Роль ресурсов в жизни общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль ресурсов в жизни общества.



Ресурсы – совокупность объектов, пригодные для использования человечеством.

История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей человека, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемые в разных частях мира в неодинаковых количествах. Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.

 

Классификация ресурсов.

I. Природная классификация:

· Минеральные

· Климатические

· Водные

· Почвенные (земельные)

· Биологические

· Ресурсы Мирового океана

· Рекреационные

II. Хозяйственная классификация:

· Ресурсы материального производства:

А) промышленные

Б) сельскохозяйственные

В) строительные

· Ресурсы непроизводственной сферы:

А) прямого потребления

Б) косвенного потребления

В) эстетического потребления

· Классификация по признаку исчерпаемости ресурсов:

А) исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые)

Б) неисчерпаемые

 

Понятие о ресурсообеспеченности.

  Географическая оболочка обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные страны, регионы, материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Государства, имеющие практически все известные природные ресурсы: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия.

  Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. В первом случае при определении ресурсообеспеченности запасы ресурсов делят на их добычу, во втором – запасы ресурсов - на численность населения.

 

Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.

  Хозяйственная оценка – анализ качественного и количественного состояния тех или иных ресурсов в разных регионах мира и на планете в целом, их предварительная разведка, выявление и инвентаризация.

  Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и формирование крупных территориально - производственных комплексов.

  Экономическая эффективность освоения полезных ископаемых – объем необходимых капиталовложений, себестоимости добычи, платежеспособного спроса, сроков окупаемости, которые зависят от масштабов использования тех или иных ресурсов и уровня экономического развития страны.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ДОМ:

1. На основе данных таблицы определите, на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, газа и железной руды.

 

         Ресурсы    Запасы   Добыча
Уголь (включая антрациты, лигниты, битуминозные и бурые угли), млн. тонн           1 038 462      4 568
Сырая нефть, млн. тонн      148 893    2 949
Газ, млрд. куб. м   134 947 2 076
Железная руда (оценка по содержанию металла), Млн. тонн       63 400       527

2. Обоснуйте актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.

 

 

Оценка ресурсообеспеченности

ЦЕЛИ:

А) закреплять умения классифицировать известные виды ресурсов,

Б) сформировать новые понятия «комплексное освоение природных ресурсов» и «оборотное использование ресурсов».

 

НОМЕНКЛАТУРА:

А) нефть – США, Саудовская Аравия, Россия.

Б) газ – Россия, США, Канада, Нидерланды.

В) уголь: Китай, США, Россия, Индия. Лучшие условия добычи и страны – экспортеры – Австралия, США, ЮАР.

Г) алюминий – Франция, Индия, Суринам, США.

Д) железо - рудное сырье – США, Китай, Россия.

Е) свинец и цинк – США, Канада, Австралия.

Ж) медь – Замбия, Заир, Чили, США.

 

ПЛАН УРОКА:

1. Размещение полезных ископаемых по планете.

2. Классификация минеральных ресурсов.

3. Проблема истощения минеральных ресурсов и пути ее решения.

 

ХОД УРОКА:

Мотивационный блок.

  В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации.

- Почему только в ХХ веке людям понадобилось такое количество минеральных ресурсов?

- Каким закономерностям подчиняется размещение полезных ископаемых в земной коре?

- Выделите основные направления поиска минеральных ресурсов в настоящее время.

 

2. Практическая часть.

А) На основе текста учебника и карт атласа составьте классификацию минеральных ресурсов. Приведите примеры стран, обладающие максимальными запасами указанных вами ресурсов.

Примечание: учащимся можно предложить заполнить таблицу.

Классификация и география минеральных ресурсов

Топливно-энергетические ресурсы

Рудные ресурсы

Горно-химические ресурсы

Природные строительные материалы

Поделочные и драгоценные камни

Примеры Государство Примеры государство Примеры государство примеры государство примеры Государство
                   

 

Б) На контурной карте отметьте месторождения основных видов минеральных ресурсов с указанием их объема добычи.

В) Перечислите страны, испытывающие дефицит в основных видах минерального сырья.

 

3. Итоговая часть.

- Насколько остро в наши дни стоит проблема обеспечения минеральными ресурсами в мировом и региональном масштабе?

- Предложите пути рационального использования минеральных ресурсов. В чем состоит суть комплексного освоения сырья?

  Комплексное освоение сырья – безотходное использование ресурсов в быту и промышленности. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем наступит эра оборотного (повторного) использования ресурсов, то есть, когда в экономике главным сырьем станут отходы, а естественные ресурсы будут являться резервными источниками снабжения.

 

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: на примере лесных, земельных или водных ресурсов (по выбору учащихся) рассмотреть географию их размещения, масштабы использования и экологическое состояние.

 

Загрязнения окружающей среды и экологические проблемы.

 

ЦЕЛИ:

А) дать природную, экономическую и экологическую оценку природным ресурсам,

Б) на основе сравнительного анализа рассмотреть масштабы природопользования.

ЭПИГРАФ: «Мир, вокруг которого можно облететь за 90 минут, уже никогда не будет для людей тем, чем он был для их предков».

ХОД УРОКА:

Мотивационный блок.

- Какую проблему поднимает автор этих строк?

- Каким был мир до появления человека?

- Как вы объясните фразу: «Человек вошел в мир бесшумно…И огромный, агрессивный…мир игнорировал явление человека»?

- Под воздействием каких факторов шло изменение планеты?

- В какую историческую эпоху, по вашему мнению, человек впервые задумался о сложных экологических проблемах?

   Мир определенно изменился. Он действительно не тот, что был при жизни наших предков. Но куда как в большей степени изменился сам человек.

  В тяжелой борьбе с природой, пройдя через пороги немыслимых испытаний, человек выжил, вырос, обрел могущество, сравнимое с силами самой природы, раскрыл ее самые сокровенные тайны. Он не просто сегодня облетает свою планету за 90 минут. Он охватывает ее разумом мгновенно.

  Что же, история, природа еще раз испытывают нас на разумность? Нет, не они. Это сам человек ежедневно и ежечасно испытывает себя, свой ум, нескончаемый экзамен на человечность. Всяким своим поступком, любым действием мы отвечаем на вопрос: достойно ли человека его отношение к другому человеку? А в последние десятилетия оказалось, что у этого вопроса есть продолжение: достойно ли человека его отношение к своей праматери – природе?

   Наш экзамен характерен тем, что устраиваем его себе мы сами, а оценки ставят нам история и природа. Они хранят те «журналы», которые через десятилетия и века раскроют наши потомки и снисходительно или с горечью взглянут на наши показатели нашей разумности и человечности. И им придется исправлять наши промахи, наши ошибки, наше недомыслие.

- В какой мир входит человек ХХI века?

- Человек 21 века. Какой он? Какие качества ему должны быть присуще в первую очередь?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.014 с.)