Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание советской судебной системы
В условиях частичного уничтожения дореволюционных органов юстиции, их место стихийно заняли революционные суды,создававшиеся на началах представительства от советов, фабрично-заводских комитетов, партийных организаций большевиков и левых эсеров. В процессе разбора дела и принятия судебного решения могли принимать участие все лица, оказавшиеся в зале суда, при этом они руководствовались не законами, а «голосом судейской совести» и собственным «революционным сознанием». Некоторое время продолжали действовать и буржуазные судебные учреждения, выносившие приговоры по законам, принятым Временным правительством. 22 ноября 1917 г. советское правительство приняло Декрет о суде № 1. Декрет упразднял все виды судов, существовавших до Октябрьской революции, кроме мировых судей, деятельность которых приостанавливалась. Наряду с этим упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора и адвокатуры. Декрет предусматривал две формы судебной организации: – коллегиальный местный суд, избираемый местным советом, заменивший мировых судей. Кассационной инстанцией для него являлся уездный съезд судей; –политический суд,предназначавшийся для борьбы с контрреволюционными силами. Расширялась юрисдикция революционных трибуналов. Члены ревтрибуналов (председатель и шесть народных заседателей) могли самостоятельно определять как состав преступных деяний, так и меру наказаний за них. Попытка организовать в начале 1918 г. прокурорский надзор за деятельностью трибуналов не имела успеха. Большое значение для развития судебной системы имел Декрет о суде № 3. Он существенно расширил компетенцию местных судов, которые ранее не могли рассматривать уголовные дела, если обвиняемому угрожал приговор свыше 2 лет лишения свободы, и гражданские иски на сумму, превышавшую 3 тыс. руб. В его ведение были переданы гражданские иски на сумму не свыше 10 тыс. руб., а также уголовные дела, за исключением дел о посягательстве на человеческую жизнь, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Предполагалось создать временный кассационный суд в Москве. Дальнейшие усилия по реформированию отечественной системы судов были прерваны начавшейся Гражданской войной и интервенцией. В эти годы деятельностью советской судебной системы руководил Наркомат юстиции РСФСР.
К 1 ноября 1918 г. под его руководством было организовано 39 революционных трибуналов, 3267 местных судов и 327 советов местных судей. Развивался следственный аппарат, формировались органы обвинения, защиты, нотариат, судебные исполнители и др. Важной частью работы НКЮ стала законотворческая деятельность. Он разрабатывал инструкции для судебных учреждений, давал необходимые разъяснения, обобщал советскую судебную практику и решал кадровые вопросы судебной системы, вплоть до отзыва некоторых местных работников юстиции. В качестве органов судебного управления и надзора за исполнением законов в губерниях действовали губернские отделы юстиции, в уездах – уездные бюро юстиции.Некоторое время НКЮ выполнял функции судебно-кассационной инстанции для дел, рассмотренных революционными трибуналами. В 1918 г. эти функции были переданы Верховному революционному трибуналу при ВЦИК. Необходимо отметить, что судебная реформа 1922 г. проводилась в условиях новой экономической политики. Предполагалось унифицировать судебную практику в стране, систематизировать нормативный материал и восполнить наиболее существенные пробелы в законодательстве. Новая судебная система состояла из народных судов, губернских судов и Верховного Суда РСФСР. Революционные трибуналы были ликвидированы. Аналогичные преобразования были произведены и в других советских республиках. Народные судьи избирались губисполкомами на один год с правом переизбрания. На этот пост мог претендовать гражданин, у которого не было судимостей, имевший двухгодичный опыт ответственной политической работы или трехлетний стаж практической работы в органах советской юстиции на должности не ниже народного следователя. Примерно такие же требования устанавливались для народных заседателей, причем не менее половины народных заседателей должно было быть представлено рабочими, а остальные – сельским населением и военнослужащими. Через народные суды проходило 90 % всех дел,10 % приходилось на органы специальной юрисдикции. К ним относились трудовые сессии народных судов,а также земельные и арбитражные комиссии.
Трудовые сессии состояли из постоянного народного судьи и двух членов суда, разрешивших споры между государственными учреждениями и предприятиями). В 1931 г. арбитражные комиссии были заменены государственным арбитражем. Важной частью судебной реформы 1922 г. стало возрождение институтов прокуратуры и адвокатуры. Центральная прокуратура РСФСР входила в состав НКЮ, а должность прокурора республики занимал народный комиссар юстиции. В губерниях начали создаваться коллегии защитников, состав которых утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Коллегиейруководил президиум, избранныйее членами. Необходимо отметить, что официальной идеологией возрождение адвокатуры в ее дореволюционном виде не приветствовалось. Это ставило бы под сомнение справедливость народного суда. Советский адвокат должен был заниматься консультированием и пропагандой права. По мере развития советского карательного аппарата политическое руководство страны все менее было заинтересовано в развитии этого института. В 1930-е гг. в связи с нарастанием волны массовых репрессий произошла перестройка органов по охране правопорядка: госбезопасности, прокуратуры, милиции и суда. Начали создаваться районные и городские суды, избираемые исполкомом областных советов на один год. Мелкие имущественные и трудовые споры стали рассматривать общественные и товарищеские суды. Кроме того, они вели борьбу с нарушителями общественного порядка. В 1938 г. был принят Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», согласно которому судебная система была приведена в соответствие с федеративным и административно-территориальным устройством СССР и союзных республик. Высшим судебным органом страны являлся Верховный Суд СССР. Во второй половине 1930-х гг. основным звеном судебной системы остался народный суд. Главное изменение в его практике – это обязанность судей отчитываться перед своими избирателями о проделанной работе. В годы репрессий действовали и специальные суды – так называемые «двойки» и «тройки». Процессуальный порядок рассмотрения в них был сильно упрощен. Судебное разбирательство длилось не более 48 часов. Приговор обжалованию не подлежал и приводился в исполнение немедленно. «Двойки» состояли из начальника Управления НКВД и прокурора области (края). В состав «тройки»,помимо названных лиц, входил первый секретарь обкома (крайкома) ВКП(б).
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
1. Какое значение для дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы имела Временная инструкции НКЮ от 23 июля 1917 года? 2. В чем заключалась причина возникновения независимых друг от друга систем исполнения наказания в виде лишения свободы в первые годы советской власти? 3. Объясните, почему в 1922 году все места заключения находилось в ведении НКВД, а не НКЮ? 4. Какие изменения в отечественной уголовной системе произошли в результате образования ОГПУ СССР? 5. С какими проблемами столкнулась уголовно-исполнительная система СССР в конце 1920-х годов. Какие пути их решения были использованы? 6. Укажите причины создания системы ИТЛ в 1930-е годы. Какими основополагающими документами определялась их деятельность? 7. Когда была создана система ГУЛАГа? Какому ведомству подчинялась? Каковы были особенности ее развития на начальном этапе существования? 8. Какие изменения произошли с системой ГУЛАГа в годы так называемого «большого террора»? 9. Какие еще учреждения исполнения наказаний, кроме ИТЛ, входили в систему ГУЛАГа? 10. Какова была внутренняя организация ИТЛ в предвоенные годы? 11. Чем были обусловлены тяжелые условия отбывания наказания в ИТЛ? 12. Какие две судебные системы возникли в Советской России в 1917 году? Какова была их дальнейшая судьба? Тема № 6.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.006 с.) |