Информационная база для экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная база для экономического анализа



         

Следует помнить, что информация для анализа не всегда имеется либо имеется, но слишком обширна. Либо система управленческой информации уже иногда бывает создана, но в итоге она получается слишком сложна и используется неэффективно. Получение нужной информации занимает слишком много времени, чтобы можно было эффективно использовать добытую информацию для повседневных операций или для прогнозирования на будущее.

Для того чтобы учетная информация могла оказывать влияние на решения пользователей, необходимо ее соответствие определенным характеристикам. В частности, информация должна быть уместной. Доступной для понимания, своевременной, надежной и постоянной.

Уместность. Это означает, что информация должна относиться к принимаемому решению, или для одной группы пользователей. Уместность в конечном счете определяется пользователем и решением, которое он принимает. Информация считается уместной если она оказывает влияние на принимаемое экономические решения, помогая им оценивать события прошлого, будущего и настоящего.

Понятность. Если финансовые отчеты не понятны пользователям, то они имеют небольшое практическое значение. Важно представлять учетную информацию таким образом, чтобы она была понятна для менее информированного пользователя.

Своевременность. Чтобы быть полезными, финансовые отчеты должны содержать свежую информацию и публиковаться в достаточно короткие сроки после окончания периода, к которому они относятся, на том основании, что свежая информация имеет для пользователя большую ценность, чем устаревшие данные.

Надежность и постоянство. Эта характеристика также может быть названа «точностью». Если учетная информация ненадежна, то неизбежным результатом этого будут ошибочные и неточные данные. Информация надежна, если она обладает следующими характеристиками:

1) содержание: содержание операций не всегда соответствует тому, что вытекает из их юридической формы;

2) достоверность – информация должна правдиво отражать результат операций, которые она имеет целью представить. Чтобы быть надежной, информация должна иметь обоснованное описание и быть безошибочной. В способе представления или раскрытия информации не может быть отклонений, в противном случае она передает сообщение, которое не отражает действительные операции и события;

3) полнота: некоторые несущественные статьи могут быть исключены, так как они не влияют на решения или действия пользователя информации;

4) постоянство формирования – сопоставимость показателей во времени, сопоставимость отчетов между компаниями.

5) Краткость – информация должна быть четкой, не содержать ничего лишнего.

6) Точность. Пользователь должен быть уверен, что информация не содержит ошибок или пропусков. Информация должна быть свободна от любых подтасовок.

7) Оперативность. Информация должна быть готова к тому времени, когда она необходима.

8) Сопоставимость. Информация должна быть сопоставимой по времени и по отделам/подразделениям.

9) Целесообразность. Информация должна подходить для той цели, для которой она приготовлена.

10) Рентабельность. Подготовка информации не должна стоить больше, чем выгоды от ее использования.

11) Нетенденциозность. Информация должна быть подготовлена и представлена таким образом, чтобы она не была предвзятой.

12) Адресность. Информация должна быть доведена до ответственного исполнителя; при этом следует соблюдать конфиденциальность.

Результаты анализа финансового состояния предприятия имеют первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних - руководству компанией, собственникам, структурным подразделением, филиалам, представительствам, так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.

Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Пользователи учетной информации можно квалифицировать по различным группам, а удовлетворение информационных потребностей таких пользователей как раз и является функцией учетного процесса. Поскольку существуют различные группы пользователей, естественно было бы предположить, что каждая может иметь разные информационные потребности. Кроме того, внутри каждой группы пользователей есть разные уровни сложности. Например, некоторые акционеры компании могут быть высокообразованны в области интерпретации финансовых отчетов, тогда как другие могут быть безграмотны в финансовом отношении. Следовательно, необходимо определить информационные потребности пользователей, и составлять предположения относительно информации, необходимой для их принятия.

 

Виды экономического анализа

В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа

Таблица 1. Классификация видов экономического анализа

Признак классификации Вид анализа

По функциям управления

Уровень информационного обеспечения

внутренний управленческий анализ
внешний финансовый анализ

Содержание процесса

управления

 

перспективный (предварительный) анализ
ретроспективный (последующий) анализ
оперативный анализ
итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов

управления

анализ стадий расширенного воспроизводства
отраслевой анализ
анализ ведомств и предприятий
анализ составных элементов производства и производственных отношений

Прочие виды классификации

Субъекты анализа

анализ по заданию руководства и экономических служб
анализ по заданию собственников и органов управления
анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

Периодичность

годовой анализ
квартальный анализ
месячный анализ
декадный анализ
ежедневный анализ

Содержание и полнота

изучаемых вопросов

 

полный анализ
локальный анализ
тематический анализ

Методы изучения объекта

комплектный анализ
системный анализ
сравнительный анализ
сплошной анализ
выборочный анализ

Степень автоматизации

работ

 

анализ с использованием ПК
анализ без применения ПК

 

Отраслевой анализ учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

Межотраслевой анализ отражает всё состояние экономики.

Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций необходимых для обоснования управленческих решений, плановых заданий, прогнозирования будущих результатов, а также предупреждение нежелательных последствий.

Последующий анализ проводится после совершения хозяйственных актов используется для объективной оценки результатов деятельности предприятия, контроля за исполнением плана (бюджета), выявление неиспользованных бюджетов.

Различают:

1) Оперативный анализ (ситуационный) - проводится сразу после действия или при изменении ситуации в короткие отрезки времени. Цель: оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

2) Итоговый или заключительный анализ - даёт комплексную оценку результатам деятельности и позволяет разработать мероприятия по реализации выявленных резервов.

Технико-экономический анализ - изучает взаимодействия технических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономический результат деятельности предприятия.

Финансово-экономический анализ - изучает финансовые результаты деятельности предприятия.

Внутренний анализ - проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного краткосрочного и долгосрочного управления производством коммерческой и финансовой деятельности.

Внешний анализ - проводится на основании финансовой и статистической отчётности банками, финансовыми органами, аудиторами, акционерами, инвесторами.

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко. В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу.

Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Примерная схема хозяйственного анализа представлена на рисунке

 

Рисунок 2. Структура анализа хозяйственной деятельности

         

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Это же порождено делением анализа на внешний и внутренний. Такое разделение анализа для самого предприятия является несколько условным, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа, и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга основной информацией. Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.

 

Таблица 2. Сравнение внешнего и внутреннего анализа

 

Признак Внешний анализ Внутренний анализ
Цель Оценка финансового состояния (проблема выбора) Улучшение финансового состояния
Исходные данные Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность   Любая информация, необходимая для решения поставленной задачи
Методика Стандартная Любая, соответствующая решению поставленной задачи
Акцент Сравнение с другими предприятиями Выявление причинно-следственных связей
Объект исследования Предприятие в целом   Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

 

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

1) множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

2) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

3) наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

4) ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

5) ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

6) максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Основное содержание внешнего финансового анализа составляют:

1) анализ абсолютных показателей прибыли;

2) анализ относительных показателей рентабельности;

3) анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

4) анализ эффективности использования заемного капитала;

5) экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации, кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, кроме указанных в таблице, имеющими значение для оптимизации управления, например, такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ услуг, ориентированной на рынок.

Ключевым вопросом для понимания сущности и результативности финансового анализа является концепция хозяйственной деятельности (бизнеса) как потока решений для развертывания ресурсов (капиталов) с целью получения прибыли. Получение прибыли является конечной целью хозяйственной деятельности предприятия не только потому, что в результате этого улучшается экономическое положение предприятия, но главное – получение достаточной прибыли необходимо для сохранения экономической

жизнеспособности предприятия, сохранения возможности дальнейших вложений капитала.

Особенности управленческого анализа:

1.  ориентация результатов анализа для своего руководства;

2.  использование всех источников информации для анализа;

3.  отсутствие регламентации анализа со стороны;

4.  комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

5.  интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

6.  максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческих тайн.

Основная цель деятельности любого предприятия - своевременное и качественное обеспечение следующих трех направлений:

1.  решения по вложению капиталов (ресурсов);

2.  операции, проводимые с помощью этих ресурсов;

3.  определение структуры финансового бизнеса.

Все это должно рассматриваться как единое целое, независимо от того проводится он в форме внешнего или внутреннего финансового анализа.

         

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы, решаются с помощью экономического анализа?

2. Какие различают виды объектов экономического анализа?

3. Какова суть предмета экономического анализа?

4. Какие отличительные признаки внешнего и внутреннего анализа?

5.  Каковы особенности управленческого анализа?

 

 

Литература:

 

Основная литература:

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 536 с. – (высшее образование).

2. Шеремет АД., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2001.

3. А.Д. Шеремет. Комплексный анализ хозяйственной деятельности - М.: «Инфра - М», 2009.

Дополнительная литература:

1. М. И. Баканов «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», М.: «Экономика», 2000 г.

2. А. Н. Соломатин «Экономика и организация деятельности торгового предприятия», М.: «ИНФРА-М», 2000 г.

Электронные ресурсы:

1. http://www.aup.ru/books/m67/1.htm

2. http://www.chuvsu.ru/~batyrevo/e-biblio/080109/teoriya_econom_analiza/lekcii_teoriya_econom_analiza.pdf

3. http://gendocs.ru/v14317/?cc=2

4. http://www.svoe-delo.com.ua/node/297

 


 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.061 с.)