Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА 1. Язык науки: понятийный аппарат научногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследования
1.1 Поиск информации и отбор материала Научная работа в любой ее форме связана с поиском информации. Приступая к поиску необходимых материалов для написания реферата, курсовой или дипломной работы, нужно четко представлять, какие материалы необходимы для ее выполнения и где их можно найти, услугами каких организаций можно воспользоваться, какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы работа была более содержательной и убедительной. Только глубокое изучение литературных источников по теме позволит получить информацию о современном состоянии изучаемой проблемы, что придаст большую значимость работе. Работая с литературой, необходимо помнить, что монографии, учебники, учебные пособия, изданные в текущем году, содержат результаты исследований двух и более лет. Самая оперативная и «свежая» информация может быть получена из журналов и газет, информационных материалов и статистических сборников и др. Для сбора информации по теме работы необходимо обратиться к услугам библиотек, и прежде всего – познакомиться с фондами библиотеки своего учебного заведения. Именно здесь на помощь студенту приходит справочно-поисковый аппарат, главную часть которого составляют каталоги и картотеки. Каталог – это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки. Как правило, в библиотеках создается два вида каталогов, один из которых – алфавитный, другой, группирующий литературу по содержанию, – систематический. Чтобы правильно пользоваться каталогами, необходимо знать общие принципы их построения. Алфавитный каталог. По данному виду каталогу можно установить, какие произведения того или иного автора имеются в библиотеке, наличие в ней определенной книги, автор или название которой известны. Карточки алфавитного каталога расставлены по первому слову библиографического описания книги: по фамилии автора или названию книги, не имеющей автора. Если первые слова совпадают, карточки расставляются по второму слову, при совпадении вторых слов – по третьему и т. д. Карточки авторов-однофамильцев расставляются по алфавиту их инициалов. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов и наименования учреждений. Следовательно, если студенту точно известны названия нужных книг, фамилии их авторов, необходимо воспользоваться именно алфавитным каталогом. Систематический каталог. Карточки в нем группируются в логическом порядке по отдельным отраслям знаний. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, разделы его связаны между собой логической последовательностью, и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным. От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли. На разделителях систематического каталога указывается цифровое или буквенно-цифровое (индекс), обозначение отдела (отрасли) и название отдела (отрасли). Следовательно, если студенту необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, нужно обратиться к систематическому каталогу. Для удобства пользования систематическим каталогом к нему ведется алфавитно-предметный указатель (АПУ). Он представляет собой перечень предметов, названий, определений с указанием индексов соответствующих разделов систематического каталога. Каждое слово алфавитно-предметного указателя заносится на отдельную карточку, которые расставляются в алфавитном порядке в специально выделенных ящиках систематического каталога. Алфавитно-предметный указатель является своего рода «ключом» к систематическому каталогу, так как он подсказывает, где, в каком разделе и под каким индексом следует искать нужную книгу. В библиотеках ведется и предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за основу наименования разделов берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную формулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялась первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные. В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы в библиотеках вузов карточные каталоги переводятся в машиночитаемую форму и создаются электронные каталоги (ЭК). Электронный каталог представляет собой машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени. Он раскрывает состав и содержание библиотечного фонда печатных, аудиовизуальных, электронных документов и служит для обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам библиотеки и реализации многоаспектного информационного поиска. Обеспечение поиска информации в электронном каталоге осуществляется по автору, заглавию, предметным рубрикам, индексам УДК и ББК, ключевым словам, месту издания, дате издания, виду документа и другим признакам. Таким образом, электронный каталог объединяет в себе функции алфавитного, систематического, предметного и других каталогов. Современные студенты, хорошо владеющие компьютерами и имеющие персональные компьютеры, используют в поиске материала для написания рефератов, курсовых и дипломных работ Интернет. В Интернете достаточно много всевозможных заготовок для студентов, но, к сожалению, качество их оставляет желать лучшего, так как это либо копии с популярных сайтов, либо сомнительного качества тексты. Для успешного поиска действительно полезной информации следует пользоваться сайтами специальных образовательных систем. Пользоваться этими сайтами нужно правильно: просматривая материал, необходимо уметь подмечать слабые и сильные стороны, пробовать перерабатывать чужой текст. Следует отметить, что в каталогах студент может найти только информацию о книгах, тогда как для написания и курсовой, и дипломной работы необходим также материал, напечатанный в журналах, информационных изданиях и различного рода сборниках. Для этого в библиотеках организуются библиографические картотеки, где помещаются описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников и продолжающихся изданий. Любая библиографическая картотека представляет собой подборку каталожных карточек, расположенных по определенному признаку. Обычно в библиотеках ведется несколько картотек: систематическая картотека статей (СКС), тематические и специальные картотеки. В вузовских библиотеках студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает карточки на статьи из журналов и газет, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры, образования. Материал группируется по разделам, по отраслям знаний, т.е. в полном соответствии с систематическим каталогом. Эта картотека имеет общий с систематическим каталогом алфавитно-предметный указатель (ключ). Тематические картотеки включают карточки на книги, статьи и другие произведения печати по отдельным темам (вопросам). Выбор тематики подобных картотек определяется профилем и перечнем дисциплин вуза. Как правило, в вузовских библиотеках организуется специальная картотека трудов ученых данного вуза. В такой картотеке собираются все работы ученых вуза с момента начала их научной деятельности. Картотека трудов может представить интерес для студентов в процессе написания курсовой и дипломной работ. Рост числа изданий научной и технической литературы делает очень важной проблему «ключа» к ней. Таким ключом служат библиографические указатели – перечни литературы, составленные по тому или иному принципу. Подготовкой различного рода библиографических изданий занимаются: Российская книжная палата, крупные библиотеки, институты научно-технической информации, многие научные учреждения и учебные заведения. Кроме тех библиографических указателей, которые выпускаются в виде отдельных изданий, библиография имеется в том или ином виде в книгах и статьях. Учитывая развитие науки и техники, в нашей стране создана единая государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), включающая специальные учреждения, которые осуществляют сбор, обобщение и распространение информации. Здесь централизованно производится обработка научных документов отечественных и мировых источников информации, здесь они обобщаются и систематизируются. В результате этой обработки подготавливаются различные формы информационных изданий. Реферативные журналы (РЖ) – основное информационное издание, содержащее преимущественно рефераты, иногда аннотации и библиографические описания литературы, представляющие наибольший интерес для науки и практики. Бюллетени сигнальной информации (БСИ) включают в себя библиографические описания литературы, выходящей по определенным отраслям знаний. Основная их задача – оперативное информирование о всех научных и технических новинках. Экспресс-информация (ЭИ) – информационные издания, содержащие расширенные рефераты статей, описание изобретений и других публикаций. Аналитические обзоры (АО) – информационные издания, дающие представление о состоянии и тенденциях развития определенной области (раздела, проблемы) науки или техники. При написании курсовой или дипломной работы для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов студентом широко используется справочная литература, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки. К справочным изданиям относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и т.д. Энциклопедии – научные справочные пособия по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря (универсальные и отраслевые). Структура энциклопедий может быть систематической, т.е. располагающей материал по отраслям знания, и алфавитной, в которой материалы расположены в алфавите названий предметов. Чаще всего статьи (слова) в энциклопедиях располагаются в алфавитном порядке. Словари – собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями или переводом на другой язык. По подбору слов и характеру их объяснения основными являются два типа словарей: энциклопедические и языковые. Энциклопедические словари содержат определения понятий и терминов по самым различным отраслям знаний. Они могут быть универсальными или тематическими, содержащими сведения по определенной отрасли знания. Справочниками служат книги, в которых собраны необходимые сведения по определенным вопросам. Справочники содержат материалы в сжатом, концентрированном изложении. Материал располагается в порядке, облегчающем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфавитном, систематическом (по отраслям), хронологическом и т. д. Хорошо ориентируясь в библиотечных каталогах, картотеках и библиографических указателях, а также в информационных изданиях, можно без особого труда осуществить поиск документальных источников информации применительно к его конкретным целям. Умение работать с книгой – это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным. Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала – предварительное ознакомление с книгой, т.е. беглый просмотр содержания, затем – тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей. Обязательно понять и осмыслить его содержание. Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей, составлением тезисов, выписыванием цитат, иллюстративного статистического материала.
1.2 Общая логическая схема хода научного исследования
1. Обоснование актуальности выбранной темы –начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно. Любое научное исследование проводится для того, чтобы объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Следовательно, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает тогда, когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Таким образом, если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, следовательно, и сформулировать ее суть. 2. Постановка цели и конкретных задач исследования обычно Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научно-исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировки задач предпринимаемого исследования. 3. Определение объекта и предмета исследования. Объект– это Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на предмет и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие. 4. Выбор и использование методов (методики) научного исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Успешность выполнения научно-исследовательской работы в наибольшей степени зависит от умения исследователя выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в научной работе цели. Современная наука держится на определенной методологии – совокупности используемых методов и учении о методе. В то же время каждая наука имеет не только свой особый предмет исследования, но и специфический метод, имманентный предмету. Научный методпредставляет собой яркое воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимодействии и единстве этих наук, а с другой – об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество. Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Таким образом, выделяются эмпирические (опытные) и теоретические методы. К первым относятся: 1) наблюдение – первоначальный источник информации, целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Наблюдение дает первичную информацию о мире и должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) активность, 4) систематичность. 2) сравнение –одно из наиболее распространенных методов научного исследования. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов; 3) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; 4) измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным 5) эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при На теоретической стадии прибегают к абстракциям и образованию понятий, строят гипотезы и теории, открывают законы науки. К научным методам теоретическогоуровня исследований следует отнести: 1) формализацию – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности; 2) аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом-утверждений, доказательства истинности которых не требуется; 3) гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Среди методов, применяемых не только в науке, но и в других отраслях человеческой деятельности можно выделить такие методы, как: 1) анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения; 2) синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое; 3) абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений; 4) обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов; 5) индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок; 6) дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера; 7) аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках; 8) моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя; 9) классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком. 5. Научная новизна. Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Для данных научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может представлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений. Что может составить новизну научного исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания? 1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов. 2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале. 3. Изучение известного в науке явления более совершенными методами. 4. Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике. 5. Сопоставление, сравнительный анализ протекания различных процессов. 6. Измененные условия протекания конкретного процесса. 6. Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характеристики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе – с используемой методикой. Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности: • решения на их основании той или иной практической задачи; • проведения дальнейших научных исследований; • использования полученных данных в процессе подготовки студентов. Практическую значимость проведенного исследования, складывающуюся из значимости его результатов и используемых методик, следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и раскрывается при характеристике ее актуальности. 7. Теоретическая значимость заключается в выявлении сущностных и содержательных характеристик деятельности, и содержит определение того, для какой группы людей направлено то или иное исследование.
1.3 Язык и стиль научной работы
Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи складываются под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. Выработаны определенные традиции в общении ученых между собой как в устной, так и в письменной речи. Однако не следует полагать, что существует свод «писаных правил» научной речи. Можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, закрепленных традицией. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерны: смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых; во-вторых; значит; итак и др.): ♦ противоречивые отношения (однако; между тем; в ♦ причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; вследствие этого; кроме того; к тому же); ♦ переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на.... необходимо рассмотреть); ♦ итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог; следует сказать...). На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком являются целенаправленность и прагматическая установка. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, и, следовательно, использование специальной терминологии. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Следует твердо помнить, что научный термин не слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, необходимо с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию. Каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему. Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте данное условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению; как отмечает/полагает и др.). Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность. Нередко доступность и доходчивость называют простотой. Простота изложения способствует тому, что текст работы читается легко, т.е. когда мысли ее автора воспринимаются без затруднений. Однако нельзя отождествлять простоту и примитивность. Нельзя также путать простоту с общедоступностью научного языка. Популяризация оправданна лишь в тех случаях, когда научная работа предназначена для массового читателя. Главное при языково-стилистическом оформлении текста научных работ в том, чтобы его содержание по форме своего изложения было доступно тому кругу ученых, на которых данные работы рассчитаны. Краткость – третье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее культуру. Реализация данного качества означает умение избежать повторов, излишней детализации. Каждое слово и выражение служат той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и дипломная работаатце донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы. К речевой избыточности следует отнести и употребление без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание. Другая разновидность многословия – тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами. Часто в тексте работ возникает необходимость в определенной последовательности перечислить явления (процессы). В таких случаях используются сложные бессоюзные предложения, в первой части которых содержатся слова с обобщающим значением, в последующих частях по пунктам конкретизируется содержание первой части. При этом рубрики перечисления строятся однотипно, подобно однородным членам при обобщающем слове в обычных текстах. Между тем нарушение однотипности рубрик перечисления – довольно распространенный недостаток языка многих научных работ. ГЛАВА 2. Особенности подготовки, оформления и защиты Курсовых и дипломных работ 2.1 Особенности подготовки, оформления и защиты курсовых проектов
Основной целью выполнения курсовой работы является развитие мышления, творческих способностей студента; привитие ему первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением существующей статистической информации, а также имеющейся учебной и научной литературы; формирование умений анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал, использовать его при решении практических задач. Подготовка курсовой работы является важнейшим элементом учебного процесса, приобщает студентов к исследовательской работе, обогащает опытом и знаниями, необходимыми для выполнения выпускной квалификационной работы и сдачи государственных экзаменов. Назначение курсовой работы состоит в закреплении полученных знаний по профилирующей дисциплине, выявление знаний и умений в практической работе по выбранной теме исследования. Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть переведен на следующий курс и допущен к следующей экзаменационной сессии. Темы курсовых работ и их оценки вносятся в приложение к диплому, выдаваемому лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего образования. Выделяются два вида курсовой работы: 1. курсовая работа по направлению; 2. курсовая работа по дисциплине. Курсовая работа по дисциплине – самостоятельная учебно-методическая работа студента, выполняемая под руководством преподавателя по общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана. Курсовая работа по дисциплине учебного плана имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников). Выполненная и оформленная курсовая работа по дисциплине сдается научному руководителю для проверки и оценки, защита такого вида работы не предполагается.
Организация выполнения курсовой работы Общую организацию выполнения курсовой работы осуществляет кафедра. Процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из следующих этапов: • выбор темы; • закрепление за студентом определенной темы; • подбор литературы и ознакомление с ее содержанием; • составление плана; • изучение вопросов, намеченных в плане; • подбор теоретического и практического материала по теме курсовой работы; • формулировка выводов и практических предложений по тематике работы; • оформление курсовой работы в соответствии с требованиями методических рекомендаций; • сдача курсовой работы на проверку научному руководителю.
Для оказания помощи студенту в выполнении курсовой работы назначается руководитель курсовой работы. Научный руководитель по курсовой работе студента утверждается на заседании кафедры, исходя из количества часов индивидуальной нагрузки преподавателей. Начальным этапом выполнения курсовой работы является выбор темы. Своевременный и правильный выбор темы определяет успех всей последующей работы студента. Прежде всего, студенту необходимо ознакомиться с тематикой курсовых работ, разработанных кафедрой. Исследовательские задачи курсовой работы должны быть ориентированы на разработку конкретных проблем, имеющих научно-практическое значение. При составлении перечня рекомендуемых тем курсовых работ выпускающая кафедра исходит из того, что эти темы должны: -соответствовать компетенциям, получаемым студентами; -включать основные направления, которыми студенту предстоит заниматься в своей будущей профессиональной деятельности в качестве специалиста. Примерный список тем курсовых работ по дисциплине доводится до студентов в течение 2 недель с начала семестра. Темы курсовых работ по дисциплине и научные руководители утверждаются на заседании кафедры, в течение 1 месяца с начала семестра. Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложенного кафедрой списка курсовых работ. Перечень тем, предлагаемых кафедрой вниманию студентов, не является исчерпывающим. Студент может предложить и свою тему с соответствующим обоснованием необходимости и целесообразности ее разработки, и осуществляет выполнение курсовой работы, согласовав ее с научным руководителем. При этом самостоятельно выбранная студентом тема должна отвечать специфике его обучения, а также соответствовать его научным интересам, стремлениям и наклонностям. Серьезное внимание при избрании темы следует обращать на возможность получения по ней практического материала, конкретных статистических данных в динамике за несколько лет, доступность нормативных источников, специальной литературы и степень практической значимости. Выбрать тему помогут такие приемы, как просмотр каталогов защищенных курсовых работ; ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных областях науки, пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых исследований и фактов, выявленных в том числе и самим студентом. Выбор темы по принципу основательного пересмотра уже известных в науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком научном уровне является наиболее распространенным в практике подготовки и защиты курсовых работ; равно как и ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике; беседы и консультации с экспертами по исследуемой проблеме, в процессе которых можно выдвинуть важные вопросы, еще мало изученные в теоретическом плане. До утверждения темы курсовой работы студент должен убедиться в наличии теоретических исследований, статистических данных и других материалов практического характера по данному направлению; выявить проблемы теоретического и практического характера по данной теме; определить возможность сделать значимые теоретические выводы и (или) практические предложения по итогам исследования. При выборе темы курсовой работы целесообразно соблюдать тематическую преемственность в работе над курсовыми работами как по изученным, так и предстоящим дисциплинам, с выходом на выпускную квалификационную работу. Полное изменение темы курсовой работы после ее утверждения или замена руководителя по инициативе студента не допускается. Для успешного выполнения курсовой работы студент должен знать и уметь использовать: - общеобразовательные дисциплины в объеме, необходимом для исследования темы курсовой работы; - специальные дисциплины в объеме, необходимом для решения конкретных научно-практических задач. При этом студент обязан: · выполнять указания и рекомендации руководителя по курсовой работе; · представить курсовую работу на проверку руководителю в установленные учебным планом сроки. Руководитель курсовой работы имеет право: · определить тему курсовой работы по согласованию со студентом; · давать рекомендации по выполнению курсовой работы и предложения по совершенствованию организации подготовки курсовой работы.
Руководитель курсовой работы обязан: · оказать методическую помощь студенту в разработке плана работы, который отражается в ее содержании; · контролировать процесс выполнения курсовой работы; · проводить консультации по выполнению курсовой работы в соответствии с установленным графиком; · принять курсовую работу и выставить оценку.
После утверждения темы и получения задания от руководителя студен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.02 с.) |