Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системы и законы их развития , как основа познания
Окружающий нас мир - – это мир систем (С1 - С n), которые развиваются закономерно, причем, как самим человеком, для своих потребностей, так и в силу природы самих систем, т.е. физических свойств материи, из которой они состоят. Что такое система? Охарактеризуем её. Система - – это объект, обладающий следующими признаками: - создан для определенных целей (набора функций) или одной главной полезной функции (ГПФ); - состоит из частей (подсистем), иерархически взаимосвязанных друг с другом и работающих на ГПФ системы, входя при этом в надсистему, состоящую из одинаковых (однородных) или разных (Разнородных) систем; - имеет определенную структуру. Совокупность всех частей (соборное их состояние) во взаимодействии обладает таким качеством, каким не обладаетни одна из её частей: - существует огромное разнообразие систем, но в основе своей все они, состоя из одних и тех же частейтех же частей, и функциональных структур. При этом системы в своей основе и функциональной наделённости подобны друг другу и отличаются лишь особенностям, присущими конкретным типам системам. В первом случае человек развивает системы, исходя из закономерностей, выявленных им в процессе изучения и познания систем, из которых состоит наш мир, т.е. изначально все закономерности и системные зависимости, вытекают из законов развития самого нашего мира. Каждая система состоит из множества подсистем (ПС), к которым подводятся потоки Э нергии, В ещества и И нформации. При этом часть потоков ЭВИ перерабатывается с целью получения полезной работы или эти полезные потоки Эп, Вп, Ип, могут быть в дальнейшем использованы в безотходном производстве полезной работы [1]. При этом часть потоков ЭВИ используются как перерабатываемые отходы – Эо, Во и Ио, а часть – как не перерабатываемые.
Переход от технологий с отходами к технологиям безотходного производства: – задача техники и технологий ближайшего будущего. Создать эти технологии – значит войти в гармоничные отношения с биосферой. Развитие материи можно представить следующей схемой, на которой показана последовательность развития косной и живой материй (рис.4.)..).
Материя вечна и находится в постоянном движении и развитии, в процессе которого она переходит из одной формы в другую. При этом можно предположить, что имеется состояние немерного своего небытия переходящее в целесообразное бытие мерной масштабности в зависимости от неинерционного или инерционного своих состояний, определяющих последующую нематериальную (невещную) или материальную (вещную) форму своего Конструктивного воплощения в среде окружающего принуждения в виде первоосновных частиц и энергии и минимально неделимых действий, из которых поэтапно формируется то, что мы называем материей и энергией в их проявлении в инерциальном и неинерционном состояниях. Познание материи происходит поэтапно методами диалектического материализм – на начальных этапах, далее методами материалистического идеализма и, наконец, – методами энергоинформационной диалектики (рис. 5) [3].
Минимальная модель системы Система, состоящая из взаимодействующих условного поля (П) и д вух веществ (В1 и В2), называется ВЕПОЛЕМ [4] и является минимальной моделью технической или природной систем. А система представлений о том или ином явлении будет называть научной системой. При этом одно вещество в веполе выполняет функцию активного элемента (в технической системе – инструмента, прибора и т.п., а в природной – системообразующего элемента - ядро в атоме), а второй – пассивного элемента (изделия) или условно фокального (находящегося в фокусе нашего внимания) объекта. Сама система состоит из двух звеньев (П à В), каждое из которых даёт результат R в виде поля, вещества или информации. Примеры научной (НС) и технической (ТС) систем: Здесь: П à В1 = R (результат, явление, действие, эффект и т.п.) и R à В2 = ФЦ. à направление стрелки показывает направление действия (двусторонняя – взаимодействия); - вредная связь или взаимодействие; - - -à - отсутствующая связь; ----- - безразличная связь. Научные системы В научной системе мы описываем фактически природную систему: Пример 1. При падении на металлическую пластинку пучка света, кванты света выбивают из неё электроны. НС: металлическая пластинка содержит свободные электроны, состоящие из магнитных частиц и фотонов, при столкновении фотона с электроном, электрон, преодолевая работу выхода электрона (энергию удержания электрона), выбивает его, и он вылетает из металла с определенной скоростью, как мячик от стенки, обладая кинетической энергией. На схеме, изображенной ниже, представлены схема природной системы (а) и её минимальной модели научной системы (б), в которую входят представления о потоке фотонов (hv) в виде частиц электрической материи, наличия свободных электронов (е) в металлической пластинке (В) и потока вылетающих из пластинки электронов, обладающих кинетической энергией (Т).
В данном примере модель природной систем совпадает с моделью научной системы. При введении в систему вместо (*) объекта, на который может воздействовать поток Ве, можно получить минимальную модель технической системы. Следует обратить внимание на то, что в основе минимальной модели природной и технической системы лежит физическая структура. При этом часто модель научной системы совпадает с физической структурой природной системы: Пример 2: При встрече потока электронов (П е) с преградой (В), он разбивается на потоки фотонов (П ф) и магнитных частиц (П µ) (рис. К-М-1) …
Полученная физическая структура может быть использована для создания ряда технических систем, нужно лишь подобрать вместоподобрать вместо (*) нужный элемент с соответствующими свойствами. Пример 3: в атоме Лучина А.А. ядро (из магнитных частиц µ) связаны с электронами с избытком фотонов ф (электрических частиц), образуя систему С – атом (рис. Л-2) [5]. При этом электроны не вращаются, но могут совершать тепловые колебания в радиальном и тангенциальном направлениях
В данном случае модель научной системы совпала с моделью природной системы. К развитию научных систем
Б.М. Кедров видит причину научных революций в возникновении и преодолении противоречий, возникающих в период кризисов, причём это происходит диалектически по схеме: от единичного Е (например, натрий и калий – химические элементы) к особенному О (натрий и калий входят в группу щелочных элементов), а затем к всеобщему В (объединение групп элементов по атомному весу и включение их во всеобщую периодическую систему элементов) через преодоление познавательно-психологического барьера (β - ППБ) [1], где роль подсказки выполняет интуиция [6]. Он же видит развитие науки через призму диалектических законов: перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицанием и борьбой и единством противоположностей, т.е. когда назревает диалектическое противоречие (ДП) [2]. Его в теории решения изобретательских и научных задач еще называют физическим противоречием (ФП) или физической несовместимостью представлений (ФН), которые можно сформулировать так: Чтобы с позиций существующей парадигмы По объяснить факт Ф1, исследуемый объект О должен обладать свойством С, но, чтобы объяснить аномальный факт Ф2, объект О должен обладать свойством не-С.
Анализируя развитие химии, В.А. Кузнецов, выделил четыре этапа в развитии представлений об изучаемом объекте в химии: изучение состава вещества, как определяющего его свойства, затем его структуры, проявляющей разные свойства при одном и том же составе; поведения, т.е. динамики у молекул вещества, и, наконец, саморазвития, эволюции молекул [7]. Добавим к этому и проявление свойств веществ в зависимости от положения его составляющих в пространстве Аналогичные этапы проходят в своем развитии и технические системы.
Анализ развития научных систем показывает, что они развиваются через возникновение и разрешения научных противоречий в научных системах, в недрах которого возникает физическое противоречие (ФП) или физическая несовместимость (ФН) [1]. В целом эти виды противоречия относятся к диалектическому противоречию. Чтобы с позиций существующей парадигмы Пс объяснить факт Ф1, исследуемый объект О должен обладать свойством С, но, чтобы объяснить аномальный факт Ф2, объект О должен обладать свойством не-С.
После синтеза моно-системы начинается этап внедрения и интенсивного ее развития: подъем и разворачивание системы (поиск новых полезных функций (ПФ) и подсистем (ПС)) по линиям: моно-С à би-С à поли-С à сложные системы à … С целью повышения эффективности системы, её КПД. Система в итоге настолько усложняется, что начинают происходить сбои в системе (теории, гипотезе и т.д.) начинается процесс «поглощения» систем более низкого ранга системами более высокого ранга. Накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям системы: В основе НП лежит физическое противоречие или физическая несовместимость (ФП или ФН): к одному и тому же объекту НП или его части предъявляются взаимопротивоположные физические требования. Здесь ФП в научных системах ничем не отличается от ФП в технических системах, т.к. они имеют дело с одними и теми же объектами материального мира. Уже из самого факта совпадения ФП следует, что основная часть арсенала средств ТРИЗ может быть перенесена в научное творчество. ФП доводит противоположные представления до крайности, указывая на причину их несоответствия, т.е. конкретные физические состояния (свойства) объекта, лежащие в основе представлений о нем. Научное познание отличается от обыденного своей системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и упорядоченностью всего найденного ранее. Нужно понимать, что наука, как система, не стоит на месте, и она подчиняется определенным закономерностям, которые можно познать и использовать для сознательного решения задач, считающихся творческими.
Как было отмечено выше, в своем развитии наука проходит четыре этапа: поиск состава, поиск структуры, динамику и эволюцию изучаемого явления. Пример: АТОМЫ- МОЛЕКУЛЫ-ГЕМОГЛОБИН…- ДНК…
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.016 с.) |