Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет. Упражнения на разные виды техники. Гаммы, арпеджио, аккорды. Этюды.

Поиск

«Техника - это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание… Высшим критерием правильности фортепианного приема является звуковой результат» (Е. Либерман).

Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями. Развитию техники в узком смысле (пальцевой беглости, четкости и т.д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями.

После многолетних споров современная фортепианная педагогика признает, что технические упражнения весьма важны для музыкального воспитания ученика. Упражнения позволяют в наиболее сконцентрированном виде работать над основными фактурными формулами, над самим ядром пианистических трудностей.

Основным условием продуктивности работы ученика над упражнениями является четкое осознание их назначения для преодоления тех или иных технических трудностей.

Работа над гаммами воспитывает певучее и в то же время четкое пальцевое ведение длинной линии, умение ее объединить. Изучение гамм развивает ученика в музыкальном отношении- они дают прочное знание мажоро-минорной системы, воспитывают чувство ладотональности.

На начальных этапах обучения следует большее внимание уделять изучению аппликатуры и упражнениям на подкладывание 1-го пальца. Необходимо «уложить» в сознании ученика знание количества ключевых знаков в гаммах по кварто- квинтовому кругу.

В старших классах большее внимание уделяется наращиванию темпа при сохранении качества звука, его четкости, а также слуховому контролю, динамическим решением внутри гаммы, ведению сплошной линии развития, и, конечно, легато. Оно возможно лишь при отсутствии лишних движений рук, свободе всего аппарата.

Аккорды и арпеджио можно вводить с конца первого года обучения. Пока рука не сформировалась, аккорды следует играть из трех звуков. С 3-4 класса обычно переходят к 4-х звучным аккордам. В любом случае необходимо следить, чтобы растяжка кисти ребенка была естественной.

Важные моменты в работе с аккордами были затронуты в разделе «Работа над музыкальным произведением». Следует добавить, что при разучивании длинной аккордовой линии необходимо извлекать каждый аккорд с ощущением, похожим на игру non legato в однозвучном последовании, мягко освобождая кисть от излишнего напряжения перед взятием следующего аккорда и слухом вести аккорды, собирая их в линию.

При работе над арпеджио, как сказано выше, необходимо следить за ровностью звуковой и ритмической, а также контролировать момент подкладывания 1-го пальца, добиваться единства линии. Начинать работу следует с коротких арпеджио по 3 звука. Постепенно, когда позволит растяжка кисти, можно приступить к прохождению 4-х звучных коротких и ломаных арпеджио, обращая внимание на мягкий акцент первым пальцем с предшествующим небольшим боковым «замахом» ладони от 5-го пальца. При игре длинных арпеджио акцентов 1 пальца следует избегать, заботясь о цельности линии.

Для того, чтобы гаммы, аккорды и арпеджио действительно принесли пользу юному музыканту, их надо из года в год повторять, тщательно запоминая аппликатуру и вспоминая основные приемы их исполнения.

Различные упражнения часто рождаются в процессе непосредственной работы над произведением, в виде пятипальцевых последований, гармонических фигураций и служат устранению тех или иных технических трудностей. В таких случаях целесообразно вычленить «опасный» отрезок мелодии, секвенцию или эпизод с мелизмами и поучить его различными способами (сменой ритма, перегруппировкой сильных и слабых долей, разными темпами, разными штрихами, разной динамикой, переносом отдельных звеньев пассажа в разные октавы и т.д.).

Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от общего музыкального развития ученика. Опытный преподаватель всегда старается, чтобы в репертуаре учащегося были этюды на разные виды техники. Часто тот или иной этюд подбирается «в помощь» к какому-то изучаемому произведению как упражнение.

Ребенка постоянно надо нацеливать на сознательное прохождение этюдов, чтобы ученик представлял зависимость технических приемов от характера звучания произведения. Важно правильное понимание учеником мелодической структуры пассажей, их мотивного строения. Это дает возможность выразительно играть каждый мотив пассажа, представляя его как мелодию. В этом плане полезно вычленить мотив и, поработав с ним, поиграть его как секвенцию. Можно поучить пассаж с постепенным «наращиванием» звеньев, можно «наращивать» пассаж с конца на начало. Главное, как можно раньше приучить ребенка к самостоятельной работе с этюдами, чтобы он умел разобраться в типе техники данного этюда, какой технической и звуковой цели он служит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.006 с.)