Понятие, принципы и источники права прав человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, принципы и источники права прав человека.



Право прав человека – отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регламентирующих права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по их реализации и судебной защите, а также механизмы международного контроля за их соблюдением государствами.

В праве прав человека отсутствует какой-либо документ, который обобщенно закреплял бы принципы прав человека, поэтому их наличие и содержание определяется на основе анализа важнейших международно-правовых документов в области прав человека.

Все принципы права прав человека можно разделить на две категории: общие принципы международного права, применимые к праву прав человека, и специальные принципы в области прав человека.

К первой категории относятся: принцип равноправия и самоопределения народов (наций); принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; принцип справедливости.

К специальным принципам права прав человека относятся принцип универсальности, принцип недискриминации, принцип защиты и применения специальных мер, принцип должной распорядительности, принцип ответственности за нарушение прав и свобод человека.

Основные прав человека стали объектом нормотворческой деятельности ООН вскоре после ее создания.С этой целью на основе резолюции ЭКОСОС в 1946 году была создана Комиссия по правам человека, мандатом которой являлась разработка международных деклараций или конвенций по вопросам прав и свобод. Уже в 1948 году Комиссия по правам человека завершила работу над проектом Всеобщей декларации прав человека, которая была принята большинством голосов на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.

В результате усилий всех компетентных органов Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, дающий возможность Комитету по правам человека, созданному в соответствии с положениями этого Пакта, получать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

Дальнейшая разработка международных стандартов прав человека шла в направлении детализации, конкретизации положений указанных международных документов. В итоге было разработано около 80 международных соглашений и деклараций, охватывающих важнейшие сферы применения прав человека. Всеобщая декларация и другие документы ООН послужили основой для принятия региональных соглашений о правах человека.


 

  1. Универсальные механизмы и процедуры международной защиты прав и свобод человека.

Международная защита прав и свобод человека – институт права прав человека, представляет собой систему международных механизмов и процедур универсального и регионального характера, функционирующих в направлении разработки международных стандартов в области прав и свобод человека и осуществления контроля за их соблюдением государствами.

В структурном отношении институт международной защиты прав человека состоит из международных органов, созданных в рамках международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ОБСЕ), и конвенционных органов, созданных на базе универсальных и региональных соглашений по правам человека.

Контрольные механизмы и процедуры универсального характера предусмотрены в рамках Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений (МОТ, ЮНЕСКО), занимающихся кодификационной деятельностью в области прав человека, а также в рамках многих универсальных конвенций по правам человека.

В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всестороннее рассмотрение проблем в области прав человека. Функциями контроля в рамках Организации обладают:

§ Генеральная Ассамблея и ее вспомогательные органы (Совет по правам человека);

§ Экономический и Социальный Совет и некоторые его функциональные комиссии (Комиссия по положению женщин);

§ Совет Безопасности;

§ Генеральный секретарь;

§ Управление Верховного комиссара по правам человека. 

§ Управление Верховного комиссара по делам беженцев.

Договорные органы созданы в соответствии с международными договорами по правам человека для контроля за выполнением государствами обязательств по этим договорам. Члены договорных органов действуют в личном качестве, в отличие от официальных представителей государств в Совете по правам человека, ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее. Договорные органы контролируют соблюдение только тех прав, которые признаны в договоре, их учреждающем, и имеют только те полномочия, которые определены в договоре. Ни один договорный орган не может принимать к рассмотрению какие-либо сообщения, если они касаются государства, которое, хоть и является участником соответствующего договора, не признает компетенции этого органа рассматривать такие сообщения.

В их числе: Комитет по ликвидации расовой дискриминации, учрежденный 1970 году в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Комитет по правам человека, созданный в 1976 году в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, учрежденный в 1982 году на основании Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Комитет против пыток, созданный в 1987 году в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Комитет по правам ребенка, предусмотренный Конвенцией о правах ребенка 1989 года, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, Комитет по насильственным исчезновениям, предусмотренный Конвенцией для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 года, Комитет по правам инвалидов, предусмотренный Конвенцией о правах инвалидов 2006 года. Пакт об экономических, социальных и культурных правах не предусмотрел специального органа, оговорив возможность действий через Экономический и Социальный Совет, последний своим решением в 1985 году учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Большинство комитетов наделены со стороны конвенций либо Факультативных протоколов контрольными полномочиями: они имеют право рассматривать жалобы государства на государство в отношении нарушения конвенционных прав, либо индивидуальные жалобы граждан государства на государство. Решения комитетов именуются «соображениями» и не носят обязательного характера.


 

  1. Общая характеристика региональных механизмов и процедур международной защиты прав и свобод человека.

Защита прав человека в рамках Совета Европы осуществляется путем разработки конвенций, резолюций и рекомендаций и контроля за соблюдением государствами-членами конвенционных положений через систему уставных и конвенционных органов Совета Европы.

Основополагающими документами европейской системы защиты прав человека являются: Европейскую конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 14 Протоколов к ней, Европейская социальная хартию 1961 г. (пересмотренная в 1996 г.).

В соответствии с Европейской конвенцией 1950 г. был учрежден Европейский суд по правам человека.Он был первым в истории международных отношений судебным органом, специально созданным с целью контроля за соблюдением государствами-членами (Совета Европы) прав и свобод человека, закрепленных в этом международном договоре. Впервые в практике международных судебных органов частные лица (с 1998 г. – автоматически, без заявлений о признании юрисдикции со стороны государств-членов) получили туда прямой доступ. Решения Суда являются обязательными к исполнению, ими руководствуются национальные суды государств-членов Совета Европы в своей правоприменительной практике.

Контрольный механизм Европейской социальной хартии отличается многоструктурностью и базируется на сотрудничестве главных органов Совета Европы с экспертными комитетами при определяющей роли первых.

В рамках Содружества Независимых Государств была принята Конвенция о правах и основных свободах человека (1995 г.), которая содержит весь комплекс прав и свобод человека, а в 1993 г. было принято Положение о Комиссии по правам человека.

Действующая в рамках Организации Американских Государств (ОАГ) система защиты прав человека обладает целым рядом особенностей по сравнению с региональной системой Совета Европы. В основе функционирования межамериканской системы защиты прав человека лежат одновременно три документа: Устав ОАГ 1948 г., Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Протокол к ней 1988 г.

Контрольными полномочиями обладает Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека, созданные в соответствии с положениями Американской конвенции 1969 г. Индивиды напрямую в Суд за защитой своих прав обращаться не могут, только через Комиссию.

Африканские государства создали в 1981 году в рамках Организации Африканского Единства региональную систему защиты прав человека, приняв Хартию прав человека и прав народов, положения которой учитывают специфику континента и задачи государств-участников. В Хартии, наряду с правами человека, провозглашены права народов (права третьего поколения). В Хартии в отличие от Европейской и Американской конвенций проводится различие между сообщениями о единичных нарушениях прав индивидов и теми, которые «свидетельствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушений прав человека и прав народов».

Контрольные функции Хартией возложены на один орган – Комиссию по правам человека и народов. В 1998 году был принят Протокол к Хартии, предусматривающий создание Африканского суда по правам человека и народов. Африканский Суд также не обладает компетенцией рассматривать индивидуальные сообщения, и по состоянию на 2009 г. Судом не рассмотрено ни одного дела.


 

  1. Понятие, структура, принципы и источники международного гуманитарного права.

В современных международных отношениях не прекращаются локальные вооруженные конфликты. Деятельность государств в подобных экстремальных условиях регулируется принципами и нормами международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Данная отрасль современного международного права получила название «международное гуманитарное право» и является одной из старейших и наиболее разработанных отраслей. Встречаются и другие названия этой отрасли: «право вооруженных конфликтов», «право войны», «законы и обычаи войны». Однако наибольшее распространение имеет термин «международное гуманитарное право». Под международным гуманитарным правом понимаетсяцельная система юридических принципов и норм, применяемых как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права по запрещению или ограничению применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечению защиты жертв конфликта в ходе этой борьбы и определяющих ответственность за нарушение этих принципов и норм. Международное гуманитарное право применяется в чрезвычайных условиях, когда, с одной стороны, государства и народы борются за свое выживание, а, с другой стороны, не действует в полном объеме совокупность норм международного права, предназначенная для мирных отношений, и соблюдение основных гуманитарных стандартов сопряжено с большими трудностями. Данная отрасль в этих сложнейших условиях призвана обеспечить решение двух важнейших задач: обеспечить защиту лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях; установить ограничения в отношении некоторых средств и методов ведения военных действий, применение которых влечет тяжелейшие последствия для лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права.

К числу отраслевых принципов международного гуманитарного права относятся:

принцип гуманности, запрещающий применение такого военного насилия, которое не является необходимым для целей войны. Принцип гуманности – наиболее обобщенный принцип данной системы правовых норм. Все другие принципы как бы составляют его отдельные грани и являются его конкретизацией и продолжением;

принцип недопустимости дискриминации, согласно которому с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах и без всякого различия на основе характера и происхождения вооруженного конфликта, причин, которые воюющие стороны приводят в свое оправдание или на которые ссылаются, следует обращаться без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положения;

принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права, который включает в себя международно-правовую ответственность государств и ответственность физических лиц;

принцип защиты жертв войны, означающий, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, находящихся под покровительством международного гуманитарного права и оказавшихся в его власти;

принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы, который устанавливает, что «в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным» (п.1 ст.35 Дополнительного протокола I). Содержание указанного принципа раскрывается в общих и специальных нормах, запрещающих применять определенные виды оружия и методы ведения вооруженной борьбы;

принцип ограничения по объектам, в соответствии с которым нападения должны быть строго ограничены военными объектами, а также должна обеспечиваться защита гражданских объектов и культурных ценностей, находящихся под покровительством международного гуманитарного права;

принцип защиты окружающей среды, который означает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба и др.

Источники международного гуманитарного права не отличаются от источников международного публичного права. Договорные источники в зависимости от предмета регулирования можно разделить на следующие. Во-первых, закрепляющие правила ведения войны, права и обязанности воюющих и нейтральных государств. Во-вторых, договоры, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов и культурных ценностей В-третьих, договоры, регулирующие вопросы ограничения и запрещенияприменения отдельных видов оружия В–четвертых, договоры, целью которых является обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права

  1. Виды вооруженных конфликтов и правовой статус их участников.

Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на само­определение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

· имеют свою организацию;

· имеют во главе ответственные за их поведение органы;

· установили свою власть на части территории;

· соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера — это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:

· применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;

· коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

· определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;

· продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рас­сматриваться как вооруженные конфликты немеждународного ха­рактера;

· осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществля­ются определенные вооруженные мероприятия, получившие назва­ние «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были оха­рактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предприня­тые с целью приостановления происходивших там внутренних кон­фликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

  1. Правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право представляет собой систему, в основе которой лежат, прежде всего, положения, призванные обеспечить защиту и гуманное обращение лицам, которые либо выведены из строя, либо не принимают участие в вооруженном конфликте. Таких лиц называют жертвами войны и к ним относятся раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население. Каждая из четырех Женевских конвенций 1949 г. включает в себя правила защиты какой-то одной из основных категорий жертв вооруженных конфликтов, или, как еще их называют, покровительствуемых лиц.

В международном гуманитарном праве общая система защиты покровительствуемых лиц построена на основе предоставления специальной, общей и минимальной защиты от последствий вооруженного конфликта различным категориям лиц. Так, правом на специальную защиту, то есть на усиленную защиту по сравнению с той, которая предоставляется основным категориям покровительствуемых лиц, обладают медицинский и духовный персонал, несовершеннолетние, женщины, а также беженцы и апатриды. Кроме того, закрепляется система минимальной защиты, при которой отдельные категории лиц, не имеющие права на общую и специальную защиту, могут вместе с тем получить некоторые гарантии. Это касается шпионов и наемников, которые, не имея статуса военнопленных, тем не менее, обладают, например, гарантиями на судебное разбирательство их дела.

Положения Женевской конвенции 1949 г. «Об обращении с военнопленными», ряд норм Дополнительного протокола I определяют правовой статус военнопленных и распространяются на всех законных участников международных вооруженных конфликтов, кроме медико-санитарного и духовного персонала, которые не считаются военнопленными.

Главным в режиме военного плена является то, что в соответствии со статьей 12 III Женевской конвенции военнопленные находятся во власти воюющего государства, а не во власти отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен.

С военнопленными всегда следует обращаться гуманно, и при любых обстоятельствах они имеют право на уважение их чести и достоинства. Независимо от степени ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащее в плену государство несет полную ответственность за обращение с военнопленными, оно обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных и предоставление необходимой медицинской помощи (ст. 15 III Женевской конвенции). Держащая в плену держава должна со всеми военнопленными обращаться одинаково, без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. (ст. 16 III Женевской конвенции). Запрещается любой незаконный акт или бездействие со стороны государства, во власти которого находится военнопленный, влекущие смерть или серьезную угрозу его здоровью. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или какому-либо научному или медицинскому опыту, который не оправдывается соображениями лечения и его интересами. Такие действия рассматриваются как военные преступления. Допускается лишь ряд исключений, связанных со сдачей крови для переливания или кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно (ст. 11 Дополнительного протокола I).

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. Согласно Дополнительному протоколу I гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (ст. 51). При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 1, 2, 3 и 6 пункта «А» статьи 4 III Женевской конвенции 1949 г. и в статье 43 Дополнительного протокола I. Кроме того, в случае сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается таковым.

Защита гражданского населения и отдельных гражданских лиц предполагает, что эти лица при любых обстоятельствах имеют право на гуманное обращение, на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям (ст. 27 IV Женевской конвенции). Стороны в конфликте должны исходить из недопустимости принятия каких-либо мер, которые могут причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых лиц, находящихся в их власти. В связи с этим запрещаются убийства, пытки, телесные наказания, увечья; медицинские или научные опыты, не связанные с необходимостью лечения покровительствуемых лиц (ст. 32 IV Женевской конвенции).

Согласно статье 51 Дополнительного протокола I в целях осуществления общей защиты мирного населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются: акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население; нападения неизбирательного характера; нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий; использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Стороны, находящиеся в конфликте, не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц с целью попытаться защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные операции.

Вплоть до принятия Дополнительного протокола II положение гражданского населения в период вооруженных конфликтов немеждународного характера регулировалось статьей 3, общей для всех четырех указанных Конвенций. Согласно этой статье лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, в случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением. Гражданское население и отдельные гражданские лица согласно статье 13 Дополнительного протокола II пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, в силу чего они не должны являться объектом нападения и в отношении них запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население. В соответствии со статьей 17 запрещается принудительное перемещение гражданских лиц, если необходимость в этом не вызывается требованиями обеспечения их безопасности или настоятельными причинами военного характера.

 


 

  1. Правовая регламентация средств и методов ведения войны.

В международном гуманитарном праве значительное место принадлежит нормам (договорным и обычным), регулирующим использование средств и методов ведения войны. Современное международное гуманитарное право содержит положения, обязывающие воюющие государства соблюдать международно-правовые нормы, регулирующие ведение войны путем ограничения использования либо наложения запрета на применение отдельных видов оружия или определенных методов ведения боевых действий.

Под средствами ведения военных действий понимают оружие и иные средства, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику, а под методами ведения военных действий порядок и способы использования средств ведения войны. Все средства и методы ведения войны можно разделить на дозволенные (правомерные) и запрещенные. В действующих международных договорах пока не сформулировано такое разделение, а содержатся лишь положения, запрещающие или ограничивающие применение тех или иных средств и методов ведения войны. Таким образом, запрещенными средствами и методами ведения военных действий являются все виды оружия и иные средства, а равно методы их использования, применение которых противоречит принципам и нормам международного права, действующим во время вооруженного конфликта.

К числу запрещенных средств и методов ведения войны следует отнести средства, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания, и, средства, имеющие цель причинить или способные причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Наряду с вышеперечисленными недозволенными средствами и методами войны международное гуманитарное право ограничивает или запрещает еще ряд методов ведения войны. К ним относятся, прежде всего, вероломные методы. В статье 37 Дополнительного протокола I вероломство определяется как «действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия». Дополнительный протокол I причисляет к вероломству симулирование намерения вести переговоры о перемирии, выхода из строя вследствие ранений или болезни, симулирование капитуляции. В то же время международное право не запрещает военные хитрости, поскольку они не обманывают доверия противной стороны относительно защиты, предоставляемой международным правом: использование маскировки, ложных операций, передвижения войск, дезинформация противника и др. (ст.37 Дополнительного протокола I).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.049 с.)