Органы юстиции в первой половине XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы юстиции в первой половине XIX в.



 

Усложнение управления и суда, а также развитие законодательства поставили перед императором Александром I вопрос о необходимости реформирования высших органов государственной власти. Уже в конце XVIII в. наметилась тенденция расширения полномочий президентов коллегий, некоторые из них стали именоваться «министрами».

Итогом деятельности кружка реформаторов – Негласного комитета, состоявшего при Александре I, явилась министерская реформа, программа которой была объявлена Манифестом 8 сентября 1802 г. об учреждении в России следующих министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения.

Эти Министерства замениликоллегии,которые были включены в состав министерств, а с 1803 г. началась их постепенная реорганизация в подразделения министерств: канцелярии и департаменты.

Одновременно император подписал Указ о правах и обязанностях Сената, возрождавший его статус высшего органа государственной власти, перед которым должны были отчитываться министры. На практике Сенат остался скорее высшей судебной инстанцией, чем центром управления государством: 9 из 12 его департаментов в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве представляли собой высшие апелляционные суды для отдельных губерний.

По мысли виднейшего государственного деятеля М.М. Сперанского, Министерство внутренних дел должно было целиком сосредоточить свое внимание на развитии экономики страны. В связи с этим для обеспечения внутренней безопасности государства в 1810 г. было создано Министерство полиции, состоявшее из трех департаментов: полиции хозяйственной (дела продовольственные и приказы общественного призрения), полиции исполнительной и полиции медицинской. 4 ноября 1819 г. Министерство полиции в соответствии с общеевропейской практикой вошло в состав Министерства внутренних дел.

Министерству юстиции было вверено наблюдение за правильностью действий всех судебных мест страны, за исключением духовных, военных и морских судов. Оно так же ведало назначением, продвижением по службе и увольнением всех лиц судебного ведомства.

С должностью министра юстиции был соединен пост генерал-прокурора Сената. Функции генерал-прокурора в царствование Екатерины II и затем Павла I были значительно расширены. Фактически генерал-прокурор взял на себя обязанности Сената следить за точностью сохранения законов.

Первым министром юстиции стал известный российский поэт Г.Р. Державин (1802–1803). проявивший себя как талантливый организатор и непримиримый борец с коррупцией. Из-за своей настойчивости Г.Р. Державин неоднократно вступал в конфликты с другими министрами, даже зная, что на их стороне сам император. Кроме того, строптивый министр, будучи сторонником крепостного права, проявлял мало сочувствия к либеральным начинаниям царя в этом вопросе. Уже в 1803 г. поэт впал в немилость и был отправлен в отставку.

Структура министерств была окончательно определена в «Общем учреждении министерств» (1811 г.). Во главе министерства стоял министр, имевший одного помощника – товарища. Министерства делились на департаменты, возглавляемые директорами. Департаменты имели в своем составе отделения (управления) во главе с начальниками. В состав отделений входили столы под руководством столоначальников.

Вплоть до судебной реформы 1864 г. круг обязанностей Министерства юстиции ограничивался преимущественно надзором за деятельностью судебных учреждений. Чиновники министерства производили ревизии, рассматривали жалобы на судебные учреждения и их отчеты, просматривали касающиеся судов определения Сената, донесения обер-прокуроров и протесты губернских прокуроров. Кроме того, в число задач Министерства юстиции входило «устройство суда гражданского и уголовного», то есть управление судебной системой (управление личным составом, создание и упразднение судебных органов).

Выполняя эту задачу, Министерство юстиции столкнулось с нехваткой квалифицированных кадров не только в губерниях, но и в столице. Обер-прокурорами назначались молодые придворные и военные, не имевшие специальной подготовки, сенаторами, напротив, становились старые сановники, воспринимающие свое назначение как синекуру, данную им за прежние заслуги. Взяточничество во всех государственных учреждениях было распространено настолько сильно, что в 1826 г. пришлось учредить при Сенате Особый комитет по искоренению взяточничества.

В 1828 г. М.М. Сперанский представил императору свои предложения по обучению российских студентов отечественному праву. До того времени в российских университетах изучалось лишь римское право. Первая группа студентов-правоведов прослушала курс публичного и гражданского права в Санкт-Петербургском университете и после получения докторских степеней в Берлине вернулась в 1832 г. в Россию. Таким образом появилась возможность учредить специальные кафедры в российских университетах.

Благоприятное воздействие на развитие отечественного юридического образования оказало и учреждение лицеев:

– Демидовского лицея в Ярославле (1803 г.), впоследствии Училище правоведения;

– Царскосельского лицея (1811 г.).В программе обучения этого учебного заведения отводилось место для науки о государстве и праве.

В 1835 г. специализированное училище правоведения было открыто в Санкт-Петербурге.

Справедливости ради следует отметить, что закон не устанавливал для судей образовательного ценза. Даже в Сенате в 1841 г. числилось только 6 человек с высшим образованием.

Предварительное следствие по законодательству Российской империи входило в компетенцию полиции. Для повышения эффективности ее работы уезды с 1837 г. делились на более мелкие административные образования – станы. За осуществление в них полицейских функций отвечал становой пристав, которому помогали выборные из числа местных крестьян. В городах полиция продолжала выполнять свои обязанности на основании Устава благочиния(1782 г.). В 1808 г. в российских городах при управах благочиния появились особые приставы следственных дел.

В осуществлении правосудия полиции и администрации губерний помогали органы жандармерии. В 1827 г. Российская империя была разделена на 5 (впоследствии на 8) жандармских округов во главе с жандармским генералом. Округа состояли из отделений, охватывавших несколько губерний, и возглавлялись жандармским офицером.

В 1867 г. местный жандармский аппарат был существенно усилен. На территории практически всей страны, за исключением Сибири, Кавказа и Польши, основным учреждением корпуса жандармов стало губернское жандармское правление. В круг обязанностей жандармов входило преследование революционеров, усмирение волнений, исполнение судебных приговоров, сопровождение осужденных и т.п. С 1871 г. в сфере их деятельности оказываются дознание и политическое следствие.

В российских судах по-прежнему доминировала следственная (инквизиционная) форма судопроизводства: процессы проходили за закрытыми дверями; судьи выносили приговоры на основе изучения письменных материалов, собранных следствием; практика судоговорения отсутствовала; доказательства по-прежнему оценивались по формальной системе; понятия о презумпции невиновности не существовало.

 

Судебная реформа 1864 г.

 

Одним из самых активных сторонников реформирования российского суда по западноевропейскому образцу был царь Александр II. За период с 1857 по 1861 г. в Государственный совет было представлено 14 проектов судебной реформы. Результатом работы специальной комиссии, состоявшей из виднейших юристов своего времени, стали «Основные положения преобразования судебной части в России» (1862 г.).

Этот документ стал основой для четырех законодательных актов 1864 г., определивших ход судебной реформы:

– «Учреждение судебных установлений»;

– Устав гражданского судопроизводства;

– Устав уголовного судопроизводства;

– Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебные уставы базировались на характерных для буржуазных государств принципах: разделения властей, независимости и несменяемости судей, устности, гласности и состязательности судопроизводства, презумпции невиновности и равенства всех перед законом.

В России вводились две системы судебных учреждений: суды с избираемыми судьями (мировые судьи и съезды мировых судей) и суды с назначаемыми судьями (окружные суд и судебные палаты).

Мировые судьи (участковые и почетные) рассматривали мелкие уголовные (денежный штраф не более 300 руб., арест до 3-х месяцев и тюремное заключение до 1 ½ лет) и гражданские дела (сумма иска не свыше 500 руб.). Указанные судьи выбирались в каждом мировом округе, состоявшем из уезда с городом или отдельного крупного города, на три года местными органами самоуправления из лиц, имевших определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный ценз.

Почетные мировые судьи выполняли свои обязанности только во время отсутствия участковых мировых судей.

Роль высшей апелляционной инстанции для мировых судей округа играл мировой съезд, собиравший на сессии мировых судей. Дальнейшее рассмотрение дела было возможно лишь в Сенате.

Окружной суд создавался один на несколько уездов и состоял из председателя, его товарища и членов суда. Существенную роль в окружном суде играл прокурор, руководивший следствием, выступавший обвинителем на суде и следивший за исполнением приговора. Окружному суду подчинялись судебные следователи. В аппарат окружного суда также входили нотариусы, присяжные приставы и т.д.

Мера наказания определялась судьями окружного суда. Виновность или невиновность подсудимого устанавливалась присяжными заседателями, которые выбирались из числа имущих представителей различных сословий, отвечавших цензу благонадежности. Окончательной апелляционной инстанцией для рассматриваемых в окружных судах дел стала судебная палата, которая имела право пересматривать только те дела, которые решались без присяжных заседателей. Пересмотр дел, решенных судом присяжных, можно было проводить только в кассационном порядке в Сенате.

Адвокаты, состоящие на должности при коронных судах, назывались присяжными поверенными, адвокаты, не числившиеся при судах, – частными поверенными.

Во время рассмотрения гражданского дела истец и ответчик должны были давать словесные показания. Обе стороны имели право нанимать адвоката. Нередко именно они сочиняли за участников процесса исковые прошения, «возражения», «опровержения» и другие официальные бумаги.

Уголовный процесс состоял из нескольких стадий. Дознание, устанавливающее факт преступления, осуществлялось полицией, жандармерией или непосредственным начальником подозреваемого. Предварительное следствие осуществлялось судебным следователем, собиравшим материалы, необходимые для предъявления обвинения. На основании собранных материалов прокурор или прекращал дело за отсутствием доказательств, или возбуждал его, передавая обвинительный акт в суд.

Функциональные обязанности суда задержание обвиняемого, формирование коллегии присяжных заседателей, назначение адвоката обвиняемому.

Важнейшим этапом судебного рассмотрения были прения сторон, на которых выступали обвинитель (прокурор) и адвокат. Затем после краткого заключения председателя суда присяжные заседатели выносили свой «вердикт» по данному делу, а судьи решали вопрос о размере наказания.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1. Какие цели преследовала депортационная политика Российской империи в 1800–1860-х годах?Смогло бы государство достичь этих целей?

2. В чем причина многочисленных побегов осужденных с мест ссылки и каторги?

4. Как и кем осуществлялось этапирование осужденных к месту каторги и ссылки?

5. На какие разряды делились каторжане согласно законодательству Российской империи? Чем отличалось положение каторжан этих разрядов?

6. Назовите причины появления арестантских рот как вида пенитенциарных учреждений. В чем заключалась особенность данного вида учреждений?

7. Можно ли считать успешными усилия российского правительства по облегчению положения заключенных в тюрьмах? Ответ обоснуйте.

8. Что Вы знаете о деятельности Попечительного о тюрьмахобщества?

9. Кто такой Ф.П. Гааз? Почему современники называли его «святым доктором»?

10. Какие тюремные системы применялись в странах Западной Европы и США в XIX веке? Использовала ли американский и европейский опыт российская пенитенциарная система?

11. С каких шагов и при каких обстоятельствах началась подготовка тюремной реформы в Российской империи?

12. В чем заключалась тюремная реформа 1870-х годов? Каковы были итоги деятельности особых комиссий по подготовке этой реформы?

13. Что Вы знаете о министерской реформе начала XIX века? Какие функции выполняли Министерство юстиции и Министерство внутренних дел?

14. С какими трудностями столкнулась отечественная судебная система в первой половине XIX века?

15. Какое место в системе органов юстиции занимал Корпус жандармов?

16. Какие принципы организации судопроизводства вводились в ходе реформы 1864 года?

17. В чем заключались функции мировых судей?

18. Что Вы знаете о системе судопроизводства в окружных судах?


Тема 4.

Тюремная система и органы юстиции России
в конце XIX – начале ХХ вв. Пенитенциарная система и органы юстиции после Февральской революции 1917 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.028 с.)