) Вкусы покупателей – Если спрос не удовлетворяется, растет цена. (Если не хватает телефонов,,то цена может увеличиться)

3) Доходы потребителей – Чем больше доход,тем больше спрос, тем выше цена.

4) Цена товарозаменителей – Чем выше цена товара, тем выше спрос на товарозаменители

5) Общее число покупателей – Чем больше покупателей, тем больше спрос и цена

6) Инфляционные ожидания – Спрос выше, т.к. люди стараются преобрести товар пока цена не выросла.

Эластичность спроса по цене – показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос.

Иными словами, это чувствительность спроса на изменение цены товара.

Эластичность спроса определяют как отношение процентного изменения количества продукции, на которое предъявлен спрос, к процентному изменению цены товара

 

Эц  = ∆ Q / Q * 100                                             

      ∆P / P *100

Задания для закрепления

1.  

· К празднику Вы решили сделать красивую прическу и обратились к парикмахеру, но то, что сделал мастер вам не очень понравилось. К какой степени удовлетворения потребностей можно отнести оказанную Вам услугу?

·  Вы проспали, до занятий в колледже остается 20 минут, Вы вызываете такси чтобы быстрее добраться. Такси приезжает через 5 минут. Время езды до колледжа 10 минут. К какой степени удовлетворения потребностей можно отнести данную услугу?

· Вы решили испечь пирог и для этого вам понадобилось молоко. Вы купили пакет молока в магазине, но когда открыли его дома, молоко оказалось прокисшим. К какой степени удовлетворения потребности можно отнести данную ситуацию?

2. Если цены на товарозаменители растут, при неизменных ценах на натуральные товары, как изменится спрос на натуральные товары и почему?

 

Д/З Изучение конспекта + чтение учебника С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов стр74-83


2/16

Д/З Изучение конспекта. Подготовка к практической работе №2 по Теме 6


Практическое занятие №2

Функциональная структура.

 

 


 Построена по принципу ответственности отдельного лица или группы лиц отдела за выполнение определенной задачи отдела. Такой подход эффективен при однообразии или ограниченном числе наименований продукции. Данную форму практикуют небольшие фирмы. Она простая и наименее затратная. При такой организации в подчинении высшего маркетингового руководства находятся отделы. Продукция реализуется на малом рынке.
2. Товарная структура.

 


Построена на принципе разделения маркетинга по отдельным укрупненным товарным группам. По каждому товару (группе) имеется свой заведующий сектора с определенным штатом сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Данная структура эффективна для фирм имеющих широкую номенклатуру товаров.

2/26, 2/28

ТЕМА 7. 3 Основы теории поведения потребителей

План:

Характеристики покупателя

Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары или услуги для личного потребления

Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами. Деятели рынка сочли целесообразным обособить различные группы потребителей и создавать товары и услуги, специально рассчитанные на удовлетворение нужд этих групп. Если сегмент рынка оказался достаточно большим, некоторые фирмы могут разработать отдельные маркетинговые программы для обслуживания этого сегмента.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКУПАТЕЛЯ

 

Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка. В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка.

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые мы определяем следующим образом:

Общественные классы – сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения

Общественным классам присуще несколько характеристик:

1) лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково

2) в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе

3) общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц

4) индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов.

Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и марок в одежде, хозяйственных принадлежностях, проведении досуга, автомобилях. Поэтому некоторые деятели рынка фокусируют свои усилия на каком-то одном общественном классе. Целевой общественный класс предполагает определенный тип магазина, в котором должен продаваться товар, выбор определенных средств распространения информации для его рекламы и определенного типа рекламных обращений.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА

 

РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ

Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы.

Референтные группы – группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.

Группы, оказывающие прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно называют неформальными. Кроме того человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы.

Влияние на индивида оказывают группы, к которым он не принадлежит. Желательный коллектив – это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать. Нежелательный коллектив – группа, ценностные представления и поведение которой индивид не приемлет.

Деятели рынка стремятся выявить все референтные группы конкретного рынка, на котором они продают свои товары. Референтные группы оказывают на людей влияние по крайней мере тремя путями. Во – первых индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образами жизни. Во-вторых, группа воздействует на отношение индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило стремится «вписаться» в коллектив. И в – третьих, группа подталкивает индивида к конформности, что может повлиять на выбор им конкретных товаров и марок.

Влияние группы обычно сказывается сильнее если товар является реальностью для тех, кого покупатель уважает. Чем сплоченнее коллектив, чем эффективнее налажен в нем процесс коммуникации, чем выше индивид ставит этот коллектив, тем большим будет его влияние на формирование представлений индивида о достоинствах товаров и марок.

Все более популярной формой внемагазинной продажи становится устройство «торговых встреч» на дому с демонстрацией предлагаемого товара специально приглашенным для этой цели друзьям и знакомым. Мастерами этой формы торговли являются «Мэри Кей», «Герболайф», «Арифлейм», «Евроше» и т.п.

Хозяйка дома приглашает на такую встречу таких подруг, угощает их прохладительными напитками, и они общаются в непринужденной беседе. В этой благоприятной атмосфере консультант фирмы рассказывает о применение косметики и дает присутствующим бесплатные уроки макияжа, в расчете на то, что большинство гостей приобретут некоторые из только что продемонстрированных косметических средств средств. «торговые встречи» на дому используют для продажи косметики, кухонных принадлежностей, хозяйственных товаров, платьев, туфель, белья. Предприниматели основываются на понимании психологии покупателей, на их взаимном влиянии друг на друга при покупках.

 

СЕМЬЯ

Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи.

Семья наставляющая – состоит из родителей индивида. От них человек получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви.. даже в том случае когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще оставаться весьма значительным. В странах где родители и дети продолжают жить вместе. Родительское влияние может быть определяющим.

Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывает порожденная семья индивида, т.е.его супруг и дети. Семья – самая важная в рамках общества организация потребительских закупок, подвергают всестороннему изучению. Деятелей рынка интересуют роли мужа, жены, детей и то влияние, которое каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг.

Соотношение влияний мужа и жены колеблется в широких пределах в зависимости от товарной категории. Жена традиционно выступает в качестве главного закупщика для семьи продуктов питания, хозяйственных мелочей и основных предметов одежды. Однако с увеличением числа работающих жен и возросшей готовностью мужей делать больше семейных закупок ситуация меняется. Так что продавцы основных товаров совершают ошибку, продолжая думать о женщинах как об основных и единственных покупателях своих изделий.

В отношении дорогостоящих товаров и услуг муж и жена принимают совместное решение. Деятелю рынка необходимо выяснить, чье именно мнение оказывается весомее, когда речь идет о покупке конкретного товара или конкретной услуги.

 Вот как чаще всего распределяется влияние каждого применительно к ряду товаров и услуг:

· Мнение мужа: страхование жизни, автомобили, телевидение.

· Мнение жены: стиральные, моющие машины ковры, мебель, за исключением мебели для гостиной, кухонные принадлежности.

· Общее решение: мебель для гостиной, проведение отпуска, выбор жилья, развлечения вне дома.

РОЛИ И СТАТУСЫ

Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Скажем по отношению к родителям индивид может играть роль дочери (сына), в собственной семье роль жены (мужа), матери (отца), в рамках фирмы роль руководителя или подчиненного. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица.

Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Человек часто останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе.

Так, президенты фирм ездят на автомобилях «Мерседес» или «Кадиллак», носят дорогие, прекрасно сшитые костюмы и пьют виски «Катти Сарк». Деятели рынка осознают потенциальные возможности превращения товаров в символы статуса. Однако подобные символы оказываются различными не только для разных общественных классов, но и для разных географических районов. В одном районе символами статуса может являться бег трусцой, рыбалка, охота; в другом –покупка товаров по каталогам, рогалики, телефон в автомобиле; а в третьем – светские вечера, икра, внешний вид выпускника частного учебного заведения.

ФАКТОРЫ ЛИЧНОГО ПОРЯДКА

На решениях покупателя сказываются и его внешние характеристики, особенно такие как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности и представление о самом себе.

РОД ЗАНЯТИЙ

Определенное влияние на характер приобретаемых человекрм товаров и услуг оказывает род его занятий. Рабочий может покупать рабочую одежду, рабочую обувь, коробки для завтрака, ездить на общественном транспорте. Призедент фирмы будет покупать дорогие костюмы, путешествовать самолетом, вступать в члены привелигерованных загородных клубов. Деятель рынка стремится выделить такие группы по роду занятий, члены которых проявляют повышенный интерес к его товарам и услугам. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, нужной какой – то конкретной профессиональной группе.


ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Экономическое положение индивида в огромной мере сказывается на его товарном выборе. Оно определяется размерами расходной части доходов, размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств в противовес их накоплению. Деятели рынка, предлагающие товары, сбыт которых зависит от уровня доходов потребителей, должны постоянно следить за тенденциями перемен в сфере личных доходов. Если экономические показатели говорят о спаде, деятель рынка должен принять меры к изменению конструкции, позиционирования и цены своего товара, сократить объемы производства и товарные запасы, а также сделать все необходимое для защиты себя с финансовой стороны.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Лица, принадлежащие к одной и той же субкультуре, одному



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.136 с.)