Критерии эффективности практической работы военного психолога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии эффективности практической работы военного психолога.



 

Проблема совершенствования системы критериев оценки профес-сиональной деятельности психолога воинской части обусловлена недо-статочным использованием в повседневной практике адекватных средств, обеспечивающих объективное выявление степени соответствия профессиональной компетентности психолога и результатов его труда нормам профессии. Существующие нормативные документы, опреде-ляющие основные параметры психологической работы, и практика их оценки зачастую ориентированы на формальные показатели, не учитывающие специфику труда и личный вклад каждого из субъектов психологической работы.

Вместе с тем анализ зарубежного опыта показывает, что объективная оценка уровня квалификации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы государственного регулирования их деятельности. Так, во многих развитых странах лицензирование и сертификация психолога являются важным и необходимым условием для начала самостоятельной деятельности и расширения ее сферы. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества.

Эффективность психологической работы определяется как степень соответствия результатов данной деятельности намеченным целям и нормативным требованиям. Говоря о целях психологической работы, необходимо отметить, что главным ее функциональным предназначением является оптимизация функционирования труда всех субъектов воинской деятельности, что предопределяет выделение главного (интегрального) критерия. На наш взгляд, таким критерием является соответствие функционирования психики военнослужащих основным показателям психической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие.

Данный интегральный критерий находит свою конкретизацию в системе частных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и результативной сторон нормативным требованиям, они позволяют давать объективную оценку качества труда всех субъектов психологической работы. Вместе с тем существуют определенные группы условий, влияющие на возможность достижения высоких результатов в этой работе (схема 1).

 

Условия осуществления психологической работы в воинской части
Материально техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Научно-методическое обеспечение
Организационно-правовое обеспечение
Наличие и состояние необходимых помещений, объектов, аппаратуры, стимульного и расходного материалов и т. п.
Наличие учреждений, структур профессиональной подготовки и переподготовки, качество образователь-ных программ, наличие системы профессионального сопровождения кадров
Разработанность теоретических основ психологической работы, наличие учебных и учебно-методических пособий, надежных и адаптированных методик и т. п.
Наличие нормативных документов, регламентирующих цели, содержание и режим деятельности субъектов психологической работы и их взаимодействие
Профессиональная компетентность субъектов психологической работы
Интегральный критерий
Соответствие функционирования психики военнослужащих основным психологическим критериям нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие
Частные критерии и показатели
Соответствие процессуальной стороны и результатов деятельности субъектов психологической работы нормативным требованиям к данному виду деятельности

 


Схема 1. Система оценки эффективности психологической работы

В воинской части

 

Применительно к профессиональной деятельности военного психолога необходимо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторонность ее оценки:

— в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспитательной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие критериями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога;

— наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятельности психологом, а также военнослужащими воинской части;

— данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности других психологов на предмет позитивной динамики профессионализма за определенный период;

— использование не одного, а комплекса критериев и показателей (субъективных и объективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований профессии и человека.

Субъективные критерии характеризуют степень соответствия про-фессии требованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специальностью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения).

Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требованиям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:

а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (производительность, качество, надежность);

б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса деятельности социально приемлемым способам ее осуществления (точность, скорость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятель-ность, наличие творчества).

Профессиональная компетентность психолога — это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям. К числу основных показателей профессиональной компетентности могут быть отнесены следующие:

— психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления;

— знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в воинской части;

— знание и соблюдение этических норм деятельности;

— самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, нали-чие/отсутствие затруднений, ошибок и т. п.);

— владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;

— умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени;

— полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.

Показателями эффективности психологической работы могут выступать следующие;

— удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики;

— способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;

— учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с людьми;

— удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психоло-гической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;

— объективность и точность психологической информации, свое-временность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам;

— систематичность проведения и действенность мероприятий пси-хологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.

Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профес-сиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют выделить несколько уровней ее эффективности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.008 с.)