Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пенитенциарная система и органы юстиции после Февральской революции 1917 г.
Падение монархического строя в России в феврале 1917 г. сопровождалось амнистией. На свободу было выпущено примерно 3/4 всех заключенных, лишь небольшая часть из них могла считаться политическими.Общая численность амнистированных 88 тыс. человек. В феврале-марте 1917 г. отечественная пенитенциарная система переживала серьезный кризис, вызванный ее крайней непопулярностью у населения, а также двоевластием в политической жизни страны. Временное правительство не имело достаточного запаса времени, чтобы реформировать уголовно-исполнительную систему. Поскольку слово «тюрьма» прочно ассоциировалось в революционном сознании с карательной системой Российской империи, в апреле 1917 г. ГТУ было переименовано в Главное управление местами заключения (ГУМЗ). Совет по тюремным делам был преобразован в Совет по делам мест заключения. В число 9 членов Совета наряду с представителями органов юстиции вошел депутат Петросовета. В компетенцию Совета входило предварительное обсуждение дел, так или иначе касающихся мест заключения. Должность начальника ГУМЗ и начальника Совета занимал А.А. Жижиленко. Начальник ГУМЗ стремился реформировать уголовно-исполнительную систему, заложив в ее основу принцип гуманности в отношении заключенных. В частности, планировалось разработать систему организации труда осужденных, позволяющую им получить профессию и работу после освобождения. Тюремной администрации предписывалось воздерживаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов. Кроме того, предполагалось воссоздать дореволюционную систему патронажа с привлечением широких слоев населения. В губерниях тюремные инспекции были заменены комиссиями, входившими в состав губернских исполнительных комитетов. Необходимо отметить, что новая власть не доверяла тюремному персоналу, подвергала их деятельность мелочной опеке. В сотрудниках царских тюрем видели людей, «усвоивших навыки прежнего строя», привыкших властвовать над бесправными осужденными, а потому непригодных для работы в местах лишения свободы, создаваемых на гуманных началах. В апреле 1917 г. были учреждены трехмесячные курсы подготовки персонала для пенитенциарной системы. Их слушателями стали преимущественно офицеры и солдаты-инвалиды.
Следуя духу времени, сотрудники уголовно-исполнительной системы стремились к организации собственного профсоюза, а также к отстранению от управления действующего руководства. Однако циркуляром от 18 августа 1917 г. № 68 ГУМЗ установило в местах лишения свободы принцип единоначалия. Согласно циркуляру начальник тюремного заведения подчинялся только губернскому комиссару и тюремной инспекции, ни с кем не разделяя руководство вверенным ему заведением. Он принимал решения о замещении должностей надзирателей, которые были обязаны очно и беспрекословно выполнять распоряжения начальства. Нарастание новой волны революционного движения, ненадежность армейских частей, охранявших тюрьмы, заставило руководство ГУМЗ в сентябре 1917 г. взять курс на ужесточение условий содержания. Участились обыски, заключенных стали реже выводить из камер, запрещалось назначение старост в среде осужденных. На места лишения свободы была возложена обязанность приводить в исполнение высшую меру наказания. Необходимо напомнить о том, что Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. сохранила систему судов, восстановив некоторые ее функции, утраченные в ходе так называемых «контрреформ». Повсеместно в окружных судах стал широко применяться суд присяжных. Суд с участием сословных представителей упразднялся. 4 мая 1917 г. Временное правительство своим постановлением попыталось ускорить процесс создания мировых судов, а также расширить их юрисдикцию. По инициативе партии кадетов Временное правительство учредило суды по административным делам. На уровне уезда функции административного суда выполнял специально назначенный судья, в губернских центрах при окружных судах создавались особые административные отделения. Высшей инстанцией административного суда стал Первый департамент Сената. Административные суды были призваны рассматривать конфликты между различными органами власти и общественными учреждениями. Итоги преобразований Временного правительства в судебной и пенитенциарной системах следует признать довольно скромными, однако виной тому не отсутствие желания предпринять масштабные реформы, а специфическое организационно-правовое положение правительства, ограниченного в своих возможностях вносить кардинальные изменения в законодательную базу до созыва Учредительного собрания.
Контрольные задания для самоподготовки 1. Охарактеризуйте структуру управления местами лишения свободы: (Министерство юстиции, ГТУ, губернаторы, тюремные инспекторы, губернские тюремные инспекторы). 2. Какие шаги были предприняты в деле кадрового обеспечения мест лишения свободы? 3. В чем заключались функции конвойной стражи? Каковы были особенности ее комплектования? 4. Виды лишения свободы по проекту 1879 г. 5. Согласны ли Вы с выводом М.Н. Гернета о «мертворожденности» проекта реформы уголовно-исполнительной системы от 11 декабря 1879 года? Ответ обоснуйте. 6. Можно ли утверждать о гуманизации условий отбывания наказаний в российских местах лишения свободы в рамках рассматриваемого периода? 7. Что такое патронаж? Как работала система патронажа в Российской империи? 8. В чем кроются причины неудачи колонизировать остров Сахалина с помощью каторжан и ссыльнопоселенцев? 9. Какие усилия предпринимались властями и общественностью Российской империи для исправления несовершеннолетних преступников? 10. Каковы причины и итоги так называемой «судебной контрреформы»? 11. Что Вы знаете об истории создания Уголовного уложения 1903 года? 12. С какими трудностями столкнулась пенитенциарная система в феврале–октябре 1917 года? Какие трудности претерпела пенитенциарная политика России в этот период? Тема 5
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.007 с.) |