Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пенитенциарная система Российской империи в годы правления Екатерины II
В целом для российского законодательства была характерна слабая регламентация функционирования различных институтов, служащих проводниками карательной политики государства. Это особенно ярко проявлялось в организации материально-бытовых условий отбывания наказания. Екатерина II попыталась исправить эту ситуацию.Ее перу принадлежит проект устава о тюрьмах (1787 г.). В этом проекте излагается идея раздельного содержания подследственных и осужденных, различных разрядов осужденных, а также мужчин и женщин. В нем также содержится немало филантропических предписаний, например, обходиться с арестантами «человеколюбиво», устраивать тюремные больницы, проветривать камеры, за казенный счет одевать неимущих. Для контроля за исполнением предписаний устава в каждой губернии предполагалось избрать уездного надзирателя, в ведении которого находились бы все тюрьмы и тюремные больницы. Во главе каждой тюрьмы должен был стоять тюремщик, имеющий в подчинении тюремщиков отделений, сторожей, поваров, слуг и пр. Для тюремщиков была разработана особая присяга. Тюремной больницей должен был заведовать смотритель. Несмотря на то что проект остался нереализованным и даже неизвестным широкому кругу чиновников, он свидетельствовал о возрастающем интересе политической элиты к проблемам уголовно-исполнительной практики. В царствование Екатерины II в России появляются два новых типа пенитенциарных учреждений: рабочий и смирительный дома, как бы подхватывающие нереализованные идеи Петра I, желавшего учредить цухтгаузы. Заключению в рабочий дом подлежали воры и мошенники, которым надлежало «работами для общества потребными» отработать присвоенную ими сумму с процентами, а также (в случае рецидива) процентами в пользу рабочего дома. Для содержания людей «непотребного и невоздержанного жития» в 1775 г. вновь создавались смирительные дома. Оба учреждения находились в ведении Приказа общественного призрения и в дальнейшем за недостатком у последнего средств были фактически объединены в единые рабоче-смирительные дома.
Органы юстиции в XVIII в.
Осознавая недостатки организации судебного дела в России, Петр I пытался отделить судебную власть от административной, а также установить строгую иерархическую судебную систему. Для борьбы со злоупотреблениями судей на органы юстиции распространялся принцип коллегиальности.
В то же время Петр Великий не пытался отменить действовавший в отечественном правосудии принцип сословности, означавший, что каждое сословие судится особым судом или, по крайней мере, в особом порядке. Высшей судебной инстанцией в Российском государстве оставался царь (император). Другим высшим судебным стал Сенат (1711 г.). В 1712–1718 гг. в структуру Сената входила Расправная палата, ранее функционировавшая в рамках Боярской думы. Только Сенат мог пересматривать ее решения. Подавать жалобы на решения Сената запрещалось под страхом смертной казни. Жалобы на решения коллегий и канцелярий поступали через состоявшего при Сенате генерал-рекетмейстера, определявшего, какие из них будут рассмотрены сенаторами. Будучи высшим судом страны, Сенат одновременно являлся судом первой инстанции по политическим и должностным преступлениям. Важнейшим центральным органом следствия и суда по политическим преступлениям стала главная канцелярия Преображенского приказа,учрежденного Петром I. Из числа поступивших вПреображенский приказ изветов (доносов) выбирались те, что имели политический характер. Извет мог быть сделан доносчиком и устно в присутствии свидетелей. Обвиняемый, отрицавший вину, трижды подвергался пытке на дыбе. Схоже сказанного на всех трех пытках считалась доказательством правильности показаний. Преображенский приказ просуществовал до 1729 г. С компетенцией Преображенского приказа во многом совпадала компетенция Тайной канцелярии (1718–1726 гг.), занимавшейся расследованием государственных преступлений в Санкт-Петербурге и его округе. Следует также отметить, что судебными полномочиями обладали все учрежденные Петром Великим в 1717 г. коллегии, заменившие приказную систему. Согласно Генеральному регламенту (1720 г.) коллегии состояли из общего собрания членов во главе с президентом (присутствия) и канцелярии, ведущей делопроизводство. В наследие от приказной системы коллегиям досталась практика осуществлениями ими судебных функций.Например, Камер-коллегия занималась преступлениями против казны,мануфактур-коллегия разбирала преступления, совершенные рабочими и членами цехов.
Дела Поместного, Сыскного, Земского и судных приказов отошли к Юстиц-коллегии,которая являлась апелляционной инстанцией для нижестоящих местных судов, а также руководила их деятельностью. В 1721 г. из Юстиц-коллегии выделилась Вотчинная коллегия, разбиравшая земельные и иные споры между дворянами. Помимо коллегий судебными функциями наделялись иные центральные органы власти. Главный магистрат был высшей судебной инстанцией для городского посадского населения. Суд над духовенством и населением церковных вотчин начиная с 1701 г. находился в ведении Монастырского приказа. Учрежденный в 1721 г. Синод – высший орган церковного управления, принял на себя и судебные функции. К юрисдикции церковного суда относились религиозные преступления (святотатство, богохульство и пр.), семейные дела, преступления духовенства и иски в отношении духовных лиц. На местах представители духовенства судились в консисториях при епархиальных архиереях. На местном уровне после упразднения в 1702 г. губных старост уго-ловное и гражданское судопроизводство перешло к воеводам и выборным от дворянства. Реформа местных судов была произведена в 1719 г. по шведскому образцу. Местный суд состоял из двух инстанций: нижних судов и надворных судов. К нижним судам относились: – провинциальный суд, в который входил обер-ландрихтер и асессоры.Им было подсудно сельское население; – городской суд. В 1722 г. вместо нижних судов были созданы новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и нескольких асессоров. В удаленные от центра города воевода назначал судебного комиссара. Надворные суды, или гофгерихты (1719–1727 гг.), действовавшие в 11 городах, стали центрами первых российских судебных округов. Надворные суды имели коллегиальное устройство и возглавлялись президентом, назначаемым царем. За деятельностью надворных судов надзирали прокуроры. В качестве суда первой инстанции надворные суды рассматривали доносы фискалов. В их компетенцию входило утверждение приговоров, осуждавших на смертную казнь и каторгу. Апелляционной инстанцией для надворных судов являлась Юстиц-коллегия. Таким образом, к концу эпохи петровских преобразований судебная система, хотя и сохранившая сословность, приобрела более четкую структуру: нижние суды – надворные суды – Юстиц-коллегия – Сенат. Для управления жизнью торгово-ремесленного и посадского населения городов Петр I в 1699 г. создал бурмистерские (земские) избы, имевшие и судебные функции. Эти учреждения были подчинены Бурмистерской палате (с 1700 г. – Ратуше) в Москве. Целью реформы было повышение доходов с городов, страдавших от самоуправства воевод. Содержание городских органов самоуправления возлагалось на самих горожан. В 1720 г. вопросами городского самоуправления стал заниматься Главный магистрат, имевший статус коллегии. В отдельных городах создавались подведомственные ему магистраты, оной из основных функций которых был суд над торгово-ремесленным и посадским населением. Судом второй инстанции для горожан стали провинциальные магистраты, а высшей инстанцией – Главный магистрат, утверждавший в частности все смертные приговоры, вынесенные нижестоящими судами.
Справедливости следует отметить, что очень многие начинания Петра Великого в сфере организации местных органов юстиции потерпели неудачу. В судах процветала волокита. Не хватало профессиональных кадров. Способные дворянские дети предпочитали более престижную военную службу. В 1727 г. созданная Петром I судебная система была разрушена. Надворные суды ликвидировались. Суд на местах был возложен на губернаторов и воевод с правом обжалования их решений в Юстиц-коллегии. В 1728 г. магистраты, сохранявшие судебные функции, были повсеместно переименованы в ратуши и подчинены воеводам. В эпоху Дворцовых переворотов контроль за органами власти, в том числе судебной, со стороны Сената и генерал-прокурора заметно ослаб, что привело к росту казнокрадства, взяточничества и произвола в центре и на местах. В 1775 г. Екатериной II была проведена крупная реформа в сфере местного управления и суда. Для проведения губернской реформы Особой комиссией был разработан законодательный акт – «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Сосредоточение всех функций власти на местах у губернаторов и воевод было признано неудобным. Реформа 1775 г. предполагала разукрупнение губерний. К концу правления Екатерины II их стало 50 вместо прежних 23. Губернии делились на уезды,провинции ликвидировались. Реформа 1775 г. создала новую систему местных судов. В губерниях функционировали: палата уголовного и палата гражданского суда (для всех сословий). Обе палаты являлись апелляционными судами по делам, рассмотренными нижестоящими судами. Состав каждой из палат (председатель, два советника и два асессора) назначался Сенатом; совестный суд. Был призван разгрузить остальные суды от уголовных и гражданских дел, в которых имелась надежда добиться примирения сторон. К числу подобных дел относились тяжбы между родственниками, преступления безумных и совершеннолетних и т. п.); верхний земский суд. Это апелляционная инстанция для уездных судов. Верхний земский суд и уездный суд разбирали уголовные и гражданские дела дворян; губернский магистрат – апелляционная инстанция для городовых магистратов. В ведении губернского и городового магистратовнаходились уголовные и гражданские дела горожан;
верхняя земская расправа. Являлась апелляционной инстанцией для нижних земских расправ. Рассматривала уголовные и гражданские дела государственных, экономических, дворцовых крестьян, ямщиков, однодворцев. В столицах создавались верхние и нижние надворные суды, которым были подсудны чиновники и разночинцы. Нижний земский суд, несмотря на свое название, лишь исполнял приговоры судов, а также проводил предварительное следствие по уголовным преступлениям. На него возлагалась основная полицейская функция – сохранять в уезде «благочиние, добронравие и порядок». Екатерина II, восхищавшаяся сочинениями просветителей, поддерживала идею Ш. Монтескье о разделении властей на независимые друг от друга законодательную и судебную власть.Хотя она и декларировала отделение суда от администрации, однако на деле не устранила их зависимости от наместников, губернаторов и органов полиции. Места председателей губернских и уездных судов (в большинстве случаев и заседателей) занимали представители дворянства. Реформа 1775 г. создавала в каждой губернии внушительный штат чинов прокурорского надзора. Это были губернский прокурор с двумя помощниками – «стряпчими» (уголовных и казенных дел). При каждом губернском сословном суде назначалось по одному прокурору и два стряпчих. В каждом уезде действовал подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий. В большинстве случаев прокурор при местном суде существовал только на бумаге. Его деятельность сводилась к формальному надзору за соблюдением чиновниками законности. 8 апреля 1782 г. реформа органов местного самоуправления получила продолжение благодаря принятию Устава благочиния или полицейского. Устройство полицейского аппарата предусматривало появление нового местного органа власти в городах – управы благочиния, возглавляемой обер-полицмейстером. Управа благочиния охраняла порядок в городе, занималась исполнением распоряжений местной администрации и приговоров судов, а также выполняла некоторые судебные функции: проводила предварительное следствие и судила по мелким уголовным делам (кражи и мошенничества на сумму не более 20 руб.). Города делились на части во главе с частным приставом, канцелярия которого также носила название «часть». Части были основными исполнителями судебных решений. При каждой части находился общегородской словесный суд по мелким гражданским тяжбам с устным, упрощенным судопроизводством и примирением «тяжущихся» сторон. Словесный судья выбирался горожанами. Новая система местного управления имела несколько существенных недостатков: она требовала огромного количества подготовленных кадров, дорого обходилась казне, действовала крайне медленно, порождая волокиту. В 1796–1797 гг. особенно в значительной мере упростил систему местных органов власти. Это Павел I коснулось органов юстиции. Императором были упразднены надворные суды, все губернские сословные суды (верхние земские суды, губернские магистраты, верхние расправы), а также нижние расправы. Уездный суд превратился в общесословный для всего населения уезда, кроме горожан. Из чинов местной прокуратуры остался только местный прокурор. Палаты гражданского и уголовного суда в каждой губернии были объединены в палату суда и расправы. Отныне апелляции из уездного суда и городового магистрата поступали в палату суда и расправы, находившуюся в губернском центре, а оттуда в Сенат.
В 1798 г. в городах вместо управ благочиния были открыты ратгаузы, которым подчинялись городовые магистраты. В число их функций входили и судебные. С 1799 г. в губернских и уездных городах стали открываться ордонансгаузы, при которых находились военный cуд и тюрьма. Упрощение аппарата управления на местах вылилось в рост числа злоупотреблений. Правительству пришлось пойти на чрезвычайные мерыи командировать сенаторов инспектировать губернии. Сенатские ревизии вскрыли всю неприглядность ситуации как в сфере местного управления, так и в местных судах, однако справиться с волокитой и вопиющими нарушениями норм судопроизводства административными мерами не удалось.
Контрольные задания для самоподготовки 1. Какие государственные учреждения в первой половине XVIII века ведали местами лишения свободы? 2. Какие нормы, регламентирующие условия содержания заключенных появляются в первой половине XVIII века? 3. Что такое каторга? Когда она появилась в России? 4. Как и почему в течение XVIII века менялась «география» каторги в России? 5. Какие меры по упорядочению системы ссылки и каторги предпринял Павел I? 6. Какие филантропические идеи нашли отражение в проектеустава о тюрьмах (1787 г.)? 7. Что Вы знаете о истории возникновения в Российской империи таких мест лишения свободы, как прядильные, смирительные и рабочие дома? 8. Как в эпоху правления Петра I изменилась система высших органов судебной власти? 9. В чем заключалась реформа местных органов суда 1719 года? Насколько жизнеспособной она оказалась? 10. Как стала выглядеть судебная система на местном уровне в результате губернской реформы 1775 года? 11. Что нового привнес в систему органов юстиции Устав благочиния? 12. Как изменилась судебная система в годы правления Павла I? Тема 3.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.021 с.) |