Актуальность географической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность географической науки.



Введение.

ЦЕЛИ:

А) выявить актуальность географической науки на современном этапе,

Б) ознакомить учащихся со структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами географических исследований и ведущими экономико - географами,

В) сформировать новое географическое понятие «ойкумена».

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Актуальность географической науки.

2. Методы географических исследований.

3. Объекты изучения экономической и социальной географии.

4. Земля – место обитания человека.

ХОД ЛЕКЦИИ:

Методы географических исследований.

  Новые требования практики вызвали к жизни и новые методы географических исследований. Помимо таких традиционных методов, как статистический, картографический, исторический, все большее распространение получают точные математические методы исследования. Применение этих методов, в свою очередь, позволило перейти к математическому моделированию многих физико- и экономико-географических явлений и процессов. В последние годы географы все шире начинают использовать космические методы исследования нашей планеты.

 

Объекты изучения экономической и социальной географии.

  Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.

  Социология – наука об обществе, о поведении людей.

  Экономическая география исследует закономерности размещения населения и хозяйства как на земном шаре в целом, так и в отдельных странах мира.

  В структуре экономической и социальной географии выделяют общую и региональную географию, объектом которой служат отдельные государства.        

  Большой вклад в развитие экономической и социальной географии зарубежных стран внесли многие ученые, но в первую очередь Н.Н. Баранский, и И.А. Витвер.

 

Земля – место обитания человека.

  Жизнь людей протекает на поверхности Земли, площадью 510 млн. квадратных километров. Из них – 149 млн. квадратных километров приходится на материковую часть. Для существования жизни на Земле необходимы три источника существования: энергия Солнца, воздух и чистая вода.

  Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка, сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Ойкумена – заселенная человеком часть Земли. Чтобы освоить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ внесли свою лепту в освоение планеты. Недаром Т. Хейердал по этому поводу сказал: «Мы все сидим на одном плоту. Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовка к уроку-диалогу.

 

 

Современная политическая карта мира.

ЦЕЛИ:

А) выявить особенности влияния различных исторических эпох на формирование политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги,

Б) рассмотреть формы государственного строя и государственного устройства на примере отдельных стран. 

 

ЭПИГРАФ:

 «Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире или их внутреннюю политико-административную структуру. Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важный инструмент для исследований, в том числе в политической географии ветви экономической и социальной географии».

 

ХОД УРОКА:

I. Мотивационный блок.

- В чем же заключается главная функция политической карты мира?

- Со всеми ли доводами, сказанными в эпиграфе, вы согласны?

- Какие процессы не отражает (и не способна отразить) политическая карта мира? Почему?

(Прежде всего: это районы межнациональных конфликтов, уровень экономического развития, форму государственного устройства и правления, межгосударственные союзы и международные политические организации и другие.)

 

Типология стран.

1. Главные критерии типологии стран.

2. Группировка стран.

3. Характеристика отдельных групп стран (по выбору учащихся и учителя).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

- Чем вызвано деление стран на типы и группы?

  Причины:

А) разнообразие стран в современном мире по времени образования, по площади, по численности и структуре населения, различию в географическом положении, в наличии природных богатств и другие,

Б) выделение черт сходств и различий,

В) для каждой страны характерны разные разработки рекомендаций по проблемам развития экономики и оказания необходимой помощи.

- Какие критерии положены вами в основу типологии стран?

  Критерии:

А) группировка стран в зависимости от географического положения (по степени удаленности от океана, в зависимости расположения на материке, в зависимости от расположения по отношению к экватору, по отношению к соседним странам и уровню их экономического развития и т.д.).

      

Например, страны мира, не имеющие выхода к открытому морю.

Ближнее Зарубежье Зарубежная Европа Африка Зарубежная Азия Латинская Америка
Армения Казахстан Кыргызстан Туркменистан Узбекистан Молдова Андорра Австрия Венгрия Лихтенштейн Люксембург Македония Чехия Словакия Швейцария Боствана     Буркина-Фасо Бурунди      Замбия Зимбабве     Лесото Малави        Мали Нигер           Руанда Свазиленд    Уганда ЦАР             Чад Эфиопия Афганистан Бутан Лаос Монголия Непал Боливия Парагвай

 

Б) группировка стран в зависимости от уровня социально-экономического развития (экономический потенциал, структура экономики, степень вовлеченности страны в международное географическое разделение труда, степень удовлетворения потребностей граждан в материальных и социальных благах, в обобщенном варианте этим показателем является ВВП или ВНП).

    ВВП (валовой внутренний продукт)  – стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, независимо от того, кому принадлежат находящиеся на ее территории предприятия.

   ВНП (валовой национальный продукт)  – это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей.

ООН классифицирует страны по величине ВВП на душу населения следующим образом:

- богатые страны – более 20 000 долларов в год (Швейцария, Швеция, Бельгия, Дания, Исландия),

- состоятельные страны – 15 000-20 000 долларов в год (США, Норвегия, Япония, Канада, Финляндия, Великобритания),

- страны среднего достатка – 10 000-15 000 долларов в год (Франция, Австрия, Нидерланды),

- страны удовлетворительного достатка – 5 000-10 000 долларов в год (Россия, Испания, Ирландия),

- бедные страны – 3 000-5 000 долларов в год (Греция, Польша, Румыния, Португалия),

- очень бедные страны – 1 500-3 000 долларов в год (значительная доля стран в Африке и Азии),

- беднейшие страны – до 1 500 долларов в год (Буркина-Фасо, Мали, Сомали, Чад, Эфиопия, Бангладеш).

  Кроме того, развитые страны подразделяются:

- страны – лидеры (высокоразвитые: США, Канада, страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР),

- Западно -Европейские страны (Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария и другие),

- НИС - новые индустриальные страны (Сингапур, Республика Корея, Аргентина, Бразилия и другие),

- Республики бывшего СССР и большинство стран Восточной Европы.

  Развивающиеся страны подразделяются:

- на страны, совсем недавно освободившиеся от колониального гнета на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании,

- государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии интенсивной трансформации.

 

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:

- С какими трудностями вы сталкивались при классификации стран?

- Что удалось? С чем на сегодняшний день не справились?

 

ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ УЧИТЕЛЕМ.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Подготовка к конференции (вопросы урока № 2).

 

Понятие о геополитике.

  Геополитика (по В.А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны и другими физико- и экономико-географическими факторами.

  Среди понятий и категорий геополитики основными являются: геополитическое положение страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграции и дезинтеграция, дуга нестабильности, геополитический сценарий будущего, страны – сателлит и многие другие.

  Сателлит  – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.

  Интеграция – развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, обоснованных на проведении ими согласованной межгосударственной политики. 

    Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.

  ПГП (политико-географическое положение) – это положение страны на политической карте мира, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, которая меняется во времени.

ЭГП (экономико-географическое положение) - положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.

  Тщательное исследование положительных и негативных сторон ЭГП способно принести любому государству существенный экономический выигрыш (за счет рационализации транспортного строительства, торговой политики и т.д.).

  Вывод: для понимания происходящих количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, проблем политического и экономического сотрудничества отдельных стран, тенденций развития международного географического разделения труда важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих социальных и политических проблем.

 

Международные организации.

  Выступления учащихся (сообщения о наиболее важных и влиятельных международных организаций).

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Дайте оценку политико-географического положения двух стран (по выбору учащегося).      

 

Географическая среда.

ЦЕЛИ:

А) выявить этапы влияния общества на природную среду,

Б) на конкретных примерах обсудить современные масштабы освоения планеты.

ХОД УРОКА:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Нанести на контурные карты районы хорошо обжитые людьми и районы нового освоения нашей планеты.

 

Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности.

 

ЦЕЛИ:

А) составить классификацию ресурсов и определить ресурсообеспеченность отдельных стран (на примере отдельных природных ресурсов),  

Б) обосновать актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Роль ресурсов в жизни общества.

2. Классификация ресурсов.

3. Ресурсообеспеченность.

4. Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.

 

ХОД УРОКА:

Классификация ресурсов.

I. Природная классификация:

· Минеральные

· Климатические

· Водные

· Почвенные (земельные)

· Биологические

· Ресурсы Мирового океана

· Рекреационные

II. Хозяйственная классификация:

· Ресурсы материального производства:

А) промышленные

Б) сельскохозяйственные

В) строительные

· Ресурсы непроизводственной сферы:

А) прямого потребления

Б) косвенного потребления

В) эстетического потребления

· Классификация по признаку исчерпаемости ресурсов:

А) исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые)

Б) неисчерпаемые

 

Мотивационный блок.

  В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации.

- Почему только в ХХ веке людям понадобилось такое количество минеральных ресурсов?

- Каким закономерностям подчиняется размещение полезных ископаемых в земной коре?

- Выделите основные направления поиска минеральных ресурсов в настоящее время.

 

2. Практическая часть.

А) На основе текста учебника и карт атласа составьте классификацию минеральных ресурсов. Приведите примеры стран, обладающие максимальными запасами указанных вами ресурсов.

Примечание: учащимся можно предложить заполнить таблицу.

Классификация и география минеральных ресурсов

Топливно-энергетические ресурсы

Рудные ресурсы

Горно-химические ресурсы

Природные строительные материалы

Поделочные и драгоценные камни

Примеры Государство Примеры государство Примеры государство примеры государство примеры Государство
                   

 

Б) На контурной карте отметьте месторождения основных видов минеральных ресурсов с указанием их объема добычи.

В) Перечислите страны, испытывающие дефицит в основных видах минерального сырья.

 

3. Итоговая часть.

- Насколько остро в наши дни стоит проблема обеспечения минеральными ресурсами в мировом и региональном масштабе?

- Предложите пути рационального использования минеральных ресурсов. В чем состоит суть комплексного освоения сырья?

  Комплексное освоение сырья – безотходное использование ресурсов в быту и промышленности. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем наступит эра оборотного (повторного) использования ресурсов, то есть, когда в экономике главным сырьем станут отходы, а естественные ресурсы будут являться резервными источниками снабжения.

 

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: на примере лесных, земельных или водных ресурсов (по выбору учащихся) рассмотреть географию их размещения, масштабы использования и экологическое состояние.

 

Загрязнения окружающей среды и экологические проблемы.

 

ЦЕЛИ:

А) дать природную, экономическую и экологическую оценку природным ресурсам,

Б) на основе сравнительного анализа рассмотреть масштабы природопользования.

ЭПИГРАФ: «Мир, вокруг которого можно облететь за 90 минут, уже никогда не будет для людей тем, чем он был для их предков».

ХОД УРОКА:

Мотивационный блок.

- Какую проблему поднимает автор этих строк?

- Каким был мир до появления человека?

- Как вы объясните фразу: «Человек вошел в мир бесшумно…И огромный, агрессивный…мир игнорировал явление человека»?

- Под воздействием каких факторов шло изменение планеты?

- В какую историческую эпоху, по вашему мнению, человек впервые задумался о сложных экологических проблемах?

   Мир определенно изменился. Он действительно не тот, что был при жизни наших предков. Но куда как в большей степени изменился сам человек.

  В тяжелой борьбе с природой, пройдя через пороги немыслимых испытаний, человек выжил, вырос, обрел могущество, сравнимое с силами самой природы, раскрыл ее самые сокровенные тайны. Он не просто сегодня облетает свою планету за 90 минут. Он охватывает ее разумом мгновенно.

  Что же, история, природа еще раз испытывают нас на разумность? Нет, не они. Это сам человек ежедневно и ежечасно испытывает себя, свой ум, нескончаемый экзамен на человечность. Всяким своим поступком, любым действием мы отвечаем на вопрос: достойно ли человека его отношение к другому человеку? А в последние десятилетия оказалось, что у этого вопроса есть продолжение: достойно ли человека его отношение к своей праматери – природе?

   Наш экзамен характерен тем, что устраиваем его себе мы сами, а оценки ставят нам история и природа. Они хранят те «журналы», которые через десятилетия и века раскроют наши потомки и снисходительно или с горечью взглянут на наши показатели нашей разумности и человечности. И им придется исправлять наши промахи, наши ошибки, наше недомыслие.

- В какой мир входит человек ХХI века?

- Человек 21 века. Какой он? Какие качества ему должны быть присуще в первую очередь?

 

Подведение итогов.

- Какие цели преследует человек, осваивая новые территории и ресурсы Земли?

- У Э. Межелайтиса есть такие строки:


Что земля без меня?

Неживой,

Сплюснутый и морщинистый шар

Заблудился в бескрайних просторах

И в луне, словно в зеркале, видел

Как он мертв.

И как некрасив.

Я был создан землею - с тоски.

А в минуту печали земля

Подарила мне шар головы,

Так похожий на землю и солнце.

Подчинилась земля мне, и я,

Одарил ее красотой.

Я же землю пересотворил –

Новой, лучшей, прекрасной, - такой

Никогда она не была!


- С чем можно не согласиться? Почему?

- Какие мероприятия проводит человек в целях улучшения состояния окружающей среды?

- Какие районы Земли в настоящее время требуют особого к себе отношения?

- Знаете ли вы, какому материку изначально «не повезло» с человеком? Подтвердите это конкретными примерами.

  Этот материк – Австралия. В 1859 году капитан судна «Молния» доставил в Австралию 24 кролика. Белые переселенцы плакали от умиления, глядя на знакомых зверьков, напоминавших о далекой Англии. Человек, который в этом году застрелил кролика, был наказан большим штрафом. А через несколько лет австралийцам стало ясно, что в образе кролика они выпустили на волю чудовище. Отсутствие хищников, естественных врагов, обилие корма обусловили невиданный рост численности кроликов. Уже через несколько лет кролики стали «объедать» овец – ведь 5 кроликов съедают столько же травы, сколько взрослая овца. Началось буквально опустынивание австралийских территорий. Кролики полностью уничтожали травяной покров. Около водоемов возникали очаги эрозии. Австралийцы миллионами отстреливали кроликов, травили их разными ядами, в конце концов, в 1901 году перегородили весь континент изгородью из проволочной сетки, чтобы хоть как-то ограничить распространение зверьков. Сотни миллионов фунтов стерлингов ежегодно составляла «кроличья десятина». Ничего не помогало. Только в 1950 году, когда австралийские власти пошли на довольно рискованный шаг, и среди кроликов был распространен вирус заразного для них заболевания – миксоматоза, удалось, в общем-то, решить «кроличью проблему». Только с этого момента началось возрождение равнин, превращенных столь, казалось бы, безобидными зверьками в черную землю. Почти столетие длилась борьба, и столько труда, энергии, средств она стоила!

  Через полвека похожая история случилась в Австралии с гавайской жабой. Ее завезли для борьбы с вредителями сахарного тростника. Жабы съели жуков и стали бурно размножаться. А гавайская жаба может жить 40 лет, достигать полутора килограммов веса, откладывать ежегодно до 40 тысяч икринок! Покончив с жуками, жабы принялись за других насекомых и за лягушек. От их яда погибают даже кошки и собаки. За поимку жабы в городе Дарвине назначена премия в 37 долларов. На улицах этого города красуются плакаты с изображением жабы и с надписью: «Она разыскивается – живая или мертвая».

  Более поразительным был случай с кактусом опунцией. Сегодня трудно сказать, кто завез в Австралию этот кактус. Известно только, что в 1839 году в Новый Южный Уэльс попал только один экземпляр. И этого оказалось достаточно, чтобы к концу XIX века опунцией заросло 4 млн. га, а к 1920 году – 24 млн. га. Кактус неудержимо наступал на пастбища. Лишь в 1925 году в Аргентине нашли естественного врага этого зловредного растения – маленькую бабочку кактусовую огневку, завезли ее в Австралию, и она справилась с кактусом с той же стремительностью, с какой он размножился.

  И таких примеров история знает множество.

- Какие цели преследовал человек, осваивая новые Земли?

- Р. Рождественский однажды сказал: «Разум человека – это разум, разум человечества – это мир». Поясните смысл этих слов.

ЦЕЛИ:

выявить географию и перспективы использования альтернативных энергетических, океанических и рекреационных ресурсов земного шара.

 

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

1. Классификация и география альтернативных источников энергии, океанических и рекреационных ресурсов.

2. Актуальность использования данных ресурсов.

 

ХОД КОНФЕРЕНЦИИ:

Демографическая политика.

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения и его структуре.

Демографический взрыв – феномен быстрого роста населения в странах с расширенным типом воспроизводства населения (Кения, Ботван6а).

Демографический кризис – естественная убыль населения (Венгрия).

Демографический переход – процесс последовательных изменений рождаемости, смертности и естественного прироста населения по мере социально-экономического развития стран.

Демографическая политика  – целенаправленное воздействие государства на демографические процессы либо с целью сохранения их существующих тенденций (если они благоприятны), либо с целью их изменения (если они неблагоприятны).

 Например, в странах с низкими или отрицательными показателями естественного прироста государство проводит следующие мероприятия: выплачивает единовременные ссуды молодоженам, предоставляет пособия в связи с рождением каждого ребенка, длительные отпуска по беременности и родам, семья имеет преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения (страны Восточной и Западной Европы). В Ирландии, Испании и Португалии развод практически невозможен.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

закрепление основных географических категорий. 

 

 

Структура населения.

 

ЦЕЛИ:

А) доказать на конкретных примерах, что население планеты - калейдоскоп народов с их особенностями быта и культуры, этнического самосознания,

Б) учить старшеклассников классифицировать население мира на основе разных критериев,

В) закреплять умения и навыки работы с тематическими картами по данной теме.

 

ПЛАН УРОКА:

1. Структура населения. Теоретическая часть.

2. Выполнение практических заданий.

 

ХОД УРОКА:

I. Структура населения.

1. Расовый состав:

· Расы - 70% всего населения (европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная),

· Смешанные расы - 30% (мулаты, метисы, самбо).

Умаление прав какой-либо группы граждан в силу их принадлежности к другой расе (расовая дискриминация) или национальности (национальная дискриминация) называют дискриминацией.

Крайняя форма расовой дискриминацией называется апартеид. Он означает лишение или существенное ограничение политических, экономических и гражданских прав какой-либо группы населения, вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах (резервациях, в ЮАР – бантустанах).

2. Этнический (национальный) состав:

· Народы (этносы – сложившиеся, устойчивые общности людей) классифицируют по их численности. Более 100 млн. человек насчитывают китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы и японцы. Если национальные границы совпадают с политическими, то образуются однонациональные государства (преобладают в Европе, Латинской Америке, Австралии, на Ближнем Востоке). Когда в составе государства преобладают две нации, государство называется двунациональным (Бельгия, Канада, другие). В тех государствах, где проживают народы многих национальностей, они являются многонациональными (государства с федеральным административно-территориальным устройством).

· Сходные по языку народы объединяются в группы.

· Языковая (лингвистическая) классификация народов, при которой родственные языки объединяются в языковые семьи (индоевропейская, китайско-тибетская, афразийская, алтайская, нигеро-кордофанская, дравидийская, австралонезийская, уральская, кавказская).

3. Религиозный состав. Основные религии:

· Христианство (католицизм, протестантизм, православие),

· Ислам или мусульманство (суннизм, шиизм),

· Буддизм.

· Национальные религии: индуизм в Индии, синтоизм в Японии и другие.

4. Половой состав: соотношение между мужским и женским населением. Различия касаются:

- различных возрастных групп населения мира,

- отдельных регионов.   

5. Возрастной состав: доля детей (до 15 лет), доля взрослых (15-59 лет), доля пенсионеров (старше 60 лет).

Возрастная структура определяет его производительную часть – трудовые ресурсы и экономически активное население (люди, реально участвующие в производственной и непроизводственной сферах). Соотношение между трудоспособной часть населения и неработающей, - называют демографической нагрузкой.

Поло - возрастная пирамида – это особый вид диаграммы, который графически отображает возрастную и половую структуру населения.

6. «Качественный» состав населения включает условия жизни и питания, здоровье, способность к восприятию нововведений, уровень образования. (Пример: в Бутане 93% неграмотных мужчин и 98% неграмотных женщин).

 

2. Выполнение практических заданий.

Анализ текста учебника, диаграмм, возрастных пирамид, таблиц и карт:

1. В чем заключается суть возникновения «горячих точек» на планете? Назовите современные районы национальных конфликтов. Приведите примеры путей их разрешения.

2. Какую информацию содержит в себе возрастная пирамида? Проанализируйте возрастные пирамиды, характерные для развитых и развивающихся стран.

3. Объясните занятость населения по отраслям хозяйства на примере двух стран (по выбору учащихся). Сделайте соответствующие выводы.

Структура занятости в отдельных отраслях промышленности.

Страна

Занятость (млн. чел.)

Структура занятости в отраслях промышленности

С/х ДП*  ОП** Строительство Торговля Транспорт услуги
США 117 3 % 2 % 17 % 8 % 18 % 5 % 47 %
Китай   590   60 %

 

17 %

  5 %   6 %   4 %     8 %
Индонезия   78   60 %   2 %   7 %   6 %   13 %   4 %   8 %
Нигерия   39   40 %   1 %   6 %   4 %   23 %   6 %   20 %

*ДП - добывающая промышленность

**ОП - обрабатывающая промышленность.

4. На конкретных примерах докажите, что религия отражает сложные процессы освоения планеты, развитие цивилизаций, духовный и культурный облик отдельных стран и народов.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (устно):

1. С какими демографическими проблемами столкнутся страны Латинской Америки, Азии и Африки через 10-15 лет?

2. Дайте сравнительную характеристику трудовым ресурсам двух стран (по выбору учащихся). Какой план вы при этом будете использовать?    

ЦЕЛИ:

А) выявление причин неравномерного размещения населения и механического движения людей,

Б) закрепление умений анализировать тематические карты, таблицы и диаграммы.

 

ЭПИГРАФ:

«Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая среда человека, сколько сам человек» (А.И. Воейков).

 

ПЛАН УРОКА:

1. Размещение и плотность населения.

2. Миграции населения.

 

ХОД УРОКА:

Проблемы урбанизации.

ЦЕЛИ:

А) выявить сущность, темпы и формы урбанизации во всем мире, в отдельных странах и регионах,

Б) на основе анализа различных источников знаний помочь учащимся разобраться в сложных проблемах больших городов земного шара.

ХОД СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

ЦЕЛИ:

А) ознакомить учащихся с географией культур, религий и цивилизаций и их влиянием на сложные процессы освоения и развития человеческого сообщества, 

Б) рассмотреть культурные и природные наследия человечества в отдельных регионах земного шара.

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. От культуры к цивилизации.

2. География религий.

3. Взаимосвязь культур, религий и цивилизаций.

4. Культурные и природные наследия человечества.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ:

От культуры к цивилизации.

   Человечество – живой калейдоскоп отдельных народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают и исчезают. У каждого – свой путь, своя судьба, своя культура.

  Объектами изучения географии культуры является размещение элементов материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и традиций населения мира.

   История одних народов исчисляется тысячелетиями, другие нации по историческим меркам сложились сравнительно недавно: английская – в 16 веке, русская – в 16-17 вв., немецкая – в 19 в. Десятки других наций формируются в наши дни.

Некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры (общность религии, языка, обычаев, традиции и т.д.) получила название цивилизации (культурная общность наивысшего типа).

  Культура началась с тех пор, как человек стал применять, изготавливать и совершенствовать орудия и пользоваться огнем для своих потребностей. Движущей силой культуры был и остается человеческий ум, творящий при помощи рук, языка и письма материальные и духовные атрибуты цивилизации. Культура отражает индивидуальные, неповторимые признаки жизни людей, связанные с условиями их обители Земли. Словом, культура – это тип человеческой жизнедеятельности, способ существования.

География религий.

Основные религии мира Кол-во верующих (в млн. ч.) Главные районы и страны распространения на земном шаре
Христианство В том числе Св. 1000  
Католицизм 580      (800) Франция, Испания, Португалия, Италия, Австрия, Бельгия, Ирландия, Польша, Литва, Украина, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, США, Канада, страны Латинской Америки, Филиппины
Протестанство 350 Северная Европа, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Латвия, Эстония, США, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР
Православие 100 Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Болгария, Румыния, Югославия, Греция, Кипр
Мусульманство Св. 600 Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Юго-Восточная Азия, Северная, Западная и Восточная Африка
Буддизм и ламаизм   Св. 400 Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия
Индуизм 520 Индия, Непал, Шри-Ланка
Конфуцианство 180 Китай
Синтоизм 70 Япония
Местные традиционные религии   Страны Африки, Южной Америки, Океании, Индонезия, Китай.

 

ЦЕЛИ:

А) закрепить полученные знания и умения по теме «Население Земли»,

Б) совершенствовать картографические умения учащихся.

 

 ЗАДАНИЯ на контурной карте (по памяти):

1. Нанесите на контурную карту мира следующие государства и их столицы: Китай, Индию, Нигерию, Кению, Бангладеш, Таиланд, Филиппины, Данию, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар.

2. Нанесите на карту «горячие точки» планеты.

3. Отметьте направления основных миграционных потоков в конце ХХ века.

4. Обозначьте на карте десять крупнейших городов мира.

5. Отметьте послойной окраской страны Латинской Америки с высоким показателем рождаемости.

6. Укажите на карте города со сложной экологической обстановкой.

7. Штриховкой покажите наименее заселенные территории земного шара.

 

ЦЕЛИ:

А) выделить основные черты и направления научно-технической революции,

Б) на конкретных примерах рассмотреть влияние НТР на мировую экономику.

 

ПЛАН УРОКА:

1. Основные черты и направления НТР.

2. Глобализация мирового хозяйства.

3. Влияние НТР на мировое хозяйство.

 

ХОД УРОКА:

Выводы.

При влиянии НТР на мировое хозяйство:

- изменяется технология производства,

- создаются новые материалы с заранее заданными свойствами,

- изменяется структура производства,

- происходит формирование эпохи «информационного общества» (быстрыми темпами развивается непроизводственная сфера),

- отмечается гигантская «миграция» отраслей хозяйства; изменяется география размещения.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (устно) какова роль человека в эпоху НТР?

Россия и МГРТ.

  В последние десятилетия усилилась роль международных кооперационных связей, процессов создания совместных предприятий, международных производственных, информационных и иных комплексов.

  Россия обязана в полном объеме учитывать эти реалии современного мирового хозяйства. Но до сих пор основными статьями российского экспорта остаются топливно-энергетические и сырьевые ресурсы. Крайне медленно развиваются международные кооперационные отношения с участием России, в том числе в рамках СНГ. Россия пока практически не принимает активных усилий по развертыванию интеграционных процессов в Европе и Азии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.14 (0.215 с.)