Понятие, сущность и эволюция международного права в эпоху глобализации международных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и эволюция международного права в эпоху глобализации международных отношений.



Понятие, сущность и эволюция международного права в эпоху глобализации международных отношений.

Международное право – это система принципов и норм, выпажающих общечеловеческие ценности, выработанных в процессе согласования позиций государств и иных субъектов международного права, направленных на установление их сотрудничества во всех областях международных отношений и обеспечиваемых государствами и созданными ими международными организациями.

В теории не выработано унифицированного орпеделения МП. Широко используются естественно-правовая теория, позитивистская теория. Теория «согласования воль». Теория «автолимитации» (самоограничения). Современная модификация позитивистской теории «политически ориентированной юриспруденции» (Америка.)

При исследовании эволюции международного права традиционно выделяют два основных этапа, которые оно прошло в своем развитии: классический и современный. Граница между этапами проходит по дате принятия Устава ООН в 1945 году. Основные отличия классического международного права от современного проявляются как в содержательном плане, так и в субъектной сфере.

Сущность современного международного права выражается в его общедемократичности, универсальности,антидискрими национности. Международное право является общим правом. Оно не имеет национальной окраски, не входит в правовую систему какого-либо государства. Его нормы обязательны для любого государства, независимо от поли­тической или экономической системы либо географичес­кой принадлежности. Международное право является общим кодексом поведения государств на международной арене, выражает интересы всего мирового сообщества.

Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на современное состояние международного права, является глобализация международных отношений - всемирный процесс, объединяющий национальные социально-экономические образования в общую мировую экономическую и общественную систему, где доминирующей тенденцией является взаимозависимость и взаимодействие государств-участников международных отношений.

Решение глобальных проблем (обеспечение международной безопасности, предотвращение угрозы ядерной войны, борьба с международным терроризмом, продовольственные, экологические проблемы и др.), стоящих в наши дни перед международным сообществом, требует объединения усилий многих стран, четкой регламентации их поведения. В этой связи, с точки зрения своей функциональной направленности (разрешение правовыми средствами глобальных проблем) и характера нормообразования (путем согласования воль государств), международное право является единственно возможным регулятором поведения государств в условиях взаимозависимого мира.

Сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соответствует тезис о примате международного права в международных отношениях, т.е. о его доминирующей роли среди многочисленных факторов, влияющих на международные отношения (глобализация, общественная мораль и нравственность, национальный интерес, научно-технический прогресс, экономика, экология и др.).

Особая роль международного права нашла отражение в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в резолюции 55/2 от 8.09.2000 г. «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций».


 

Признание государств.

В международном праве нет специального документа, закрепляющего критерии признания государства. Необходимым условием для признания государства считается его правомерное образование. В качестве правомерных критериев образования нового государства признаются:

1) первоначальные - если новое государство возникает в результате реализации права наций на самоопределение. Например, в 1974 г. восставшая провинция Бенгалия добилась провозглашения себя новым государством – Бангладеш;

2) производные - новые государства возникают в результате изменений, который происходит с прежними государствами: путем объединения с другим государством, распада государства и возникновения на его территории новых независимых государств (ситуация с распадом Советского Союза), выделения из состава одного государства нового государства и т.п.

Институт признания использовался в практике ООН и других международных организаций как инструмент, отражающий позицию международного сообщества в отношении недопущения возникновения недемократических форм правления. В настоящее время для полноправного участия в международных правоотношениях новообразованное государство должно отвечать определенным требованиям, которые обнаруживают тенденцию к расширению.

Признание правительств.

Необходимость в признании правительства возникает в том случае, когда правительство приходит к власти неконституционным путем (в результате революции, государственного переворота) или когда меняется форма правления, например, вместо монархического правления устанавливается республиканское. Но если в последнем случае меняется официальное название государства, то признание нового правительства может осуществляться в виде признания государства.

Критерием для признания правительства является его эффективность, то есть способность осуществлять власть на большой части территории государства.Принцип эффективности при признании правительства применяется в сочетании с принципом законности.

В настоящее время обнаруживается тенденция к усилению контроля со стороны международного сообщества, и критерий законности становится правовым основанием для признания правительства. Законность нового правительства определяется в рамках международной законности: насколько политический режим, установленный новым правительством, соответствует международным стандартам в области прав человека.

В случае иностранной оккупации зачастую создаются органы руководства национальным сопротивлением, а, следовательно, возникает проблема отношения к ним со стороны других государств. Объем и последствия признания в таком случае различны. После их признания эти органы получали возможность участвовать в международных конференциях, переговорах, выступать в международных организациях, иметь статус наблюдателя при них. Государства могли оказывать этим органам разного рода помощь. Истории гражданских войн прошлого известны случаи признания «восставшей» и «воюющей» стороной. Они имеют место тогда, когда речь идет гражданская война между правительством и оппозиционными силами.


 

Правовой режим иностранцев.

Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понимают как иностранных граждан, т.е. лиц имеющих гражданство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.

Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждого государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев – это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания.

В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев.

1) Национальный режим, означающий уравнивание иностранцев в правах с гражданами данного государства. Он может быть предусмотрен как внутригосударственным законодательством, так и международными договорами. Обычно такое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаимности, причем на практике невозможно полностью приравнять иностранцев к собственным гражданам.

2) Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предоставляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства. Таким образом, этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия.

3) Специальный режим в литературе понимается по-разному. Существует точка зрения, в соответствии с которой это более жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граждан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей (Е.Г.Моисеев, В.П.Басик).

Другие авторы (Л.Н.Анисимов, Г.В.Игнатенко) считают, что указанный режим характеризуется предоставлением определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории иностранных государств.

Представляется, что в обоих случаях речь идет о различных чертах специального режима, главной особенностью которого является неравное положение иностранцев, которое может выражаться и в ограничении их прав, и в предоставлении неких льгот и преимуществ.

 

Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь, рядом законодательных актов, включая Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Таким образом, в нашей стране, как и в большинстве других государств мира, основным правовым режимом иностранцев является национальный режим. В то же время, в необходимых случаях этот режим дополнен специальным режимом.


 

Понятие, сущность и эволюция международного права в эпоху глобализации международных отношений.

Международное право – это система принципов и норм, выпажающих общечеловеческие ценности, выработанных в процессе согласования позиций государств и иных субъектов международного права, направленных на установление их сотрудничества во всех областях международных отношений и обеспечиваемых государствами и созданными ими международными организациями.

В теории не выработано унифицированного орпеделения МП. Широко используются естественно-правовая теория, позитивистская теория. Теория «согласования воль». Теория «автолимитации» (самоограничения). Современная модификация позитивистской теории «политически ориентированной юриспруденции» (Америка.)

При исследовании эволюции международного права традиционно выделяют два основных этапа, которые оно прошло в своем развитии: классический и современный. Граница между этапами проходит по дате принятия Устава ООН в 1945 году. Основные отличия классического международного права от современного проявляются как в содержательном плане, так и в субъектной сфере.

Сущность современного международного права выражается в его общедемократичности, универсальности,антидискрими национности. Международное право является общим правом. Оно не имеет национальной окраски, не входит в правовую систему какого-либо государства. Его нормы обязательны для любого государства, независимо от поли­тической или экономической системы либо географичес­кой принадлежности. Международное право является общим кодексом поведения государств на международной арене, выражает интересы всего мирового сообщества.

Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на современное состояние международного права, является глобализация международных отношений - всемирный процесс, объединяющий национальные социально-экономические образования в общую мировую экономическую и общественную систему, где доминирующей тенденцией является взаимозависимость и взаимодействие государств-участников международных отношений.

Решение глобальных проблем (обеспечение международной безопасности, предотвращение угрозы ядерной войны, борьба с международным терроризмом, продовольственные, экологические проблемы и др.), стоящих в наши дни перед международным сообществом, требует объединения усилий многих стран, четкой регламентации их поведения. В этой связи, с точки зрения своей функциональной направленности (разрешение правовыми средствами глобальных проблем) и характера нормообразования (путем согласования воль государств), международное право является единственно возможным регулятором поведения государств в условиях взаимозависимого мира.

Сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соответствует тезис о примате международного права в международных отношениях, т.е. о его доминирующей роли среди многочисленных факторов, влияющих на международные отношения (глобализация, общественная мораль и нравственность, национальный интерес, научно-технический прогресс, экономика, экология и др.).

Особая роль международного права нашла отражение в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в резолюции 55/2 от 8.09.2000 г. «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций».


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.011 с.)