Понятие и классификация международных споров. Общая характеристика и виды средств мирного разрешения международных споров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация международных споров. Общая характеристика и виды средств мирного разрешения международных споров.



Поддержание международного мира и безопасности является важнейшей задачей современного международного права, что выражается в одном из основополагающих принципов международного права – принципе мирного разрешения международных споров. Особая значимость принципа мирного разрешения споров для международного сообщества подтверждается тем, что он закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права.

Международный спор – это конкретное расхождение во мнениях субъектов международного права, касающееся фактов, права или политики, при наличии которого требование или заявление одной стороны встречаются с отказом, встречным иском или опровергаются другими сторонами.

Исходя из данного определения, в качестве основных характеристик международного спора можно выделить следующие:

1) разногласие должно быть конкретным, т.е. оно должно иметь вполне определенное содержание;

2) разногласие должно выражаться во встречных претензиях или противоречащих друг другу заявлениях сторон спора.

Международный спор необходимо отличать от т.н. «международной ситуации», представляющей собой разногласие, которое может привести к международным трениям или вызвать спор, но не сопровождающееся явными взаимными претензиями вовлеченных в ситуацию субъектов. Различие между спором и ситуацией имеет вполне определенное правовое значение. При рассмотрении международного спора в СБ ООН участвующий в споре член Совета обязан воздерживаться от голосования, а при рассмотрении ситуации не обязан. Кроме того, только международный спор, но не ситуация, может стать предметом рассмотрения в международных судебных инстанциях.

В целях упорядочения данного многообразия споров и выбора наиболее подходящего средства мирного урегулирования их отдельных видов целесообразно проведение классификации международных споров по следующим основаниям.

1. Предмет спора. Так, выделяют территориальные споры, юрисдикционные споры, споры о дипломатической защите, споры в области морского права и т.д..

2. Природа спора. Поданному основанию различают а) споры о фактах (об уже произошедших событиях); б) споры о праве (о применении норм или принципов международного права к конкретной ситуации, а также о справедливости существующих правовых норм и целесообразности их изменения); в) процедурные споры (каким образом и с использованием каких процедур должны разрешаться споры о фактах или праве).

3.   Природа отношений между сторонами спора. Часто бывает сложно определить, существует ли спор между сторонами, которые имеют длительные отношения, или между сторонами, которые только время от времени взаимодействуют друг с другом. В то же время характерно, что средства мирного разрешения споров, избираемые субъектами, имеющими длительный положительный опыт отношений, отличаются от средств, избираемых субъектами, сотрудничавшими редко или нерегулярно.

4.  Степень важности спора для сторон. Очевидно, что есть огромная разница, когда одна из сторон считает разрешение спора в свою пользу жизненно важным для своих национальных интересов, или же она согласна уступить и пойти на компромисс.

5.  Влияние спора на интересы других субъектов международного права или на международное сообщество в целом. То, что спор может затрагивать интересы других государств или международных организаций, является весьма важным для выбора средств его урегулирования. Данное утверждение основывается на положениях Устава ООН, в которых предусматриваются особые процедуры для споров, угрожающих международному миру и безопасности.

6.  Характер спора. Нередко проводится различие между так называемыми «правовыми» или «подлежащими рассмотрению в суде» спорами и «политическими», «неправовыми» или «не подлежащими рассмотрению в суде» спорами. Суть различия между «правовыми» и «политическими» спорами состоит в том, что некоторые споры имеют специфические черты, которые делают их, в частности, подходящими или же неподходящими для разрешения посредством использования процедуры судебного или арбитражного разбирательства.

Мирные средства разрешения международных споров – это средства, применяемые субъектами международного права в целях урегулирования споров между ними в соответствии с принципом мирного разрешения международных споров.

В статье 33(1) Устава ООН: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение сторон спора к региональным органам и соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору. Как следует из текста статьи, э тот перечень не является исчерпывающим: международному праву известны и другие средства: добрые услуги, консультации и пр. Кроме того, в соответствии с Уставом ООН определенными полномочиями в вопросах урегулирования международных споров обладают СБ ООН и ГА ООН.

35. Переговоры, консультации, добрые услуги, посредничество, обследование, согласительные процедуры как формы разрешения международных споров (конфликтов).

Переговоры. Большинство межгосударственных споров разрешаются путем прямых переговоров. Переговоры – наиболее часто используемое средство разрешения споров на международной арене, поскольку часто мирное сосуществование государств и достижение компромисса является более важным, чем решение вопроса, какое государство является виновником конфликта, а какое – жертвой. Проведение консультаций по сложным и спорным вопросам часто предусматривается международными договорами. Предметом консультаций являются те же вопросы, что и на переговорах. Консультации, как и переговоры, могут проводиться как с участием государств, так и международных организаций, кроме того, к участию в них могут привлекаться международные эксперты в определенных областях.

Добрые услуги. В широком смысле слова понятие «добрые услуги» означает вступление государства или международной организации в международный спор с целью установления контактов между сторонами спора. Добрые услуги оказываются исключительно субъектами, которые не вовлечены в конфликт. Добрые услуги могут быть предложены третьим государством или международной организацией по собственной инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора. В любом случае согласие на оказание добрых услуг должно быть получено со стороны всех участников спора.

Обследование (установление фактов). Под этим понимается процедура, целью которой является выяснение подлинности фактов, составляющих сущность международного спора. Обследование производится специальной комиссией (называемой обычно комиссией по установлению фактов), которая, как правило, состоит из равного числа представителей сторон. Иногда в комиссию включаются представители третьего государства или должностные лица международных организаций. В редких случаях обследование поручается одному или нескольким должностным лицам международной организации.

Примирительная процедура и посредничество. Достаточно сложно провести различие между примирительной процедурой и посредничеством; их часто используют как равноценные или взаимозаменяемые. Обе процедуры предусматривают вступление третьей стороны в спор между государствами с целью участия в его разрешении. Третьей стороной может быть государство, международная организация или частные лица.

Предложения третьей стороны в обеих процедурах могут быть ограничены процедурными вопросами, или может предлагаться решение по существу конфликта. Цель этих действий – сблизить точки зрения сторон и найти приемлемый компромисс. Оба вида урегулирования выходят за рамки установления фактов и расследования, цель которых – просто непредвзятое прояснение ряда спорных фактов.

Посредничество. Под ним понимается средство мирного урегулирования спора, при котором не участвующее в споре государство или международная организация ведет переговоры со сторонами спора с целью выработки компромиссного решения или общих принципов для его достижения. В качестве посредников могут выступать одно или несколько государств или международная организация, которые могут действовать по собственной инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора.

В этой сфере нет правил судопроизводства. Процесс состоит из переговоров в присутствии или с участием посредника, иногда даже под его руководством.

Примирение. Под ним понимается средство мирного разрешения споров, при использовании которого назначаемая сторонами спора комиссия из частных лиц выполняет одновременно функции установления фактов и посредничества. Одна сторона (в обязательной системе) или все стороны спора могут инициировать примирительную процедуру. Примирение особенно эффективно при разрешении споров, не подлежащих судебному рассмотрению. Правила примирительной процедуры являются более формальными, чем при посредничестве, и оговорены либо в соответствующих договорах, либо их формирование оставлено на усмотрение органов примирения.

36. Международное арбитражное и международное судебное разбирательство. Международный суд ООН.

Международное судебное разбирательство – это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон спора. Из вышеизложенного определения, прежде всего, следует, что реализация судебного разрешения международных споров невозможна без создания постоянного международного судебного учреждения, к компетенции которого были бы отнесены международно-правовые споры.

международный судебный орган призван разрешать международные споры на основе международного права. Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами, являющимися сторонами в споре. Реальное воплощение получает принцип равенства государств. Следовательно, международная судебная процедура представляет собой альтернативу непосредственному столкновению с другим спорящим государством, что особенно важно для небольшого государства при вступлении в спор с государством, обладающим превосходящей политической мощью.

Международному Суду ООН отводится особая роль в системе обеспечения коллективной безопасности. Так, Устав ООН определяет Суд в качестве главного судебного органа организации с универсальной юрисдикциейНа Международный Суд возлагается выполнение двух основных задач. Первой и наиважнейшей из них является разрешение споров между государствами в соответствии с положениями Статута Суда. В качестве второй задачи следует указать осуществление Судом правового руководства деятельностью органов и специализированных учреждений ООН посредством консультативных заключений.

Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. На сегодняшний день число судей равняется пятнадцати.

Срок полномочий судей – девять лет. Каждые три года проводятся выборы, в ходе которых переизбирается треть состава Суда, т.е. пять судей. Судьи могут быть избраны повторно.

Дела в Международном Суде возбуждаются либо в одностороннем порядке одной из сторон в споре, либо совместно обеими сторонами в зависимости от условий соответствующего соглашения между ними

Арбитраж – это процедура разрешения споров между государствами посредством принятия обязательного решения, основывающегося на нормах права и являющегося результатом добровольно принятого на себя обязательства. Арбитражное разбирательство предполагает наличие добровольного, ясно выраженного согласия сторон спора на передачу спора на рассмотрение арбитража. Государства не несут жестких обязательств по передаче спора в арбитраж.

В большинстве случаев арбитраж создается для рассмотрения конкретного спора. В таком случае он называется арбитражем ad hoc. Список арбитров, перечень рассматриваемых претензий, указание на применимое право и сроки разбирательства определяются спорящими государствами. Указанные вопросы оговариваются в специальном компромиссорном соглашении сторон спора (compromis).

Другая форма арбитража называется постоянным арбитражем. Он создается на основании положений международного договора (например, Постоянная палата третейского суда) и представляет собой список арбитров, составляемый какой-либо международной организацией или должностным лицом. Обычно договор, учреждающий арбитраж, предусматривает и процедуру разбирательства в нем. Положения, регулирующие порядок обращения к арбитражу, правила его формирования и деятельности, как правило, включаются в специальное приложение к договору.

Основное различие между арбитражем и судебным разрешением споров состоит в том, что в арбитражном процессе стороны имеют большее влияние, например, на состав арбитражного органа, в то время как в случае судебного разбирательства имеется уже сформированный состав суда с определенным объектом юрисдикции и процедурой, закрепленной в учредительных документах. Другими словами, использование арбитражной процедуры в меньшей степени ограничивает свободу воли сторон, чем в случае с судебным разбирательством.Решения арбитражных органов, как правило, являются обязательными для сторон, что оговаривается в специальном соглашении сторон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.012 с.)