Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административное противоречиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия административного противоречия проста и звучит обезоруживающе прямолинейно, например: «Так делать нельзя, но делать все-таки нужно!», или «Так продолжаться больше не может, нужно что-то делать!». Административное противоречие связано с человеком и наводит его на размышления – нужно что-то делать, но не знаю, как и с чего начинать. Административное противоречие включает в себя целый ряд задач, и многие трудности при его разрешении обусловлены попытками сразу понять ситуацию, без выявления конкретной задачи. Попытаемся преодолеть имеющееся административное противоречие на примере задачи. «Усовершенствуйте существующую высоковольтную линию электропередачи, мачтовые опоры которой расположены в зоне вечной мерзлоты. Некоторые фундаменты мачтовых опор отогревают прилегающий к ним грунт, который разжижается, теряет свою несущую способность, и опоры падают. Предложите способ, исключающий это явление». Прочитав такую формулировку, вы вряд ли сможете ясно представить себе, чем же, собственно, предстоит заняться. Разработать новую конструкцию мачты, чтобы она не передавала тепло на фундамент? Но ведь мачта уже изготовлена и стоит там, где ей и положено. Изменить мачту уже не представляется возможным. Предложить новый фундамент? И этого делать нельзя. Потребовались бы значительные капитальные работы и связанное с ними отключение линии. Сменить вокруг фундамента грунт? Маловероятно, что удастся это сделать без отключения линии. Выходит, можно заняться только укреплением имеющегося грунта путем его искусственного подмораживания. Но опор сотни. Неужели придется возле каждой из них в теплое время года пропитывать грунт низкотемпературной жидкостью? Это невозможно, да и не нужно. Аварийная оттайка грунта происходит только под некоторыми опорами. Но как узнать, под какой именно? Вот и появилась конкретная задача. Формулируется она так: «Предложите устройство или способ обнаружения аварийной оттайки вечномерзлого грунта под опорами линии электропередачи». Сравните эту формулировку с первоначальной. Разница, как видите, значительная. Теперь вы уже точно знаете, какой проблемой надо заниматься. В случае вновь проектируемой линии могло быть выявлено совсем иное направление, например создание самоохлаждающихся опор. Но к уже построенной линии такой подход невозможен. Требуется исходить из сложившейся ситуации и из ряда имеющихся задач выбрать ту, решение которой реально внедряемо. Итак, основные признаки административного противоречия в технике – неясность ситуации, конфликт между человеком и техникой, появление новой потребности при отсутствии средств ее реализации, или неспособность техники удовлетворять старые потребности, но в большем объеме. Преодоление административного противоречия, т.е. выбор конкретной задачи в конкретных условиях, связано с проведением причинно-следственного анализа ситуации, поиска первопричины. Таким образом, преодолев административное противоречие и выйдя на задачу, вы неизбежно столкнетесь с новым, так называемым техническим противоречием.
Вывод: Основные признаки —«несоответствие в производственной ситуации желаемого и действительного. Возникновение противоречий между технической системой и человеком или природой. Обострение старых и появление многих новых технических и социальных задач на уровне надсистемы. Причины — отсутствие новой или исчерпание возможностей старой технической системы для удовлетворения повышенной или вновь возникшей потребности. Последствия — повышение вредного влияния на надсистему, природу, человека. Условия разрешения — анализ ситуации. Локализация нежелательного явления, перевод в подсистему и выявление технического противоречия.
Техническое противоречие Техническое противоречие возникает между параметрами системы, ее узлами или группами деталей. Оно диктует: «Если ты улучшишь одно —то непременно ухудшишь другое!» Много колышков с табличкой «финиш» оставили здесь изобретатели Понять суть технического противоречия вам поможет следующий пример. Допустим, решили увеличить скорость самолета и для этого поставили на него новые мощные двигатели. Страшный рев этих двигателей сотрясает аэродромные плиты, но крылья не могут оторвать от земли значительно потяжелевший самолет Тогда решаете увеличить крылья. Теперь самолет взлетает, но возросшее лобовое сопротивление крыльев съедает всю мощь ваших новых моторов. Цель не достигнута — скорость не увеличилась. Это получилось потому, что не устранено главное противоречие: крылья должны быть большими, чтобы обеспечить достаточную подъемную силу при взлете, когда скорость еще мала, и они же должны быть маленькими, чтобы в скоростном полете, когда подъемная сила резко возрастает, не оказывали большого лобового сопротивления. До недавнего времени казалось, что это неразрешимое противоречие. Конструкторы шли на компромисс. Они выбирали площадь крыльев такой, чтобы она была минимальной, но достаточной для взлета. Но это был обходной путь — из двух зол выбиралось меньшее. Какое-то время положение было терпимым. Но вот потребовались новые, более высокие скорости. Идти по проторенному пути не удавалось. Тогда решили увеличить взлетную и посадочную скорость самолетов, доведя ее до нескольких сотен километров в час. Поднимать в воздух такие самолеты и сажать их на аэродромы становилось все труднее и опаснее. Взлет и посадка стали одним из сложных и ответственных элементов полета. Длина взлетных дорожек стала измеряться километрами. Аэродром все дальше и дальше уносился за пределы города. Возникла ситуация, когда путь до аэропорта требовал больше времени, чем сам полет. Получился тришкин кафтан — в одном улучшили, в другом недопустимо ухудшили. Противоречие с крыльями требовало своего разрешения. И вот появились самолеты с изменяемой геометрией крыла. Теперь при взлете крылья «распушались», увеличивая свою площадь на 50...60%, а с набором высоты и скорости они вновь уменьшались. Это позволило при тех же двигателях значительно увеличить крейсерскую скорость. Рассмотрим более земную ситуацию. Вернемся к задаче о сигнализации оттайки грунта под опорами ЛЭП. Вы помните, нам нужно узнать, под какой именно опорой произошла недопустимая аварийная оттайка грунта, чтобы успеть вовремя принять соответствующие меры по его искусственному подмораживанию. Способы подмораживания грунта известны и широко применяются, например его пропитка жидким кислородом или азотом. Учитывая, что опоры ЛЭП часто проходят по труднодоступной гористой или болотистой местности, желательно узнавать о состоянии грунта с воздуха, т. е. с самолета или вертолета. Первая мысль, которая, вероятно, приходит каждому из вас,— поместить в грунте рядом с фундаментом несколько равномерно расположенных по глубине термометров. Снимая с них показания и преобразовывая их в сигнальные огни на мачте, можно было бы судить о состоянии грунта с воздуха. Казалось, это единственно верный способ. Но обычные термометры непригодны: закопанные в грунт, они не дадут информации наверх. Следовательно, придется применить электроконтактные термометры или специальные термопары. Но тогда понадобятся индивидуальные источники энергии в виде аккумуляторов, дополнительные приборы для приема и обработки поступивших из грунта сигналов, специальные электропровода и контролирующая аппаратура. Кроме того, учитывая морозное вспучивание грунта, надо будет принять меры, чтобы заложенные в нем приборы и провода не были повреждены. Возникает необходимость в специальных защитных устройствах и приспособлениях. Итак, желая улучшить информативность системы, вы столкнулись с недопустимой сложностью. В самом деле: «Знаю, как делить но от этого еще хуже» Уж лучше, решаете вы, все оставитьпо-старому и вручную, с помощью лома или лопаты, определять состояние грунта возле каждой опоры. Правда это долго, дорого, но зато надежно. Но, рассудив так, мы тем самым признали поражение от выявленного технического противоречия Как быть? Имеющийся в ТРИЗ специальный набор приемов разрешения технических противоречий поможет найти выход из этого положения. Об этих приемах и правилах их использования будет рассказано в специальной главе. Нужно запомнить главное: техническое противоречие — это конфликт внутри технической системы, между ее узлами. При улучшении чего-то одного недопустимо ухудшается другое. Разберем еще одну реальную производственную ситуацию, на которой проследим развитие технических противоречий. ... В кабинет начальника цеха вошла взволнованная крановщица и сказала: «Я отказываюсь работать в вашем цехе. Совершенно нечем дышать! Моя кабина находится на самом верху, и туда поднимается весь дым, который идет от закалочных ванн». Начальник цеха, как мог, успокоил женщину, а затем долго сидел в задумчивости, анализируя ситуацию. Это уже не первый случай, когда рабочие цеха жаловались на чрезмерную загазованность воздуха. Дело в том, что заказ на термозакалку в масле партии крупногабаритных деталей поступил неожиданно, и специальный участок для этой операции не был готов. Приходилось выполнять термозакалку прямо в цехе. Мостовой кран брал раскаленную в печи деталь и опускал ее в ванну с маслом. По мере погружения детали соприкасающееся с ней масло вспыхивало, и густой едкий дым заполнял цех. Когда деталь полностью погружалась в масло, горение прекращалось, лишь небольшой дымок испарения поднимался над его поверхностью. Способ закалки менять было нельзя — он предписывался технологией, но и делать такую работу в цехе было тоже нельзя. Уже знакомое вам административное противоречие. Имеющаяся вентиляция не справлялась с повышенной загазованностью. Пробовали увеличить ее мощность, но новые вентиляционные трубы перегораживали весь цех, создавая такой сквозняк, что многие рабочие простужались. Пришлось отказаться от этой затеи Решили установить над ванной крышку, которая захлопывалась бы вслед опускающейся детали. Но, согласно правилам безопасности труда, крановщик должен всегда видеть груз, с которым он работает, а крышка мешала этому. Поэтому и от этого новшества пришлось отказаться. Был объявлен заводской конкурс, как уменьшить загазованность цеха. Первое место заняло решение, по которому предлагалось резко увеличить скорость опускания раскаленной детали а масло. Срочно было дано задание конструкторам изменить конструкцию привода крана, чтобы опускание детали длилось 2 с вместо 10 с. За два дня кран переделали. Провели испытания. Деталь шлепалась в ванну, поднимая большие волны, которые выплескивались за борта. Пришлось наращивать высоту ванны, но это создало массу неудобств обслуживающему персоналу, который зацеплял и отцеплял погружаемую деталь. Кроме того, выяснилось, что тормозная система крана не выдерживает новых нагрузок, и при очередном опускания детали было пробито днище ванны. Помещение цеха залило маслом. На следующий день механики поставили более мощные тормоза, которые мгновенно останавливали груз. Появившиеся динамические нагрузки при резком торможении привели к прогибу несущей балки крана. Цех остановился. Главный инженер созвал экстренное совещание инженерно- технических работников, чтобы найти выход из сложившейся аварийной ситуации. Техническое противоречие все более обострялось. Совет решил немедленно усилить балку мостового крана дополнительной фермой жесткости. Сделали и это. Через два дня обнаружилось, что балка крана выдерживает динамические на грузки и не прогибается, зато в опорах рельс, на которых стоял кран, появились трещины... Это уже грозило аварией всего здания цеха. Как быть? Ситуация складывалась безвыходная. Как видите, неразрешенное техническое противоречие, где бы оно ни было, в любом случае приводит к резкому ухудшению в соседних узлах и, все более удаляясь в надсистему, вызывает там опасные нарушения. Вероятно, вы уже догадались, в чем состояла основная ошибка и победителя конкурса, и конструкторов цеха. Все они боролись со следствием, а не с причиной. Техническое противоречие — это сигнал о том, что задача выбрана неверно и что решается она не в том месте. Попытаемся вернуться к изначальной исходной ситуации и увидеть ее первопричину. Итак, идет задымление цеха. Пока раскаленная деталь, опускаясь, не касается масла, горение его не происходит, т. е. задачи еще нет. Когда деталь полностью погружена в масло, проблем тоже нет. Неприятности происходят в момент соприкасания детали с поверхностью масла. Вот тут-то и «живет» задача. Теперь определим основные элементы, присутствующие в данном месте и в данный момент: это горячая деталь, масло и воздух. Из этих элементов выбираем один, который в наибольшей степени порождает нежелательное явление. Источником задымления служит масло. Но нам ничего нельзя с ним делать, так как оно обеспечивает главный технологический процесс, который изменять нельзя. А что способствует воспламенению масла? Воздух, точнее — содержащийся в нем кислород. На этом пока закончим анализ задачи о закалке детали. По - пытайтесь сами выйти на решение. Мы же вернемся к этой задаче в следующей главе. А сейчас выделим главное: чем дальше от первопричины возникновения нежелательного явления начинают решать задачу, тем все острее и неразрешимее будет техническое противоречие. Конечно, его можно как-то сгладить, усложнив всю систему, но, как правило, оно вскоре заявляет о себе вновь в другом месте. Техническое противоречие — это всего лишь середина на пути к решению задачи. Вывод: Основные признаки — ухудшение каких-либо частей системы при улучшении других. Возникновение нескольких новых технических задач на уровне системы. Причины — исчерпание возможностей технической системы. Неверный выбор места изменения системы. Борьба со следствием, а не с причиной. Последствия — усложнение системы и надсистемы, резкое повышение материальных и экономических затрат. Условия разрешения — проведение причинно-следственного анализа, выявление первопричины возникновения нежелательного явления и микрозадачи в подсистеме. Определение физического противоречия. Физическое противоречие Понять сущность физического противоречия поможет следующая задача. При посадке самолета происходит повышенный износ колес шасси. Неподвижные колеса, касаясь набегающих аэродромных плит, не могут мгновенно раскрутиться и проскальзывают по их шершавой поверхности. После посадки на колесах можно заметить лысины, которые сняты будто напильником. Это и есть результат встречи неподвижных колес с аэродромными плитами на большой скорости. Для тяжелых самолетов, особенно при неудачной посадке, протектор колес шасси изнашивается особенно быстро. Как устранить этот недостаток? Вы можете сказать: «Ну, что это за задача? Нужно всего - на всего предварительно раскручивать колеса, чтобы их окружная скорость была равна линейной скорости посадки самолета». Вот в этом-то и вся сложность. Скорости посадки самолетов различные и зависят от направления и скорости ветра. Кроме того, пробовали ставить на колеса отдельные электродвигатели, но это недопустимо усложняло шасси: требовалось дополнительное место, куда можно было бы убирать эти электроприводы после взлета. А главное, электропривод значительно утяжелял самолет. Колеса раскручиваются всего несколько секунд перед посадкой, а возить электроприводы приходилось постоянно, расходуя на них дорогое в полете топливо. Возникло серьезное техническое противоречие — улучшили од- но, и сразу недопустимо ухудшилось другое, причем во многих местах. Вероятно, поэтому на большинстве самолетов отсутствуют приводы раскрутки колес. Противоречие так и остается пока не преодоленным. Давайте уточним задачу, а для этого выйдем на ее первопричину: найдем тот элемент, который испытывает противоречивые требования по физическому состоянию, и определим для него идеал. Если удастся, считайте, что задача близка к решению. Место и момент появления задачи — это поверхность колеса, которая при приземлении касается бетонных плит аэродрома. Поверхность колеса должна быть подвижной, чтобы не происходило проскальзывания, и не должна быть подвижной, чтобы не иметь специальных систем раскрутки. Идеальное решение — икс-элемент, совершенно не усложняя и не утяжеляя самолет, сам раскручивает до нужной скорости колеса самолета, когда они выходят из крыльев. Что это за икс-элемент? У нас вокруг только струи набегающего воздуха. Попробуем дать им роль этого загадочного икс-элемента. Задача уточнилась. Как сделать, чтобы набегающие потоки воздуха сами раскручивали колеса шасси? Из физики известно: чтобы что-то стало вращаться, нужно приложить пару сил. Но воздух одинаково давит на верхнюю и нижнюю части колеса. Пары не получается. Опять физическое противоречие: воздух должен давить равномерно на колесо, потому что самолет движется весь сразу, и не должен давить равномерно, чтобы появилась пара сил и колесо стало вращаться от их воздействий. Как разрешить это физическое противоречие? Снова обратимся к идеалу: окружающий воздух сам неравномерно давит на части колеса. То есть на одну часть колеса — нижнюю, воздух должен давить, а на другую часть — верхнюю, не должен. Что нужно для этого сделать? Это уже микрозадача, решение которой наверняка доступно многим. Нужно просто перед верхней частью колеса поставить преграду набегающему потоку воздуха в виде кожуха или обтекателя. Воздух, воздействуя на протектор только в нижней части колеса, раскрутит его до скорости, близкой к скорости посадки. Проскальзывание колес в момент их касания об аэродромные плиты сведется к минимуму. В глубине технического противоречия всегда лежит физическое. Сформулировав его, можно считать, что мы угадали 5 цифр из 6 в нашей лотерее. Физическое противоречие возникает не между параметрами технической системы, а внутри какого-либо одного элемента или даже в части его. К одному и тому же элементу предъявляются противоположные требования по физическому состоянию. Например, элемент должен быть тяжелым и легким, или горячим и холодным, или магнитным и немагнитным и т. п. Проследим это на примере, а для этого продолжим разбор уже знакомой задачи о контроле за оттайкой грунта под опорами ЛЭП. В оперативной зоне, т. е. на глубине, где оттаивание грунта приводит к аварийной ситуации, элементов какой-либо технической системы нет. Поэтому требования идеальности предъявляем к имеющимся элементам природной системы, т. е. к грунту. Идеальный конечный результат будет выглядеть следующим образом: грунт, совершенно не усложняя систему, сам выдает на поверхность сигнал о недопустимой величине своей оттайки. Как видите, задача стала звучать несколько фантастично, но посмотрим, что мешает тому, чтобы это действительно стало так. Частица грунта, находящаяся на определенной глубине, не в состоянии сама подняться на поверхность и своим видом показать наблюдателю, что она оттаяла и нужно принимать меры. Вот оно — физическое противоречие! Грунт должен быть твердым, неподвижным, чтобы держать нагрузку, и он же должен быть жидким и подвижным, чтобы вынести информацию наверх. Пусть вас не смущает такой поворот событий — мы добрались до главной болевой точки. Образно говоря, мы уже достали кащее- ву иглу и держим в руках. Остается немногое — переломить ее. В этом помогут общие принципы разрешения физических противоречий (см. приложение 1). Более подробно вы с ними познакомитесь позже, а сейчас пока воспользуемся одним из них, который рекомендует использовать явления, сопутствующие фазовому переходу вещества из одного состояния в другое. Вы знаете четыре состояния вещества — твердое, жидкое, газообразное и плазменное. В каком состоянии у нас грунт? Почти все виды грунтов включают в себя воду, поэтому при минусовых температурах он образует прочный монолит, который легко выдерживает нагрузку опоры. При плюсовых температурах содержащийся в грунте лед превращается в воду, которая под массой твердых и тяжелых частей грунта вытесняется наверх. Вот и разрешилось физическое противоречие! Грунт стал твердым и жидким, подвижным и неподвижным. Подвижная часть грунта — вода и будет служить нам информирующим органом, который, как диктует ИКР, «сам выдает на поверхность сигнал о недопустимой величине оттайки». Но как отличить воду, поступившую из нижних слоев грунта, от воды, уже находящейся на поверхности? Это уже новая подзадача. Составляем идеал: «Поступившая на поверхность вода сама резко отличается по цвету или иным признакам от воды, которая уже имеется на поверхности». Как это сделать? Вероятно, ответ у вас уже готов. На критической глубине оттаивания грунта нужно заранее расположить кусочки какого-либо красящего вещества, например марганцовки. Как только грунт оттает и содержащаяся в нем вода перейдет в жидкое состояние, она тут же растворит кристаллы красителя и приобретет яркий цвет. Под действием давления, развиваемого фундаментом опоры, а также в силу капиллярного эффекта подкрашенная вода выступит на поверхность и окрасит всю окружающую местность. Совершая очередной облет ЛЭП, пилот замечает по окраске местности неблагополучную опору и сообщает о ней специальной аварийной команде, которая, выезжая на место, производит искусственное подмораживание грунта. В краситель, который располагается в грунте, можно добавить и люминофоры, тогда сигнал об аварийном оттаивании грунта будет виден даже ночью. Конечно, полученное решение не является единственно возможным. Могут быть применены и другие явления, сопровождающие фазовый переход вещества из одного состояния в другое. Например, лед, превратившись в воду, в силу закона Архимеда, будет выталкивать наверх любое погруженное в него тело. Используем это явление. Рядом с фундаментом в мерзлом грунте пробуривают шпур нужной глубины, заполняют снегом, в который закладывают равномерно по высоте какие-либо плавучие элементы, например деревянные шары. По мере оттаивания грунта снег в шпуре превращается в воду и шары всплывают на ее поверхность. По количеству плавающих шаров можно судить о величине оттаивания грунта. Рассмотренный способ защищен авторским свидетельством. Повторяем, все возможные решения касались сохранения уже существующих опор ЛЭП, а не создания новых. А теперь вернемся к задаче о закалке металлической детали в масле. Вы уже проанализировали техническое противоречие и вышли в оперативную зону, т. е. в зону возникновения первопричины. Выяснили, что основным виновником возгорания масла является воздух, точнее кислород, который содержится в нем. Теперь составим идеал к воздуху: «Воздух не поддерживает горение и сам гасит пламя». Это возможно в том случае, если в воздухе не будет кислорода, но, с другой стороны, он должен быть, иначе мы с вами задохнемся. Итак, появилось физическое противоречие — кислород должен быть и не должен быть. Один из принципов разрешения физических противоречий рекомендует разнести противоречивые требования в пространстве (см. приложение 1). Это значит, что там, где находимся мы, в воздухе есть кислород, а там, где раскаленная деталь соприкасается с маслом, кислорода нет. Как это выполнить? Задача предельно упростилась, и для многих она уже не представляет трудности. Действительно, над поверхностью масла следует образовать какую-то газовую среду, в которой отсутствует кислород. Это может быть углекислый газ, который по удельному весу тяжелее воздуха и всегда будет находиться в ванне над поверхностью масла. Теперь масло хотя и будет нагреваться, соприкасаясь с горячей деталью, но гореть не будет, так как в этой зоне нет кислорода. Как это выполнить? Берем углекислотный огнетушитель и обрабатываем им масло. Проблема решена! Можно еще более упростить решение — добавить в масло вещество, которое при высокой температуре, разлагаясь, выделяет инертный газ. Обобщим изложенное. Выходя в оперативную зону задачи (а она всегда лежит в месте возникновения первопричины), находят элемент, не выполняющий нужную функцию или порождающий нежелательное явление, и предъявляют к нему требования с позиции идеала. Если в оперативной зоне такого элемента технической системы нет, то предъявляют требования идеальности к ближайшему элементу окружающей среды. И вот здесь, как правило, возникает внешне непреодолимое физическое противоречие. На этом этапе окончательно формулируется собственно задача, которую нужно решать, применяя свои знания по физике, химии и другим наукам. А теперь подведем итоги рассмотрения противоречий и попробуем сформулировать их основные признаки, причины возникновения и возможные последствия и условия разрешения. Вывод: Основные признаки — возникновение противоречивых требований к физическому состоянию одного элемента подсистемы.. Выявление одной новой физической задачи на уровне подсистемы. Необходимость внесения изменений в один элемент или в часть его. Причины — несоответствие состояния вещества элемента или вида энергии требуемому. Последствия — усложнение системы, введение новых элементов и новых видов энергий. Условия разрешения — уточнение физических требований по времени и пространству. Задействование ранее неиспользуемых веществ и энергий, имеющихся в системе, подсистеме и надсистеме. Использование знаний законов природы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.014 с.) |