Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выра- жающий государственную волю по ключевым вопросам общест венной жизни.
Законы принимаются в особом порядке высшим органами власти (федерации или ее членов) или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Законы с точки зрения их юридических качеств обладают выс- шей юридической силой. Это означает, что: 1) все остальные правовые акты должны исходить из законов 2) законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь 3) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того Законы подразделяют на обыкновенные и конституционные. К последним относятся конституции и примыкающие к ним основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства. Особое место в системе нормативных актов занимают акты пре зидентской власти. Они относятся к подзаконным актам и в принципе должны носить исполнительский характер. С юридической точки зрения только в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе конституции президентские акты могут приостанавливать или корректировать законы. К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юридическую силу по отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся постановления и распоряжения правительства. В них часто содержатся первичные нормы, но они также должны быть исполнительскими. Подзаконные нормативные акты отдельных ведомств, как правило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако некоторым из центральных ведомств, например МПС, МВД, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия. Случается, что какие-то акты принимаются вразрез с законом, ущемляют права и интересы граждан. Но тогда положение поправляется актами конституционного правосудия. Местные подзаконные акты издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. Они распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории края, области, земли, района, города, поселка, села.
Локальные подзаконные акты издаются администрацией для решения своих внутренних вопросов. Они распространяют свое действие только на членов данного ограниченного коллектива людей. Локальные акты касаются, например, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями. В условиях демократизации общества и углубления самоуправленческих начал могут получить дальнейшее развитие санкционированные подзаконные акты. Это издаваемые с предварительного разрешения государства (или приобретающие юридическую силу после утверждения в компетентном государственном органе) нормативные акты общественных объединений, трудовых коллективов, сходов граждан. Они могут иметь как местное, так и локальное значение. Под нормативным договором принято понимать добровольное соглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженные в правовых нормах. В качестве сторон, или субъектов, в нормативном договоре выступают государство и другие юридические лица, обладающие нормотворческими полномочиями на делегированной или компетенционной основе. Он представляет собой документ, в котором содержится добровольное волеизъявление сторон по поводу обязанностей и прав, устанавливается круг их полномочий, закрепляется согласие на выполнение взятых на себя обязательств. Нормативный договор представляет собой типичное проявление нормативной саморегуляции, или самоуправления, а тем самым принципе демократизма в характеристике политического (государственного) режима. Вместе с тем следует подчеркнуть, что первичным юридическим источником возникновения и развития договорных форм, придания им силы права или обязательного характера выступают общие дозволения, содержащиеся в диспозитивных нормах права. Таким источником выступают формы и общие условия договоров, закрепленные в Конституции РФ 1993 г. (ст. 71, 72, 73, 76), в Гражданском кодексе РФ и других законах, например в Законе РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18), предусмотревшем такой вид нормативного договора, как договор на комплексное природопользование.
Лекция № 8 Толкование права. Правосознание Толкование права — это уяснение и разъяснение смысла норм права в целях наиболее правильного их применения. Как видно из определения, толкование права состоит из двух взаимосвязанных элементов:уяснения и разъяснения. Это интеллектуальная волевая деятельность определенных субъектов. Цель толкования — выработать единообразное понимание и применение нормативных актов. Необходимость толкования обусловлена сложностью юридических терминов; несовершенством законодательной техники; необходимостью понимания норм права во взаимосвязи друг с другом, в их системе. Способ толкования права — это совокупность приемов и способов, с помощью которых познается смысл юридических норм. Есть несколько способов толкования права: 1) языковой способ основан на знании языка, на котором 2) логический способ использует средства логики при по 3) исторический способ заключается в выяснении истори- 4) систематический способ — основан на сравнении юри- 5) специально-юридический способ заключается в исполь- Виды толкования: 1) официальное; 2) неофициальное. Официальное толкование — это разъяснение смысла нормы государственно-властным органом, обязательное для других субъектов. Официальное толкование делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование является общеобязательным, рассчитано на широкий круг субъектов и на неоднократное применение. Нормативное толкование делится на аутентическое и легальное. Аутентическое толкование — разъяснение, которое дается Органом, издавшим норму, например, разъяснение, данное Государственной Думой РФ по принятому ей закону. Легальное толкование осуществляется теми субъектами, которым оно разрешено законом. Казу альное толкование осуществляется применительно к конкретному случаю или делу, обязательно только по отношению к этому случаю или делу. Например, разъяснение суда по конкретному уголовному делу. Неофициальное толко вание осуществляется не уполномоченными на это субъектами, не общеобязательно, не влечет юридических последствий. Примером могут служить разъяснения, данные учеными-юристами в учебниках, комментариях и т.д.
Правосознание - это совокупность представлений, взглядов, оценок, эмоций, выражающих отношение людей к праву. Структура правосознания: 1) правовая психология — это чувства, настроения, пере- 2) правовая идеология — отношение общества в целом к Виды правосознания: 1) обыденное — отношение к праву всего общества, осно- 2) профессиональное — отношение к праву профессиона- 3) научное — отношение к праву ученых-юристов, выра-
Мораль, право, правовая культура Право существует в тесной, неразрывной связи и взаимодействии с другими социальными нормами — общими правилами поведения. Какие нормы имеются в виду? Это, прежде всего, нормы морали или нравственности. Это — обычаи (неправовые), тра диции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах (решениях, постановлениях и т.п.), принимаемых партийными органами или общественными организациями. Все это социальные нормы. Как и правовые нормы, они являются регуляторами общественных отношений. В отличие от права они не издаются государством и не обеспечиваются государственным принуждением. Нормы права среди неправовых социальных норм играют ведущую роль. Чтобы глубже понять, как взаимосвязаны и взаимодействуют нормы права со всеми социальными нормами, целесообразно обратиться к рассмотрению соотношения права и морали. Моральявляется одной из форм общественного сознания. В ней отражаются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном и вредном для общества поведении. Мораль, так же как и право, никогда и нигде не бывает вечной и неизменной. Она возникает вместе с обществом, вместе ним изменяется и развивается. Это историческое явление. Чтобы убедиться в справедливости сказанного, достаточно поставить, например, такой вопрос: может ли мораль, закрепляющая и оправдывающая рабство, быть одобренной людьми на современном этапе? Нет, разумеется. И дело не только в том, хороша она или плоха. Основная причина в том, что общество или часть его, проповедовавшие эту мораль, остались в прошлом. На смену им по мере развития экономической и социально-политической жизни приходили новые слои и классы. Они вырабатывали и закрепляли в обществе свои представления и взгляды о добре и зле, справедливости и несправедливости.
Общечеловеческие ценности и элементы морали закрепляются с помощью права как в международных, так и в национальных правовых актах. Подтверждением этому служат не только современные, но и древние правовые акты. Например, даже в Законах Ману, закрепляющих неравенство и несправедливость, можно найти отражающие общечеловеческую мораль статьи. Единство и взаимосвязь между моралью и правом проявляется в следующем: ♦ они выражают интересы, стремления и волю всех граж ♦ мораль и право закрепляют правильное соотношение ин ♦ правовые и нравственные требования равны по отноше ♦ мораль и право выдвигают одинаковые критерии для оценки ♦ нравственность опирается на метод убеждения, который Отдельные нормы нравственности, требующие государственного обеспечения, получают санкцию государства. Например, в Конституции Российской Федерации закрепляются такие важные нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека, собственности, природы, нетерпимость к правонарушителям, защита человеческого достоинства и т.д. К сказанному следует добавить, что нормы права отличаются от норм морали большей конкретностью и формальной определенностью. Сфера распространения и применения норм права гораздо уже, чем сфера «приложения» норм морали. С помощью норм морали регулируются такие общественные отношения, которые не могут быть урегулированы при помощи норм права. Среди них, например, отношения дружбы, любви, товарищества и др. Характер взаимосвязи и взаимозависимости норм права и морали в значительной мере распространяется также и на взаимодействие норм права с другими социальными нормами.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.019 с.) |