Гарантии законности делятся на: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарантии законности делятся на:



1) социально-экономические;

2) политические;

3) организационные;

4) общественные;

5) идеологические;

6) специально-юридические.

Правопорядок представляет собой систему обществен­ных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социаль­ных связей.

Особенности правопорядка:

1) запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации данных норм;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных
отношений, делает человека более свободным, облегча-­
ет жизнь;

5) выступает итогом законности.

Следует различать правопорядок и общественный по­рядок.

Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие. Общественный порядок — это состоя­ние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только соблюдением правовых норм, но и соблюдением других социальных норм.

Законность, правопорядок и демократия соотносятся сле­ дующим образом:

1) подлинная демократия невозможна без законности и
правопорядка, без которых первая превращается в хаос,
различные злоупотребления;

законность и правопорядок не будут социально ценны­
ми без демократических механизмов, институтов и
норм, с помощью которых можно легитимно изменять
нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.

 Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

 

Правовое государство

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ ния прав и свобод человека и гражданина, а также для наиб олее последовательного связывания с помощью права госу дарственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

 Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:

       1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и

гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для госу­дарственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Правовое государство должно после­довательно исполнять свое главное предназначение — га­рантировать каждому гражданину возможность всесторон­него развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и граж­данина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных прав при­знается система гражданских, политических, экономиче­ских, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй основной принципвоплощается в жизнь с ис­пользованием способов, выступающих в качестве само­стоятельных принципов. К ним относятся:

1) разделение власти на законодательную, исполнитель-­
ную и судебную ветви с целью исключения злоупотреб-­
лений ею;

2) федерализм, который дополняет горизонтальное разде-­
ление власти еще и разделением ее по вертикали;

3) верховенство закона (закон, принятый верховным ор-­
ганом власти при строгом соблюдении всех конститу-­
ционных процедур, не может быть отменен, изменен
или приостановлен актами исполнительной власти);

4) взаимная ответственность государства и личности и т.д.
Кроме них, можно выделить и другие принципы, кото-­
рые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и
создают для них обеспечивающий фон. Это такие принци-­
пы, как высокий уровень правосознания и правовой куль-­
туры в обществе, наличие гражданского общества и осуще-­
ствления контроля с его стороны за выполнением законов
всеми субъектами права.

         Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одно­временным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

  При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, их необходимо рассматривать во взаимосвязи.

  Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права.  Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не  выполнит ни одной из своих функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

 

Лекция № 12 - 13

Понятие правового статуса человека

и гражданина

Правовой статус человека и гражданина является системой при­знанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.

Права и свободы представляют собой социальные возможно­сти гражданина, признанные и обеспеченные государством, а обязанно­сти - социальные возможности, выражающие притязания государства к гражданину, его поведению.

Важнейшей функцией Конституции РФ является закрепление прав и свобод человека и гражданина, а также тех начал, на основе которых они должны реализоваться в жизни. В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» она называет основные права и свободы, которые принято именовать конституционными пра­вами и свободами.

Правовой статус является исходным объемом прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. Личный статус выражает индивидуальное сущест­вование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в ко­торых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Лич­ный статус изменяется в течение человеческой жизни и связан с ее особенностями (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

Статья 64 Конституции указывает, что принимаемые законы и под­законные акты, касающиеся правового статуса личности, не должны противоречить нормам, закрепленным в гл. 2 Конституции РФ. В ней также утверждается непоколебимость конституционных прав, свобод и обязанностей. Это позволяет блокировать посягательства на права и свободы человека и гражданина, нарушение которых разрушает демо­кратию. Поэтому введена усложненная процедура изменения гл. 2 Конституции, предусмотренная ст. 16 и 135 Конституции, с целью за­щиты основ конституционного строя.

Глава 2 Конституции по сравнению с другими главами имеет двой­ной механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, Международные пакты о правах человека, ряд конвенций, среди кото­рых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвен­ция о правах ребенка и другие.

Человек, личность - важнейший элемент общественной жизни. Го­воря о личности, важно уточнить понятия человек, индивид, индиви­дуальность, личность. «Понятие человек указывает лишь на качест­венные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. Понятием индивид обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности (рабочий, фермер, бизнесмен и так далее) при этом специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия индивид не входят».

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социаль­ное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, куль­туре, то есть в общественной жизни, в процессе взаимодействия с дру­гими людьми. Вместе с тем, личность - это вполне конкретный человек как сис­тема устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре - в социальной жизни.

В общесоциальном смысле свобода есть состояние человека, ха­рактеризующееся его возможностью действовать по собственному ус­мотрению. В этом значении свобода - это право в естественном со­стоянии, не ограниченное и не стесненное формально-юридическими условностями, т.е. не выраженное в тексте юридического документа (не переведенное на язык права). Это право в фактической норме.

В специально-юридическом смысле свобода (право) есть офици­ально признанная и легализированная в специфически-юридической форме мера возможного поведения человека в той или иной жизнен­ной ситуации, есть субъективное право. Право (свобода) в законе - это всегда известное ограничение естественного права с точки зрения уточнения границ его распространения, определения дозволенных форм, способов реализации права, обозначения механизмов защиты от нарушения или восстановления нарушенного права. В указанном смысле справедливо утверждение о том, что только ограниченное и содержащее пределы своей свободы право отвечает своему первоначальному предназначению.

Если право - инструмент защиты личности от произвола государственной власти, то ограничение прав и свобод предназначено для защиты общества, прав и свобод (интересов) других лиц от произ­вола правопользователя. Ограничение прав в этом смысле имеет такое же естественное происхождение, как сами права и свободы. Следова­тельно, ограничения во всех случаях должны преследовать цель - най­ти разумный компромисс между общественной необходимостью и ин­тересами обладателя права. Безусловно, ограничение права, возможно, до тех пределов, при которых оно не вступает в противоречие с истин­ным назначением самого права.

Признание различий между правами человека и гражданина имеет важное теоретическое и практические значение. Их смешение, будет чревато серьезными социально-политическими по­трясениями для общества. И это подтверждается историческим опы­том - особо ярко это проявилось во время Великой французской рево­люции, Октябрьской революции в России и в последующий период, а также в многочисленных современных этнических и религиозных конфликтах.

Чем больше у человека прав, тем реальнее его свобода, тем шире возможности выбора целей и средств их осуществления. Права чело­века - это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности.

 

Понятие и классификация прав и

свобод гражданина в Российской Федерации

 

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы, составляющие часть всех прав и сво­бод. Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Кон­ституции, другие - в текущем законодательстве, не произвольны.

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жиз­ненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для кон­кретного человека, так и в целом для общества, для государства, т.е. основные права и свободы.

Статья 17 Конституции уста­навливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

 Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, проявляющиеся в том, что эти права и свободы:

а) являются ядром правового статуса личности и лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными акта­ми. Например, все права, вытекающие из норм трудового права, бази­руются на конституционных положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального обеспечения - на соответствую­щем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения - на праве на охрану здоровья;

б) основные права и свободы адресованы самому широкому кругу субъектов. Они закрепляются за каждым человеком и граждани­ном либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами других отраслей права, увязыва­ются с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служа­щих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, по­купателей, истцов, ответчиков, учащихся, авторов, изобретателей и т.д.;

в) характерной чертой основных прав и свобод является их все­общность. Они равны и едины для всех без исключения, соответствен­но для каждого человека, для каждого гражданина;

г) основные права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким осно­ванием является принадлежность к гражданству РФ. Они присущи всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи человека с го­сударством, его статус как гражданина;

д) основные права и свободы гражданина РФ не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утра­чены только вместе с утратой гражданства;

е) основные права и свободы характеризуются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием чело­века и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого уча­стника правоотношения;

ж) специфической чертой основных прав и свобод является особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом ак­те государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конститу­ции.

Указанные выше признаки характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть сформулировано так:

Конституционные (основ­ные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, состав­ляющие ядро правового статуса личности.

Различие между понятиями «право» и «свобода» условно, посколь­ку и то и другое означает юридически признанную возможность каж­дого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражда­нина государства.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятель­ности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свобода со­вести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, техниче­ского и других видов творчества).

Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положи­тельные действия со стороны государства или правомочия че­ловека на участие в деятельности определенных общественно - поли­тических, хозяйственных структур.

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: а) личные, б) политические и в) экономические, социальные и культур­ные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостно­сти прав и свобод каждой группы.

Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привле­чения к суду и другое.

Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и другое.

К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на уча­стие в культурной жизни, свобода творчества и другое.

 

Ограничение прав и свобод гражданина в РФ

 

Права и свободы, предоставленные каждому Конституцией РФ и международно-правовыми актами, не беспредельны. Права человека, являющиеся общечеловеческим достоянием, не должны ограничивать­ся, однако, в случаях, когда это необходимо, государство должно ус­танавливать четкое обоснование, конкретные пределы введения огра­ничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями.

Ограничения основных прав и свобод образуют определенную систему и включают:

а) ограничения общего характера. Они касаются общего конститу­ционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. 55, 13, 19, 29 и др. Конституции РФ);

б) ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положе­ния (ст. 56 Конституции РФ, законодательство о чрезвычайном поло­жении).

Одновременно Конституция определяет пределы усмотрения зако­нодателя, следовательно, исполнительной и судебной власти, перечис­ляя права и свободы, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56);

в) ограничения основных прав и свобод, обусловленные особен­ностями правового статуса отдельных категорий граждан (должност­ные лица, военнослужащие, лица, отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы и т.п.) и их отношений с государством. В по­следнем случае пределы возможных ограничений, как правило, Кон­ституцией не определены. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданы природой этих отношений, а судом прове­ряются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан, необходимости соблюдения законодателем принципа сораз­мерности ограничений специальному статусу данных категорий граж­дан.

Международные договоры о правах человека разрешают государ­ствам-участникам вводить правовые нормы, ограничивающие приме­нение некоторых прав, а также в случае возникновения на их тер­ритории чрезвычайных обстоятельств отступать от выполнения взятых на себя международных обязательств по защите прав человека и ос­новных свобод и приостанавливать действие национального законода­тельства в этой области. Такие меры принимаются только в той степе­ни, в какой это необходимо государству в интересах его безопасности.

Нормы, позволяющие ограничить действие некоторых прав чело­века, вводятся с целью установить равновесие между правами отдель­ных лиц и интересами общества и государства в целом, а также в том случае, когда между ними могут возникать противоречия.

Хотя ограничительные нормы по правам человека должны вводиться согласно Конституции федеральными законами, законода­тельство некоторых субъектов Федерации содержит нормы, ограничи­вающие права человека.

Наибольшее число противоречий и несоответствий в региональных законодательствах касается таких прав как:

- равенство всех перед законом в пользовании правами и свободами (например, наличие неодинакового правового статуса, дающее пре­имущество гражданам, которые относятся к «титульной» для субъекта Федерации национальности, по отношению к другим гражданам в предпринимательской деятельности, при регистрации приобретенной собственности и в других вопросах или лишение определенных пре­имуществ, которыми пользуются жители субъекта Федерации, для граждан страны, находящихся на территории этого субъекта, но не имеющих постоянной прописки);

- право на свободные выборы (в ряде республик допускаются огра­ничения для кандидатов на пост главы республики и в депутаты ее за­конодательного органа в виде ценза республиканского гражданства, срока обязательного проживания, знания языка «титульной нации» и других требований);

- право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах РФ (установление дополнитель­ных по сравнению с федеральным законодательством ограничений прописки и регистрации в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах страны, в ряде регионов, ставших центрами миграции: Ставропольском, Краснодарском крае и др.) и некоторых других прав.

 

Лекция № 14

Понятие и классификация

основных обязанностей гражданина в РФ

 

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают много­образные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами человека и гражданина. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невоз­можны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда ста­новится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - связаны с его статусом как члена местного сообщества. Корпоративные обязан­ности порождаются членством в различного рода объединениях (поли­тических, экономических, по интересам и т.д.).

Конституционное право закрепляет основные обязанности человека и гражданина, ко­торые:

1) носят всеобщий характер,

2) не зависят от конкретного правового статуса лица,

3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обес­печивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. В зависимости от своей специ­фики одни обязанности распространяются на каждого человека, дру­гие - только на гражданина РФ.

Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за несо­блюдение гражданином конституционных обязанностей зависит от ха­рактера нарушения, сферы отношений, в которой оно происходит. Те­кущее законодательство предусматривает дифференцированную сис­тему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанно­стей к гражданам в предусмотренных законом случаях могут приме­няться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения воз­можности использовать в полной мере и конституционные права.

Таким образом, основные обязанности - это консти­туционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Существует принцип равенства обя­занностей. Это касается каждого гражданина России и он непосредствен­но связан с равенством прав и свобод. В практическом плане это озна­чает, что ни одни гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого чело­века, проживающего в государстве, является соблюдение его Конституции и зако­нов. Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальная, распространяется на всех субъектов правоотношений. Любое нарушение принятых в государстве норм связано с ущемлением инте­ресов государства, общества, граждан. Например, конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В условиях свободы предпринимательства, различных форм эко­номической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих до­ходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. Поэтому обязанность платить налоги в новой Конституции закреплена как одна из важнейших. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социаль­ной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его су­веренитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован и каж­дый гражданин.

 

Право на жизнь, как высшая ценность,

и проблема смертной казни

 

Нельзя категорично утверждать, что является более существенным и главным для всех людей без исключения, но думается, что право на жизнь - все-таки главное право человека. Оно было записано и провозглашено 10 декабря 1948 года во Всеобщей декларации прав человека и имеет следующую редакцию: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Вместе с тем важнейшие аспекты содержания права на жизнь не нашли своего места в основных универсальных документах, таких, как Международный пакт о гражданских и политических правах и т.д. Право на жизнь чаще всего интерпретируется как право индивида на свободу и личную неприкосновенность, порой сводя проблему к отмене смертной казни.

Содержание прав человека на жизнь и роль государства в этой связи следует понимать значительно шире, чем это принято. Право на жизнь – это прежде всего право на мир в самом широком смысле этого слова. Оно включает в себя обязательства государства не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Эта проблема должна рассматриваться не только в аспекте прав отдельного человека, но и через призму интересов нации, народности, этноса.

Право на жизнь не является элементарным отражением всех других прав, а имеет собственное социальное содержание, синтезируя все другие права и свободы в самом главном и ценном.

Сознавая некоторую упрощенность подобного подхода, тем не менее справедливо выдвигать тезис о том, что право на жизнь предполагает право человека на достойное человеческое существование. Реализация права на жизнь требует гарантий и других прав человека, прежде всего права на здравоохранение, труд, образование и др.

Основным индикатором гуманизма массового сознания является его отношение к смертной казни. И дело даже не в негативных последствиях существования этой меры уголовного наказания (невозможность исправить судебную ошибку, оже­сточение общественных нравов, покалеченная психика испол­нителей приговора, отсутствие позитивного влияния на состо­яние преступности, что наглядно подтверждается статистикой и т. д.), а в том, что лишение жизни человека, который уже изолирован от общества и лишен возможности совершать новые злодеяния, санкционируется государством. Но если государство в качестве кары, мести за содеянное одобряет убийство преступника, то оно как бы ставит себя на одну ступень с теми, которые отвергают (сознательно или без лишних раздумий) саму идею человеческой жизни как высшей, неприкасаемой ценности.

Совершенно очевидно, что смертный приговор может быть вынесен только тогда, когда виновность подсудимого установ­лена на основе таких убедительных доказательств, которые не дают оснований для иного понимания фактов. Поскольку исполнение смертного приговора в отношении невиновного лица является непоправимой и самой страшной судебной ошибкой, необходимо усилить гарантии прав подсудимого (осужденно­го) и установить особый порядок назначения смертной казни (например, только по единогласному вердикту присяжных в суде первой инстанции), а также порядок оставления этого наказания без изменения вышестоящими судами — по еди­ногласному решению всех судей.         

Сказанное не означает, что жизнь человека неприкосновенна в любом случае. Если преступник угрожает жизни других людей или его действия могут причинить тяжкий ущерб охраняемым ценностям, то он «выводит» себя из такой неприкосновенности. Поэтому убийство лица при пресечении преступления и смертная казнь — вещи совер­шенно разные.

Во всем мире отмена смертной казни всегда являлась актом государственной воли, а не отражением чаяний массового сознания, и Россия в данном случае – не исключение, но это не создает серьезного препятствия для законодательной отме­ны смертной казни в соответствии с обязательствами России, принятыми ею в связи с вступлением в Совет Европы.

 

Лекция № 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.066 с.)