Правовой статус цбр и его роль в организации пруденциального                                                 регулирования банковской деятельности. Понятие пруденциального регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус цбр и его роль в организации пруденциального                                                 регулирования банковской деятельности. Понятие пруденциального регулирования.



Статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБР определяются Конституцией РФ, ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБР, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В соответствии со ст. 71 правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти. Регулирование банковской деятельности на уровне субъектов Российской Федерации не допускается

Целями деятельности ЦБР являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

- развитие финансового рынка Российской Федерации;

- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

ЦБР выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, а также политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (с 1 января 2014 г.);

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

- осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

- осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

- принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

- осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;

- является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

- осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

- осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

ЦБР подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума:

назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты;

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального финансового совета;

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту РФ информацию в установленном порядке.

ЦБР по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

ЦБР не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, за исключением участия в капитале Сберегательного банка РФ.

Кредитные организации являются объектами и частноправового, и публично-правового регулирования. В этом проявляется двойственность правового статуса кредитной организации: с одной стороны, она является субъектом предпринимательской деятельности, стремящимся к получению прибыли; с другой стороны, кредитные организации как элементы банковской системы аккумулируют денежные средства своих клиентов - физических и юридических лиц, получая право распоряжаться этими средствами от своего имени, например, предоставлять их в качестве кредитов, приобретать на них ценные бумаги, совершать другие операции и сделки, не запрещенные для кредитных организаций. В случае наступления банкротства кредитной организации возникновение финансовых проблем у ее клиентов неизбежно. Банковская деятельность является высокорисковой. Перечисленные, а также некоторые другие особенности кредитных организаций являются причиной того, что кредитная организация рассматривается как источник нестабильности и потенциальных рисков, в том числе для всей банковской системы государства. Именно поэтому законодатель устанавливает в отношении кредитных организаций обширные публично-правовые требования, вынуждая кредитные организации соблюдать баланс между своими частными интересами и интересами всего общества. Комплекс указанных требований составляет содержание пруденциального регулирования банковской деятельности.

Термин «пруденциальный» является специфически банковским и происходит от английского «prudent», что буквально переводится как «осмотрительный», «благоразумный».

Для пруденциального регулирования характерны:

1) экономическая природа; все нормы пруденциального регулирования имеют экономическое содержание;

2) правовая форма. Пруденциальное регулирование представляет собой специфические правила поведения нормативного характера, закрепленные либо в законе, либо в нормативных актах Банка России, в силу этого пруденциальные нормы обеспечиваются государственным принуждением;

3) ограничительная природа; нормы пруденциального регулирования представляют собой те или иные запреты или ограничения в деятельности для кредитных организаций.

При этом основной задачей пруденциального регулирования является защита банковской системы в целом, а не отдельно взятой кредитной организации.

Выделяют три функции пруденциального регулирования банковской деятельности:

- превентивную, предназначенную для минимизации рисковой деятельности банков;

- защитную, призванную гарантировать интересы вкладчиков в случае краха конкретного банка;

- обеспечительную, призванную обеспечить финансовую поддержку конкретного банка в случае кризисного состояния, оказываемую Центральным банком как кредитором последней инстанции.

При этом превентивная функция выступает как ключевая функция пруденциального регулирования банковской деятельности. Ее содержание составляют устанавливаемые ЦБ РФ обязательные экономические нормативы функционирования кредитных организаций, а также формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

Таким образом, пруденциальное регулирование представляет собой правовую форму закрепления экономически обоснованных требований, предъявляемых к функционированию кредитных организаций, в целях повышения их финансовой устойчивости и минимизации риска неликвидностии и неплатежеспособности.

Основные пруденциальные нормы содержатся в главе X «Банковское регулирование и банковский надзор» Закона о ЦБР, а конкретизируются в Инструкции Банка России № 139-И от 03.12.2012 года «Об обязательных нормативах банков».

В соответствии со ст. 56 Закона о ЦБР Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Надо иметь в виду, что закон в данном случае говорит не о защите прав вкладчиков, а о защите их интересов. Это вполне согласуется со статьей 11 ГК РФ: Защита прав вкладчиков осуществляется в судебном порядке.

Особое место среди нормативных актов Банка России занимают акты, содержащие и устанавливающие пруденциальные нормы и требования как в отношении банков, так и в отношении небанковских кредитных организаций.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные Законом о ЦБР, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций ("Положение о Комитете банковского надзора Банка России" (утв. Советом директоров Банка России от 24.01.2014, протокол N 2).

В статье 57 Закона о ЦБР закреплено, что он устанавливает обязательные для кредитных организаций:

- правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности,

- правила составления и представления бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

- обязательные для банковских групп правила составления отчетности, необходимой для осуществления надзора за кредитными организациями на консолидированной основе, представления в Банк России и раскрытия отчетности банковских групп, установленной Законом о банках,

- обязательные для банковских холдингов правила составления и представления информации, необходимой для оценки рисков банковского холдинга и осуществления надзора за кредитными организациями - участниками банковского холдинга, представления в ЦБР и раскрытия отчетности банковских холдингов, установленной Законом о банках.

При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций, головных кредитных организаций банковских групп и головных организаций банковских холдингов информацию о деятельности соответственно кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, включая сведения об участниках банковских групп и банковских холдингов, не являющихся кредитными организациями, требовать разъяснений по полученной информации.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов, а также для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

ЦБР не вправе:

- требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций,

- требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц,

- устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций,

- обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

ЦБР принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

      ЦБР предъявляет квалификационные требования и требования к деловой репутации единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации и кандидатов на указанные должности, а также требования к деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидатов на эти должности, физических и юридических лиц, приобретающих более 10 % (владеющих более 10 %) акций (долей) кредитной организации или совершающих сделку (сделки), направленную (направленные) на установление контроля (осуществляющих контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 % (владеющего более 10 %) акций (долей) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную (направленные) на установление контроля (осуществляющего контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Закона о банках.

Пруденциальные нормы предусмотрены в статье 62 Закона о ЦБР, в которой в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБР может устанавливать обязательные нормативы. Числовое значение и методика расчета этих нормативов предусмотрены в следующих документах:

- главе 4 Инструкции ЦБР от 2.04.2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций";

- Инструкции Банка России от 3.12.2012 г. № 139-И "Об обязательных нормативах банков",

- Инструкции Банка России от 26.04.2006 N 129-И "О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением";

- Инструкция Банка России от 15.07.2005 N 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями";

 - Положение о порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска, утв. Банком России 28.09.2012 N 387-П;

- Положение о порядке расчета размера операционного риска, утв. Банком России 03.11.2009 N 346-П;

- Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, утв. Банком России 20.03.2006 N 283-П;

- Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утв. Банком России 26.03.2004 N 254-П;

- Положение о методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III"), (утв. Банком России 28.12.2012 N 395-П);

- Указание Банка России от 17.11.2011 N 2732-У "Об особенностях формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверяются депозитариями";

- Указание Банка России от 22.06.2005 N 1584-У "О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.029 с.)