Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Казахский национальный педагогическийСтр 1 из 7Следующая ⇒
МО РК
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ В О Е Н Н А Я К А Ф Е Д Р А Методическая разработка по дисциплине «Методика экспериментальных исследований воинской деятельности» ВУС – 390200
ТЕМА №3 «ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА»
г. Алматы КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ Военная кафедра
Экз. № ______ Утверждаю Начальник военной кафедры полковник Р.Ракышев «___»_____________2012 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика экспериментальных исследований воинской деятельности» Тема 3. ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК
Рассмотрена на методическом совещании цикла Протокол №____от «___»_______________20____г. Уточнена и рекомендована к использованию в 20_ -20 _ уч.году. Протокол заседания цикла от «___»__________20_г №__
Уточнена и рекомендована к использованию в 20_-20_ уч.году. Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___
Уточнена и рекомендована к использованию в 20_ -20_ уч.году. Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___ Уточнена и рекомендована к использованию в 20_-20_ уч.году. Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___
г. Алматы
Учебные и воспитательные цели:
1. Помочь студентам овладеть современными научными знаниями о основах психодиагностики в деятельности военного психолога в интересах обеспечения эффективного выполнения служебных и боевых задач. 2. На основе этих знаний способствовать формированию и развитию у обучаемых практических навыков и умений, необходимых им как военным психологам в предстоящей профессиональной деятельности. 3. Воспитывать у студентов психолого-педагогическую готовность к практической работе с личным составом подразделения. Место: класс кафедры. Метод: лекция. Время: 2 часа Метод: семинар. Время: 2 часа Всего: 4 часа УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие о психодиагностике и ее значении в деятельности военного психолога. 2. Формы и методы получения психологической информации в деятельности военного психолога.
3. Критерии эффективности практической работы военного психолога. ЛИТЕРАТУРА: 1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986. 2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995. 3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.
Учебно-материальное обеспечение:
выставка литературы; слайды по тексту лекции; технические средства лектория; Порядок отработки учебных вопросов и расчет времени
Основная часть – 80 минут |
|||||||||||||||
Первый учебный вопрос – 25 минут | «Понятие о психодиагностике и ее значении в деятельности военного психолога» 1. Рассмотрение данного вопро-са начать с теоретических положений: - понятие психодиагностики - понятие диагноза и его основные критерии - предмет военной психодиагнос тики - признаки военной психодиагностики 2. Заслушать 1-2 студентов, при необходимость уточнить ответы. 3. Заслушать дополнения к ответам студентов. | - Провести опрос обу-чаемых. - Высказать рекоменда-ции. - Подвести краткий итог рассмотренного вопро-са. | ||||||||||||||
Второй учебный вопрос – 25 минут | «Формы и методы получения психологической информации в деятельности военного психолога.» 1. Заслушать 1-2 студентов по проблемам: - процесс постановки психологического диагноза и его структура - примеры проведения психодиагностического исследования. - задачи психодиагности- ческого обследования военнослужащих - основные задачи психодиагностического исследования - выбор методов эффективного психодиагностического исследования - этапы процедуры психодиагностического исследования - выводы психодиаг-ностического исследования -получение психодиагнос- тической информации и ее использование в работе военного психолога. - профессионально этические нормы военного психолога 2. Заслушать дополнения к ответам студентов. | - Опросить обучаемых. - Подвести краткий итог рассмотренного вопро-са. - Высказать рекоме-ндации. | ||||||||||||||
Третий учебный вопрос – 30 минут | «Критерии эффективности практической работы военного психолога.» 1. Заслушать 1-2 студентов по проблемам: - система эффективности психологической работы в воинской части - субъективные и объективные критерии эффективности работы военного психолога - качество профессионального психологического отбора и распределения военнос-лужащих 2. Заслушать дополнения к ответам студентов. | - Опросить обучаемых. - Высказать рекоменда-ции. - Подвести краткий итог рассмотренного вопро-са. | ||||||||||||||
Заключительная часть – 5 минут | - Напомнить тему, цель, уче-бные вопросы степень их отра-ботки, указываю на недостатки и пути их устранения. - Объявить оценки. - Дат задание по доработке темы и для подготовки к следующему занятию. - Ответить на вопросы. |
|
Введение
В современных Вооруженных Силах Республики Казахстан уделяется особое внимание проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловила продолжающуюся в настоящее время реорганизацию всей системы воспитания и обучения личного состава.
Осознание того, что решаемые военными специалистами задачи требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов, привело к появлению социального заказа на специальную деятельность, предусматривающую обоснованное психологическое воздействие на человека и группы людей. Практическим шагом по реализации этого заказа явилось объединение усилий различных должностных лиц в рамках отдельного вида деятельности — психологической работы.
Разработка концептуальной модели и практическая организация системы психологической работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан опиралась на многолетний опыт функционирования системы военно-политической работы (позднее — морально-психологического обеспечения), а также на опыт психологических служб, функционирующих в различных сферах жизнедеятельности общества.
Одним из важнейших направлений организации психологической работы явилось введение в войсках должностей психологов. Именно психолог (полка, батальона) был призван обеспечить соответствующий уровень психологической работы, оказать помощь должностным лицам воинских частей и подразделений, не имеющим специальной психологической подготовки. В настоящее время накоплен определенный опыт деятельности данных специалистов, продолжается поиск наиболее оптимальных путей и способов их подбора, подготовки и использования.
|
Вместе с тем следует отметить, что в войсках наблюдается своеобразный «дефицит восприятия» психологов как представителей совершенно новой, непривычной для наших Вооруженных Сил профессии. Проведение при этом аналогии с бывшими представителями военно-политических органов затрудняет подчас понимание специфики и возможностей профессиональной деятельности психологов. Зачастую при оценке их деятельности должностные лица используют формальные, неоднозначные критерии, не учитывающие в полной мере специфику труда психолога и уровень его профессиональной компетентности. Типичной является ситуация расширительного толкования профессиональных функций психолога, перекладывания на него отдельных сфер ответственности, являющихся на самом деле объектом коллективных усилий различных должностных лиц.
С другой стороны, сами психологи еще не всегда готовы предложить новые подходы, способы и средства решения назревших проблем. Практическая деятельность психологической службы недостаточно методологически обоснована, не имеет необходимого научно-методиче-ского, правового и материально-технического обеспечения. Отсутствие в первые годы с начала реорганизации системы воспитания личного состава нормативных документов, регламентирующих порядок проведения психологической работы, порождало различные толкования прав и функциональных обязанностей ее субъектов и должностных лиц.
За последние годы обстановка во многом изменилась в лучшую сторону. Благодаря интенсивной и целенаправленной работе представителей Департамента воспитательной и психологической работы Вооруженных Сил Республики Казахстан, учебно-образовательных структур подготовки и переподготовки психологов, научно-исследовательских учреждений Вооруженных Сил Республики Казахстан психологическая служба активно развивается. В настоящее время в ее структуру входят военные психологи органов воспитательной работы, а также штатные и нештатные группы профессионального психологического отбора, центры и пункты психологической помощи и реабилитации военнослужащих, консультационные пункты. На базе военной кафедры Казахского национального университета имени Абая организована профессиональная подготовка будущих специалистов психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан, программа которой учитывает все современные тенденции в области профессионального образования психологов. Понимание особой значимости психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров Вооруженных Сил. Таким образом, имеются основные предпосылки для повышения эффективности психологической работы и решения на этой основе острых проблем в практике работы с военнослужащими.
|
Предлагаемое издание, по мнению автора, поможет расширить знания о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, уяснить направления и формы взаимодействия психологов с различными должностными лицами.
В воинской части
Применительно к профессиональной деятельности военного психолога необходимо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторонность ее оценки:
— в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспитательной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие критериями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога;
— наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятельности психологом, а также военнослужащими воинской части;
— данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности других психологов на предмет позитивной динамики профессионализма за определенный период;
— использование не одного, а комплекса критериев и показателей (субъективных и объективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований профессии и человека.
Субъективные критерии характеризуют степень соответствия про-фессии требованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специальностью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения).
Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требованиям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:
а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (производительность, качество, надежность);
б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса деятельности социально приемлемым способам ее осуществления (точность, скорость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятель-ность, наличие творчества).
|
Профессиональная компетентность психолога — это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям. К числу основных показателей профессиональной компетентности могут быть отнесены следующие:
— психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления;
— знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в воинской части;
— знание и соблюдение этических норм деятельности;
— самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, нали-чие/отсутствие затруднений, ошибок и т. п.);
— владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;
— умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени;
— полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.
Показателями эффективности психологической работы могут выступать следующие;
— удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики;
— способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;
— учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с людьми;
— удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психоло-гической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;
— объективность и точность психологической информации, свое-временность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам;
— систематичность проведения и действенность мероприятий пси-хологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.
Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профес-сиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют выделить несколько уровней ее эффективности.
МО РК
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ
В О Е Н Н А Я К А Ф Е Д Р А
Методическая разработка по дисциплине
«Методика экспериментальных исследований воинской деятельности»
ВУС – 390200
ТЕМА №3 «ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА»
г. Алматы
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ
Военная кафедра
Экз. № ______
Утверждаю
Начальник военной кафедры
полковник Р.Ракышев
«___»_____________2012 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Методика экспериментальных исследований воинской деятельности»
Тема 3. ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК
Рассмотрена на методическом совещании цикла
Протокол №____от «___»_______________20____г.
Уточнена и рекомендована к использованию в 20_ -20 _ уч.году.
Протокол заседания цикла от «___»__________20_г №__
Уточнена и рекомендована к использованию в 20_-20_ уч.году.
Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___
Уточнена и рекомендована к использованию в 20_ -20_ уч.году.
Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___
Уточнена и рекомендована к использованию в 20_-20_ уч.году.
Протокол заседания цикла от «___» _____________ 20_ г. №___
г. Алматы
Учебные и воспитательные цели:
1. Помочь студентам овладеть современными научными знаниями о основах психодиагностики в деятельности военного психолога в интересах обеспечения эффективного выполнения служебных и боевых задач.
2. На основе этих знаний способствовать формированию и развитию у обучаемых практических навыков и умений, необходимых им как военным психологам в предстоящей профессиональной деятельности.
3. Воспитывать у студентов психолого-педагогическую готовность к практической работе с личным составом подразделения.
Место: класс кафедры.
Метод: лекция. Время: 2 часа
Метод: семинар. Время: 2 часа
Всего: 4 часа
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие о психодиагностике и ее значении в деятельности военного психолога.
2. Формы и методы получения психологической информации в деятельности военного психолога.
3. Критерии эффективности практической работы военного психолога.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986.
2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995.
3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.
Учебно-материальное обеспечение:
выставка литературы;
слайды по тексту лекции;
технические средства лектория;
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.058 с.)