Казахский национальный педагогический 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казахский национальный педагогический



МО             РК

 


КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ

В О Е Н Н А Я К А Ф Е Д Р А

Методическая разработка по дисциплине

«Методика экспериментальных исследований воинской деятельности»

ВУС – 390200

 

 

ТЕМА №3   «ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА»

 

г. Алматы

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ


Военная кафедра

 

Экз. № ______

Утверждаю

Начальник военной кафедры

полковник                 Р.Ракышев

«___»_____________2012 г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Методика экспериментальных исследований воинской деятельности»

Тема 3. ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК

 

Рассмотрена на методическом совещании цикла

 Протокол №____от «___»_______________20____г.

Уточнена и рекомендована к использованию в 20_ -20 _ уч.году.

Протокол заседания цикла от «___»__________20_г №__

 

Уточнена и рекомендована к использованию в 20_-20_ уч.году.

Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___

 

Уточнена и рекомендована к использованию в 20_ -20_ уч.году.

Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___

Уточнена и рекомендована к использованию в 20_-20_ уч.году.

Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___

 

 

г. Алматы

 

 

Учебные и воспитательные цели:

 

1. Помочь студентам овладеть современными научными знаниями о основах психодиагностики в деятельности военного психолога в интересах обеспечения эффективного выполнения служебных и боевых задач.

2. На основе этих знаний способствовать формированию и развитию у обучаемых практических навыков и умений, необходимых им как военным психологам в предстоящей профессиональной деятельности.

3. Воспитывать у студентов психолого-педагогическую готовность к практической работе с личным составом подразделения.

Место: класс кафедры.

Метод: лекция. Время: 2 часа

Метод: семинар. Время: 2 часа

                         Всего: 4 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Понятие о психодиагностике и ее значении в деятельности военного психолога.

2. Формы и методы получения психологической информации в деятельности военного психолога.

3. Критерии эффективности практической работы военного психолога.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986.

2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995.

3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.

 

 

Учебно-материальное обеспечение:

 

выставка литературы;

слайды по тексту лекции;

технические средства лектория;

Порядок отработки учебных вопросов и расчет времени

 

Учебные вопросы и расчет времени Порядок отработки учебных вопросов Методические указания
1 2 3
Вводная часть – 5 минут - Принять доклад от старшего учебной группы (дежурного по классу) о готовности к занятию.   - Проверить наличие обучаемых и готовность их к занятию.   - Объявить тему, цель, учебные вопросы и порядок их отработки. - В кратком вступлении к теме указать на значимость темы и необходимость овладения студентами теоретическими положениями изучаемого ма-териала. - Обратить внимание на внешний вид обучае-мых и соблюдение эле-ментов строевого устава. - При необходимости сделать замечания по устранению недоста-тков и добиться их устранения. - Установить отсутству-ющих и причину отсу-тствия отметить в журна-ле. Проверить наличие не-обходимой учебной литературы, наличие конспектов и письмен-ных принадлежностей.

Основная часть – 80 минут

Первый учебный вопрос – 25 минут «Понятие о психодиагностике и ее значении в деятельности военного психолога»   1. Рассмотрение данного вопро-са начать с теоретических положений: - понятие психодиагностики - понятие диагноза и его основные критерии - предмет военной психодиагнос тики - признаки военной психодиагностики 2. Заслушать 1-2 студентов, при необходимость уточнить ответы. 3. Заслушать дополнения к ответам студентов.   - Провести опрос обу-чаемых.     - Высказать рекоменда-ции.   - Подвести краткий итог рассмотренного вопро-са.
Второй учебный вопрос – 25 минут «Формы и методы получения психологической информации в деятельности военного психолога.» 1. Заслушать 1-2 студентов по проблемам: - процесс постановки психологического диагноза и его структура - примеры проведения психодиагностического исследования. - задачи психодиагности- ческого обследования военнослужащих - основные задачи психодиагностического исследования - выбор методов эффективного психодиагностического исследования - этапы процедуры психодиагностического исследования - выводы психодиаг-ностического исследования   -получение психодиагнос- тической информации и ее использование в работе военного психолога. - профессионально этические нормы военного психолога   2. Заслушать дополнения к ответам студентов.     - Опросить обучаемых.     - Подвести краткий итог рассмотренного вопро-са. - Высказать рекоме-ндации.  
Третий учебный вопрос – 30 минут «Критерии эффективности практической работы военного психолога.» 1. Заслушать 1-2 студентов по проблемам: - система эффективности психологической работы в воинской части - субъективные и объективные критерии эффективности работы военного психолога - качество профессионального психологического отбора и распределения военнос-лужащих   2. Заслушать дополнения к ответам студентов.     - Опросить обучаемых. - Высказать рекоменда-ции.     - Подвести краткий итог рассмотренного вопро-са.
Заключительная часть – 5 минут - Напомнить тему, цель, уче-бные вопросы степень их отра-ботки, указываю на недостатки и пути их устранения. - Объявить оценки. - Дат задание по доработке темы и для подготовки к следующему занятию. - Ответить на вопросы.  

 

Введение

 

В современных Вооруженных Силах Республики Казахстан уделяется особое внимание проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловила продолжающуюся в настоящее время реорганизацию всей системы воспитания и обучения личного состава.

Осознание того, что решаемые военными специалистами задачи требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов, привело к появлению социального заказа на специальную деятельность, предусматривающую обоснованное психологическое воздействие на человека и группы людей. Практическим шагом по реализации этого заказа явилось объединение усилий различных должностных лиц в рамках отдельного вида деятельности — психологической работы.

Разработка концептуальной модели и практическая организация системы психологической работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан опиралась на многолетний опыт функционирования системы военно-политической работы (позднее — морально-психологического обеспечения), а также на опыт психологических служб, функционирующих в различных сферах жизнедеятельности общества.

Одним из важнейших направлений организации психологической работы явилось введение в войсках должностей психологов. Именно психолог (полка, батальона) был призван обеспечить соответствующий уровень психологической работы, оказать помощь должностным лицам воинских частей и подразделений, не имеющим специальной психологической подготовки. В настоящее время накоплен определенный опыт деятельности данных специалистов, продолжается поиск наиболее оптимальных путей и способов их подбора, подготовки и использования.

Вместе с тем следует отметить, что в войсках наблюдается своеобразный «дефицит восприятия» психологов как представителей совершенно новой, непривычной для наших Вооруженных Сил профессии. Проведение при этом аналогии с бывшими представителями военно-политических органов затрудняет подчас понимание специфики и возможностей профессиональной деятельности психологов. Зачастую при оценке их деятельности должностные лица используют формальные, неоднозначные критерии, не учитывающие в полной мере специфику труда психолога и уровень его профессиональной компетентности. Типичной является ситуация расширительного толкования профессиональных функций психолога, перекладывания на него отдельных сфер ответственности, являющихся на самом деле объектом коллективных усилий различных должностных лиц.

С другой стороны, сами психологи еще не всегда готовы предложить новые подходы, способы и средства решения назревших проблем. Практическая деятельность психологической службы недостаточно методологически обоснована, не имеет необходимого научно-методиче-ского, правового и материально-технического обеспечения. Отсутствие в первые годы с начала реорганизации системы воспитания личного состава нормативных документов, регламентирующих порядок проведения психологической работы, порождало различные толкования прав и функциональных обязанностей ее субъектов и должностных лиц.

За последние годы обстановка во многом изменилась в лучшую сторону. Благодаря интенсивной и целенаправленной работе представителей Департамента воспитательной и психологической работы Вооруженных Сил Республики Казахстан, учебно-образовательных структур подготовки и переподготовки психологов, научно-исследовательских учреждений Вооруженных Сил Республики Казахстан психологическая служба активно развивается. В настоящее время в ее структуру входят военные психологи органов воспитательной работы, а также штатные и нештатные группы профессионального психологического отбора, центры и пункты психологической помощи и реабилитации военнослужащих, консультационные пункты. На базе военной кафедры Казахского национального университета имени Абая организована профессиональная подготовка будущих специалистов психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан, программа которой учитывает все современные тенденции в области профессионального образования психологов. Понимание особой значимости психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров Вооруженных Сил. Таким образом, имеются основные предпосылки для повышения эффективности психологической работы и решения на этой основе острых проблем в практике работы с военнослужащими.

Предлагаемое издание, по мнению автора, поможет расширить знания о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, уяснить направления и формы взаимодействия психологов с различными должностными лицами.

В воинской части

 

Применительно к профессиональной деятельности военного психолога необходимо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторонность ее оценки:

— в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспитательной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие критериями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога;

— наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятельности психологом, а также военнослужащими воинской части;

— данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности других психологов на предмет позитивной динамики профессионализма за определенный период;

— использование не одного, а комплекса критериев и показателей (субъективных и объективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований профессии и человека.

Субъективные критерии характеризуют степень соответствия про-фессии требованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специальностью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения).

Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требованиям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:

а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (производительность, качество, надежность);

б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса деятельности социально приемлемым способам ее осуществления (точность, скорость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятель-ность, наличие творчества).

Профессиональная компетентность психолога — это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям. К числу основных показателей профессиональной компетентности могут быть отнесены следующие:

— психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления;

— знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в воинской части;

— знание и соблюдение этических норм деятельности;

— самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, нали-чие/отсутствие затруднений, ошибок и т. п.);

— владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;

— умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени;

— полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.

Показателями эффективности психологической работы могут выступать следующие;

— удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики;

— способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;

— учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с людьми;

— удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психоло-гической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;

— объективность и точность психологической информации, свое-временность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам;

— систематичность проведения и действенность мероприятий пси-хологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.

Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профес-сиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют выделить несколько уровней ее эффективности.

 

МО             РК

 


КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ

В О Е Н Н А Я К А Ф Е Д Р А

Методическая разработка по дисциплине

«Методика экспериментальных исследований воинской деятельности»

ВУС – 390200

 

 

ТЕМА №3   «ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА»

 

г. Алматы

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ


Военная кафедра

 

Экз. № ______

Утверждаю

Начальник военной кафедры

полковник                 Р.Ракышев

«___»_____________2012 г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Методика экспериментальных исследований воинской деятельности»

Тема 3. ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК

 

Рассмотрена на методическом совещании цикла

 Протокол №____от «___»_______________20____г.

Уточнена и рекомендована к использованию в 20_ -20 _ уч.году.

Протокол заседания цикла от «___»__________20_г №__

 

Уточнена и рекомендована к использованию в 20_-20_ уч.году.

Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___

 

Уточнена и рекомендована к использованию в 20_ -20_ уч.году.

Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___

Уточнена и рекомендована к использованию в 20_-20_ уч.году.

Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___

 

 

г. Алматы

 

 

Учебные и воспитательные цели:

 

1. Помочь студентам овладеть современными научными знаниями о основах психодиагностики в деятельности военного психолога в интересах обеспечения эффективного выполнения служебных и боевых задач.

2. На основе этих знаний способствовать формированию и развитию у обучаемых практических навыков и умений, необходимых им как военным психологам в предстоящей профессиональной деятельности.

3. Воспитывать у студентов психолого-педагогическую готовность к практической работе с личным составом подразделения.

Место: класс кафедры.

Метод: лекция. Время: 2 часа

Метод: семинар. Время: 2 часа

                         Всего: 4 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Понятие о психодиагностике и ее значении в деятельности военного психолога.

2. Формы и методы получения психологической информации в деятельности военного психолога.

3. Критерии эффективности практической работы военного психолога.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986.

2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995.

3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.

 

 

Учебно-материальное обеспечение:

 

выставка литературы;

слайды по тексту лекции;

технические средства лектория;



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.058 с.)