Набережночелнинский институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Набережночелнинский институт



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

 «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Набережночелнинский институт

 

 

Кафедра филологии

Страхова Ирина Владимировна

Гилязева Эмма Николаевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ И

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 45.05.01 ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ

 

 

Учебно-методическое пособие

Специализация «Лингвистическое обеспечение межгосударственных отношений» (специалитет)

 

Форма обучения: очная

 

Набережные Челны

2019


УДК 378.147.091.313:81'25(076)

ББК 74.480.266.5я81

М 54

Печатается по решению

Учебно-методической комиссии отделения юридических и социальных наук Высшей школы экономики и права Набережночелнинского института КФУ

от 14 февраля 2019 г. № 5

Авторы: старший преподаватель кафедры филологии Страхова И.В.,
  к.филол.н., доцент кафедры филологии Гилязева Э.Н.

 

                

Рецензенты: докт. филол. наук, доцент кафедры филологии Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета А.А. Билялова
  к.филол.н., доцент кафедры социально-гуманитарных наук Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета Г.Р. Патенко

 

 

М 54 Методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ для студентов кафедры филологии по специальности 45.05.01 Перевод и переводоведение. Специализация «Лингвистическое обеспечение межгосударственных отношений» (специалитет). Форма обучения: очная / И.В. Страхова, Э.Н. Гилязева. – Набережночелнинский институт Казан. фед. ун-та – Набережные Челны: Лаб. операт. полиграфии, 2019. – 64 с.  

 

В методических рекомендациях изложены требования, предъявляемые к студентам кафедры филологии в отношении выполнения самостоятельной научно-исследовательской работы. Приводятся основные этапы выполнения, подробные правила оформления всех структурных частей и элементов дипломной и курсовой работ. Учебно-методическое пособие составлено на основании государственных стандартов и норм РФ и РТ. Приведены полезные советы по выбору темы, сбору, анализу и обработке информации.

Особое внимание уделяется методике выполнения научной работы, представления текстового и иллюстративного материала. В качестве приложений даются образцы оформления отдельных элементов научных работ, необходимый справочный материал.

Пособие предназначено для студентов-выпускников, желающих повысить уровень культуры выполняемой научной работы.

    

УДК 378.147.091.313:81'25(076)

ББК 74.480.266.5я81

М 54

© Набережночелнинский институт К(П)ФУ, 2019

                                                             © Страхова И.В., Гилязева Э.Н, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Язык науки: понятийный аппарат научного исследования 6
1.1 Поиск информации и отбор материала 6
1.2 Общая логическая схема хода научного исследования 11
1.3 Язык и стиль научной работы 14
ГЛАВА 2. Особенности подготовки, оформления и защиты курсовых и дипломных работ 17
2.1 Особенности подготовки, оформления и защиты курсовых проектов 17
2.2 Структура и требования к содержанию и оформлению курсовой работы 22
2.3 Организация выполнения, особенности подготовки, оформления и защиты дипломной работы 24
ГЛАВА 3. Оформление элементов текста работы 36
3.1 Иллюстрации, таблицы 36
3.2 Список сокращений 39
3.3 Приложения 39
3.4 Оформление библиографических ссылок и библиографии 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЯ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

ВВЕДЕНИЕ

 

Выполнение курсовых и дипломной работ является для студента одним из важнейших этапов применения теоретических знаний и практических приемов по изучаемым направлениям и темам. Данные виды самостоятельной работы студента играют существенную роль в учебно-образовательном процессе. Защита курсовых работ и дипломного проекта формирует навыки самостоятельного мышления, научного творчества, способствует повышению теоретической и профессиональной подготовки и лучшему усвоению учебного материала. Кроме того, данные виды работы выполняются в свободное от обязательных занятий время, что требует от студента необходимых навыков по организации самостоятельной работы. В процессе выполнения курсовых работ студенты учатся грамотно оформлять текстовую и программную документацию, работать с научно-методической литературой, приобщаются к изучению новых предметных областей и проблем, их глубокой проработке и дальнейшей реализации.

Для будущего специалиста и профессионала в своей деятельности очень важно научиться грамотно излагать свои мысли, правильно использовать профессиональные и научные термины. Для студентов-выпускников весьма важно иметь общее представление о методологии научно-исследо­вательской работы, ибо, как показывает современная учебная прак­тика высших учебных заведений, у студентов-выпускников на первых шагах к овладению навыками научной работы больше все­го возникает вопросов именно методологического характера. Им, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, в исполь­зовании методов научного познания и применении логических зако­нов и правил. Кроме того, при написании различных видов научных произведений используется единый язык науки. Используя материал учебно-методического пособия, следует обратить особое внимание на представленные лексические средства научного произведения, поскольку при написании исследовательской работы студентам, как правило, не хватает определенного стиля при изложении данных. Оформление понятийного аппарата и описание библиографических источников представлено в соответствии с ГОСТ Российской Федерации. Правильно используя информацию, представленную в учебно-методическом пособии, студент может получить необходимый опыт работы с текстовыми документами, что позволит ему избежать типичных ошибок при оформлении и уделить больше внимания содержанию исследовательской работы.

Курсовая и дипломная работы представляют собой научное исследование соответствующего уровня, выполнение которого обусловлено учебными и научными целями. Данные виды научных работ могут представлять собой последовательно выполняемые в течение всего периода обучения этапы углубленного изучения одной научной (практической) проблемы, исследование которой в рамках выполнения цикла научных работ по дисциплинам, предусмотренным учебным планом, способствует формированию у студента компетенций, соответствующих уровню получаемого образования, применительно к разным областям науки. Вместе с тем, темы курсовых работ могут быть направлены на исследование различных проблемных аспектов, что способствует научному поиску студента и выбору, впоследствии, наиболее интересной темы исследования.

Данные методические указания подробно описывают, как рационально выполнить и правильно оформить курсовую и дипломную работы, из каких основных этапов и частей она состоит, с целью систематизировать и по возможности облегчить прохождение студентами и текущей, и заключительной фазы процесса профессиональной подготовки. В ходе выполнения курсовых и дипломной работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента.

 

Исследования

 

1.1 Поиск информации и отбор материала

Научная работа в любой ее форме связана с поиском ин­формации. Приступая к поиску необходимых материалов для написания реферата, курсовой или дипломной работы, нужно четко представлять, какие материалы необходимы для ее выпол­нения и где их можно найти, услугами каких организаций можно воспользоваться, какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы работа была более содержательной и убедительной.

Только глубокое изучение литературных источников по теме позволит получить информацию о современном со­стоянии изучаемой проблемы, что придаст большую зна­чимость работе.

Работая с литературой, необходимо помнить, что мо­нографии, учебники, учебные пособия, изданные в те­кущем году, содержат результаты исследований двух и более лет. Самая оперативная и «свежая» инфор­мация может быть получена из журналов и газет, информа­ционных материалов и статистических сборников и др.

Для сбора информации по теме работы необходимо об­ратиться к услугам библиотек, и прежде всего – познако­миться с фондами библиотеки своего учебного заведения. Именно здесь на помощь студенту приходит справочно-поисковый аппарат, главную часть которого составляют ката­логи и картотеки.

Каталог – это перечень документальных источников ин­формации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каж­дой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год изда­ния), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.

Как правило, в библиотеках создается два вида катало­гов, один из которых – алфавитный, другой, группирую­щий литературу по содержанию, – систематический. Чтобы правильно пользоваться каталогами, необходимо знать общие принципы их построения.

Алфавитный каталог. По данному виду каталогу можно установить, какие произведения того или иного автора имеются в библио­теке, наличие в ней определенной книги, автор или назва­ние которой известны. Карточки алфавитного каталога рас­ставлены по первому слову библиографического описания книги: по фамилии автора или названию книги, не имеющей автора. Если первые слова совпадают, карточки расставля­ются по второму слову, при совпадении вторых слов – по третьему и т. д. Карточки авторов-однофамильцев расставля­ются по алфавиту их инициалов. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наи­более известных авторов и наименования учреждений. Следовательно, если студенту точно известны названия нужных книг, фамилии их авторов, необходимо воспользо­ваться именно алфавитным каталогом.

Систематический каталог. Карточки в нем группируют­ся в логическом порядке по отдельным отраслям знаний. Си­стематический каталог раскрывает библиотечный фонд по со­держанию, разделы его связаны между собой логической последовательностью, и более дробное их деление направ­лено от общих вопросов к частным, более узким, конкрет­ным. От алфавитного каталога систематический каталог от­личается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли. На разделителях систематического каталога указывается цифровое или буквенно-цифровое (индекс), обозначение отдела (отрасли) и название отдела (отрасли). Следовательно, если студенту необходимо выяснить, ка­кие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, нужно обратиться к систематическому каталогу.

Для удобства пользования систематическим каталогом к нему ведется алфавитно-предметный указатель (АПУ). Он представляет собой перечень предметов, названий, определе­ний с указанием индексов соответствующих разделов систе­матического каталога. Каждое слово алфавитно-предметного указателя заносится на отдельную карточку, которые расстав­ляются в алфавитном порядке в специально выделенных ящи­ках систематического каталога. Алфавитно-предметный указатель является своего рода «ключом» к систематическому каталогу, так как он подсказывает, где, в каком разделе и под каким индексом следует искать нужную книгу.

В библиотеках ведется и предметный каталог. Он значи­тельно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за основу наимено­вания разделов берется не отрасль знания, а название пред­метов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную формулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялась пер­вым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавит­ном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

В связи с активным внедрением компьютерных техноло­гий в библиотечные процессы в библиотеках вузов карточ­ные каталоги переводятся в машиночитаемую форму и со­здаются электронные каталоги (ЭК).

Электронный каталог представляет собой машиночи­таемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени. Он раскрывает состав и содержание биб­лиотечного фонда печатных, аудиовизуальных, электрон­ных документов и служит для обеспечения свободного дос­тупа к информационным ресурсам библиотеки и реализа­ции многоаспектного информационного поиска.

Обеспечение поиска информации в электронном катало­ге осуществляется по автору, заглавию, предметным руб­рикам, индексам УДК и ББК, ключевым словам, месту из­дания, дате издания, виду документа и другим признакам.

Таким образом, электронный каталог объединяет в себе функции алфавитного, систематического, предметного и дру­гих каталогов.

Современные студенты, хорошо владеющие компьюте­рами и имеющие персональные компьютеры, используют в поиске материала для написания рефератов, курсовых и дипломных ра­бот Интернет. В Интернете достаточно много всевозможных заготовок для студентов, но, к сожалению, качество их оставляет желать лучшего, так как это либо копии с популяр­ных сайтов, либо сомнительного качества тексты.

Для успешного поиска действительно полезной информа­ции следует пользоваться сайтами специальных образователь­ных систем. Пользоваться этими сайтами нужно правильно: просматривая материал, необходимо уметь подмечать слабые и сильные стороны, пробовать перерабатывать чу­жой текст.

Следует отметить, что в каталогах студент может найти только информацию о книгах, тогда как для написания и курсовой, и дипломной работы необходим также матери­ал, напечатанный в журналах, информационных изданиях и различного рода сборниках.

Для этого в библиотеках организуются библиографичес­кие картотеки, где помещаются описания журнальных и га­зетных статей, материалов из сборников и продолжающихся изданий. Любая библиографическая картотека представляет собой подборку каталожных карточек, расположенных по определенному признаку. Обычно в библиотеках ведется несколько картотек: систематическая картотека статей (СКС), тематические и специальные картотеки.

В вузовских библиотеках студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает кар­точки на статьи из журналов и газет, получаемых библио­текой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры, образования. Материал группируется по разделам, по отраслям знаний, т.е. в пол­ном соответствии с систематическим каталогом. Эта карто­тека имеет общий с систематическим каталогом алфавитно-предметный указатель (ключ).

Тематические картотеки включают карточки на книги, статьи и другие произведения печати по отдельным темам (вопросам). Выбор тематики подобных картотек определя­ется профилем и перечнем дисциплин вуза.

Как правило, в вузовских библиотеках организуется спе­циальная картотека трудов ученых данного вуза. В такой картотеке собираются все работы ученых вуза с момента начала их научной деятельности. Картотека трудов может представить интерес для студентов в процессе написания курсовой и дипломной работ.

Рост числа изданий научной и технической литературы делает очень важной проблему «ключа» к ней. Таким ключом служат библиографические указатели – перечни литера­туры, составленные по тому или иному принципу. Подго­товкой различного рода библиографических изданий зани­маются: Российская книжная палата, крупные библиотеки, институты научно-технической информации, многие науч­ные учреждения и учебные заведения. Кроме тех библиографических указателей, которые выпускаются в виде отдельных изданий, библиография имеется в том или ином виде в книгах и статьях.

Учитывая развитие науки и техники, в нашей стране создана единая государственная система научно-техничес­кой информации (ГСНТИ), включающая специальные уч­реждения, которые осуществляют сбор, обобщение и рас­пространение информации. Здесь централизованно производится обработка научных документов отечественных и мировых источников информации, здесь они обобщаются и системати­зируются.

В результате этой обработки подготавливаются различ­ные формы информационных изданий.

Реферативные журналы (РЖ) – основное информацион­ное издание, содержащее преимущественно рефераты, ино­гда аннотации и библиографические описания литературы, представляющие наибольший интерес для науки и практики.

Бюллетени сигнальной информации (БСИ) включают в себя библиографические описания литературы, выходящей по определенным отраслям знаний. Основная их задача – оперативное информирование о всех научных и техничес­ких новинках.

Экспресс-информация (ЭИ) – информационные издания, содержащие расширенные рефераты статей, описание изоб­ретений и других публикаций.

Аналитические обзоры (АО) – информационные изда­ния, дающие представление о состоянии и тенденциях раз­вития определенной области (раздела, проблемы) науки или техники.

При написании курсовой или дипломной работы для вы­яснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов студентом широко используется справочная лите­ратура, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки.

К справочным изданиям относятся различные энциклопе­дии, словари, справочники, статистические сборники и т.д.

Энциклопедии – научные справочные пособия по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря (универ­сальные и отраслевые). Структура энциклопедий может быть систематической, т.е. располагающей материал по отраслям знания, и алфавитной, в которой материалы рас­положены в алфавите названий предметов. Чаще всего ста­тьи (слова) в энциклопедиях располагаются в алфавитном порядке.

Словари – собрание слов, расположенных в определен­ном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями или переводом на другой язык. По подбору слов и характеру их объяснения основными являются два типа словарей: эн­циклопедические и языковые. Энциклопедические словари содержат определения понятий и терминов по самым различ­ным отраслям знаний. Они могут быть универсальными или тематическими, содержащими сведения по определенной отрасли знания.

Справочниками служат книги, в которых собраны не­обходимые сведения по определенным вопросам. Справоч­ники содержат материалы в сжатом, концентрированном изложении. Материал располагается в порядке, облегчаю­щем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфа­витном, систематическом (по отраслям), хроноло­гическом и т. д.

Хорошо ориентируясь в библиотечных каталогах, карто­теках и библиографических указателях, а также в информа­ционных изданиях, можно без особого труда осуществить поиск документальных источников информации применитель­но к его конкретным целям.

Умение работать с книгой – это умение правильно оце­нить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем ока­залось ценным и нужным.

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала – предварительное ознакомление с книгой, т.е. беглый просмотр содержания, затем – тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей. Обязательно понять и осмыслить его содержание.

Чтение научной и специальной литературы, как прави­ло, должно сопровождаться ведением записей, составлени­ем тезисов, выписыванием цитат, иллюстративного статис­тического материала.

 

 

1.2 Общая логическая схема хода научного исследования

 

1. Обоснование актуальности выбранной темы –начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно пока­зать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остано­виться на понятии «проблема» более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы объяс­нить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых спосо­бов объяснения известных фактов.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло раз­витой формы. Следовательно, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает тогда, когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что по­ка неизвестно науке о предмете исследования.

Таким образом, если исследователю удается показать, где прохо­дит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную про­блему, следовательно, и сформулировать ее суть.

2.   Постановка цели и конкретных задач исследования обычно
делается в форме перечисления (изучить..., описать..., устано­вить..., выяснить... и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содер­жание глав научно-исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировки задач предпринимаемого исследования.

3.   Определение объекта и предмета исследования. Объект– это
процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избран­ное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процес­са соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделя­ется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на предмет и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

4.   Выбор и использование методов (методики) научного исследования, которые служат инструментом в добывании фактического ма­териала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Успешность выполнения научно-исследовательской работы в наибольшей степени зависит от умения исследователя выбрать наибо­лее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в научной работе цели.

Современная наука держится на определенной методологии – совокупности используемых методов и учении о методе. В то же вре­мя каждая наука имеет не только свой особый предмет исследования, но и специфический метод, имманентный предмету.

Научный методпредставляет собой яркое воплощение един­ства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естествен­ных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом со­вершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимодействии и единстве этих наук, а с другой – об общем, едином источнике их по­знания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

Научный метод как таковой подразделяется на методы, использу­емые на каждом уровне исследований. Таким образом, выделяются эмпирические (опытные) и теоретические методы.

К первым относятся:

1)   наблюдение – первоначальный источник информации, целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Наблюдение дает первичную информацию о мире и должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) активность, 4) систематичность.

2) сравнение –одно из наиболее распространенных методов научного исследования. Сравнение позволяет установить сходство и различие предме­тов и явлений действительности. В результате сравнения устанавли­вается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а вы­явление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть сту­пень на пути к познанию закономерностей и законов;

3) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах;

4) измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным
свойствам или сторонам;

5) эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при
повторении условий.

На теоретической стадии прибегают к абстракциям и образованию понятий, строят гипотезы и теории, открывают законы науки. К науч­ным методам теоретическогоуровня исследований следует отнести:

1)   формализацию – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;

2)   аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом-утверждений, доказательства истинности которых не требуется;

3)   гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Среди методов, применяемых не только в науке, но и в других отраслях человеческой деятельности можно выделить такие методы, как:

1) анализ – расчленение целостного предмета на составные ча­сти (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всесто­роннего изучения;

2) синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

3) абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений;

4) обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;

5) индукция – метод исследования и способ рассуждения, в ко­тором общий вывод строится на основе частных посылок;

6) дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

7) аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;

8) моделирование – изучение объекта (оригинала) путем созда­ния и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;

9) классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

5. Научная новизна. Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Для данных науч­ных работ новизна результатов может иметь субъективный харак­тер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может пред­ставлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений.

Что может составить новизну научного исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания?

1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов.

2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале.

     3. Изучение известного в науке явления более со­вершенными

методами.

      4.    Переход от качественного описания известных в науке фак­тов

к их точно определяемой количественной характеристике.

5. Сопоставление, сравнительный анализ протекания различных процессов.

6. Измененные условия протекания конкретного процесса.

6. Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характери­стики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе – с используемой методикой.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

• решения на их основании той или иной практической задачи;

• проведения дальнейших научных исследований;

• использования полученных данных в процессе подготовки студентов.

Практическую значимость проведенного исследования, складывающуюся из значимости его результатов и используемых методик, следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и раскрывается при характеристике ее актуальности.

7. Теоретическая значимость заключается в выявлении сущностных и содержательных характеристик деятельности, и содержит определение того, для какой группы людей направлено то или иное исследование.

 

1.3 Язык и стиль научной работы

 

Язык и стиль научной работы как часть письменной на­учной речи складываются под влиянием так называемого ака­демического этикета, суть которого заключается в интер­претации собственной и привлекаемых точек зрения с це­лью обоснования научной истины. Выработаны опре­деленные традиции в общении ученых между собой как в устной, так и в письменной речи. Однако не следует пола­гать, что существует свод «писаных правил» научной речи. Можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, закрепленных традицией.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изло­жения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является до­казательство истин, выявленных в результате исследова­ния фактов действительности.

Для научного текста характерны: смысловая закончен­ность, целостность и связность. Важнейшим средством вы­ражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указываю­щие на последовательность развития мысли (вначале; преж­де всего; затем; во-первых; во-вторых; значит; итак и др.):

♦ противоречивые отношения (однако; между тем; в
то время как; тем не менее
);

♦ причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; вследствие этого; кроме того; к тому же);

♦ переход от одной мысли к другой (прежде чем пе­рейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рас­смотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на.... не­обходимо рассмотреть);

♦ итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заклю­чение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; под­ведя итог; следует сказать...).

На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком являются целенаправленность и прагматическая установка. Научный текст характеризует­ся тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспери­ментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, и, следовательно, использование специальной терминологии.

Благодаря специальным терминам достигается возмож­ность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Следует твердо помнить, что научный термин не слово, а выражение сущности данного явления. Следо­вательно, необходимо с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию. Каж­дая наука имеет свою, присущую только ей, терминологи­ческую систему.

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конк­ретно принадлежит то или иное выражение. В тексте данное условие можно реализовать, используя специальные ввод­ные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению; как отмечает/полагает и др.).

Сугубо деловой и конкретный характер описаний изу­чаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исклю­чает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность.

Стиль письменной научной речи – это безличный моно­лог. Поэтому изложение ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логичес­кой последовательности сообщения, а не на субъекте.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точ­ность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Действительно, неправильно выбранное сло­во может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

Нередко доступность и доходчивость называют просто­той. Простота изложения способствует тому, что текст ра­боты читается легко, т.е. когда мысли ее автора восприни­маются без затруднений. Однако нельзя отождествлять про­стоту и примитивность. Нельзя также путать простоту с общедоступностью научного языка. Популяризация оправданна лишь в тех случаях, когда научная работа предназначена для мас­сового читателя. Главное при языково-стилистическом оформлении текста научных работ в том, чтобы его содержание по форме своего изложения было доступно тому кругу ученых, на которых данные работы рассчитаны.

Краткость – третье необходимое и обязательное ка­чество научной речи, более всего определяющее ее куль­туру. Реализация данного качества означает умение избежать повторов, излишней детализации. Каждое слово и выражение служат той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и дипломная работаатце донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из тек­ста работы.

К речевой избыточности следует отнести и употребле­ние без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют выс­казывание. Другая разновидность многословия – тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами.

Часто в тексте работ возникает необходимость в определенной последовательности перечислить явления (процессы). В таких случаях используются слож­ные бессоюзные предложения, в первой части которых содержатся слова с обобщающим значением, в последую­щих частях по пунктам конкрети



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.106 с.)