Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет.   Чтение с листа, игра в ансамбле.

Поиск

Чтение с листа- одна из необходимых предпосылок успешного музыкального развития ребенка. Умение читать с листа открывает перед учащимся широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, а также значительно ускоряет процесс выучивания произведений, дает возможность вести активную ансамблевую работу, успешно аккомпанировать.

Воспитание навыков чтения с листа должно быть в центре внимания преподавателя с первых месяцев обучения. Важно, чтобы он постепенно знаком ил ученика с основными принципами методики чтения нотного текста. Необходимо воспитывать у ученика прежде всего осмысленное

отношение к тексту, приучать его не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание, пропуская все основные элементы нотной записи через свой внутренний слух.

Для воспитания навыков чтения нот важно приучать предварительно просматривать новый текст глазами. Надо осознать размер, тональность, общие контуры формы, понять, какого склада фактурное изложение (где мелодия, аккомпанемент- если это гомофонно-гармонический склад, как распределяются голоса- если это полифония). В процессе чтения с листа надо стараться охватывать возможно больший отрезок нотного текста, вырабатывать навык «смотреть и слышать вперед». Читая с листа, важно сосредоточить внимание на главном, пропуская какие-то детали, не имеющие решающего значения для музыкальной ткани (например, некоторые звуки аккордов, фигураций, отсутствие которых не существенно для гармонии). Здесь важнее умение непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо остановок и поправок. Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват все более протяженных музыкальных фраз, свободная ориентировка на клавиатуре, аппликатурная находчивость являются непременным условием овладения навыком чтения с листа. Существует целый ряд упражнений развитию навыков чтения нотного текста. Например, можно попросить ученика начать играть, затем прервать исполнение и попросить дальше какой-то отрезок читать мысленно, затем снова «включить» живое исполнение и т.д. можно преподавателю играть мелодию, а ученика попросить следить за аккомпанементом. Есть упражнения, основанные на простукивании ритма читаемого произведения обеими руками.

Как правило, пьесы, предназначенные для чтения с листа, бывают легче, чем произведения, изучаемые ребенком по программе. Для чтения с листа можно использовать различные легкие переложения, популярные пьесы.

Важно, чтобы ученик занимался чтением с листа систематически, на протяжении всего периода обучения. В огромной мере развитию навыков чтения нот с листа способствует игра в ансамбле. Сейчас существует обширнейший ансамблевый репертуар, который можно использовать для работы в классе по чтению с листа. При этом необходимо, чтобы играя в ансамбле, ученик читал не только свою, но и вторую партию, а также просматривал текст на один-два такта вперед.

Говоря об ансамблевой игре, трудно переоценить значение этого вида музицирования. Игра в ансамбле интенсивно развивает слух ребенка, умение слышать исполнение свое и партнера. Ребенок получает возможность корректировать какие-то свои недочеты, «подтягиваясь» в игре до второго исполнителя (например, в вопросах метро-ритма). При совместной игре раскрепощается фантазия ансамблистов, они способны увлечь друг друга своим замыслом.

Особенно расширяются возможности колористического слышания, исполнителей ансамбля увлекает богатство звуковых красок исполняемого произведения.

Кроме того, участие в ансамбле воспитывает чувство ответственности, боязнь подвести партнера, быть причиной срыва исполнения.

И, наконец, разные виды ансамблей позволяют ученикам знакомиться с репертуаром, далеко выходящим за рамки собственно фортепианной литературы (различные переложения опер, балетов, симфоний и т.д.).

При игре в ансамбле важно «чувствовать» партнера, ощущать его движение, характер его звукоизвлечения, обеспечить естественный, органичный переход из партии одного к партии другого исполнителя. Важно учиться в ансамбле солировать и аккомпанировать, в нужные моменты подчинить своей исполнительской воле игру партнера, а затем уйти на второй план, подчинившись ему.

Работа над ансамблями происходит с первых шагов обучения. В сборниках для начинающих имеется множество легких ансамблей, где аккомпанирующая партия предназначена преподавателю, ученик же исполняет несложную мелодию. Постепенно ученика можно приучать исполнять простые аккомпанементы, преподаватель при этом играет мелодическую линию.

В старших классах по мере усложнения технических и художественных задач основного репертуара игре в ансамбле и аккомпанементу выделяется дополнительное время в форме изучения этих предметов по выбору.

Играя в ансамбле и аккомпанируя, ребенок получает дополнительную возможность подготовить интересный номер, который сможет украсить любой концерт в школе и за ее пределами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.006 с.)