Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие бывают нарушения произношения шипящих звуков?
Что такое «сигматизм» и «парасигматизм»? Недостаток произношения всех шипящих (ш, ж, ч, щ) называется сигматизмом. Замещение звука другими звуками (С, Т) называется парасигматизмом Варианты неправильного произношения звуков ш, ж. Различают следующие виды сигматизма: - Межзубно - боковой сигматизм - кончик языка попадает между передними зубами, а один край отрывается от коренных зубов и поэтому весь язык разворачивается набок. - Боковой сигматизм -оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем языка и коренными зубами. Воздух устремляется в образовавшуюся щель, кончик языка упирается в небо, получается хлюпающий звук. - Губно - зубной сигматизм - губы вытягиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется воздух. Слышится звук близкий к Ф. (В при произношении звука Ж.) - Щечный сигматизм -язык пассивно лежит на дне рта, воздух раздувает обе щеки. - Смягченный звук [ш] — получается при нижней артикуляции или если кончик языка приближен к передним зубам. - Носовой сигматизм (гнусавость) — мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость. Подготовка артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. Чтобы шипящие звуки ребенок произносил правильно, надо подготовить для их появления основательную базу. Как это сделать? Начать работу следует с артикуляционных упражнений – упражнений для языка и губ. В процессе игр ребенок должен научиться поднимать широкий язык к альвеолам, удерживать его в этом положении. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле. Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо знать следующие правила: · Выполнять упражнения перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый. · Нельзя принуждать ребенка заниматься. Нужно это делать в форме игры интересной для ребенка. · Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз. · избегать упоминаний о том звуке, над которым ведется работа. Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки шипящих звуков: 1. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».
2. «Лопата» - приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы он касался углов рта. Удерживать в таком положении под счет до 10. Язык неподвижен, спокоен. 3. «Прятки» - широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу. 4. «Длинный язычок» - широко открыть рот и кончиком языка постараться достать кончик носа. 5. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка касается сначала верхней, а потом нижней губы. 6. «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 7. «Чашечка» - широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Проделывая эти упражнения (2 недели), ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению шипящих звуков. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть! Произношение звуков при правильном варианте. При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед и округлены. Расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам, имеет форму «ковша». Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение. При образовании звонкого [ж] та же артикуляция, но добавляется голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании [ш]. Приемы постановки звуков [ш] и [ж]. Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж]. 1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [ш]. Ребенок открывает рот, делает из языка «чашечку» и прислоняет ее край к верхним резцам. Скажите, что в «чашечке» горячий чай, поэтому надо подуть. Выдох можно ощущать на приставленной ко рту ладони.
Теперь «чашечку» нужно «занести» в рот: «край чашечки» должен, не отрываясь, скользить по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Свистящий звук сначала перейдет в С, затем — в Ш. Когда услышите Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея». Все действия ребенок совершает по вашему беззвучному показу. 2. Постановка от звука [с] Произнести долгий звук (с-с) или слог СА, в этот момент приподнять кончик языка ребенка с помощью шпателя или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится звук Ш или ША. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка, предложите послушать, что получилось: «Произносил СА. А что получилось?». 3. Постановка от звука [р] - нужно затормозить вибрацию кончика языка с механической помощью (шпателем) или словом «стоп!», предложить удерживать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами. На «этом месте» сказать СА и послушать, что получилось. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком — жа. 4. В исключительных случаях можно поставить нижний звук [ш], отодвинув шпателем кончик языка назад, в момент произнесения звука С — с-с. Звук [Ж]ставится обычно от звука [ш] включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука [З], как [ш]от [С] Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях, текстах. Автоматизация (закрепление) звука [ш] 1. Сначала в прямых слогах: ША - ШИ - ШЕ- ШО - ШУ Словах: ША- шапка, шайба, шахта, шаг, шахматы, ваша, наша. ШИ- шина, машина, мыши, уши, малыши, дыши, пиши. ШО- шов, пушок, мешок, мышонок, большой, петушок. ШУ- шут, шум, шуба, мишутка, ношу, пишу, шутить. ШЕ — шея, шест, шесть, мишень, ошейник, шерсть. Швея, шкаф, школа, шлем, шляпа, шпалы, штука, штык. Закрепить в чистоговорках: ША - ША- ША — наша каша хороша ШИ -ШИ - ШИ —мыши бегут в камыши ШУ - ШУ - ШУ —шубу я ношу В с короговорках: У малышки на лбу шишка. Луша у душа мыла шею и уши. В потешках: Наша Мана маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая Маша чернобровая. 2. Затем в обратных слогах: АШ - ИШ -ЫШ - ОШ — УШ В словах: АШ - башня, чашка, букашка, карандаш. ИШ - вишня, молчишь, шумишь, гудишь. ЫШ -вышка, мышка, пышка, камыш. ОШ -кошка, мошка, окошко, ладошка. УШ -душ, ушки, мушка, пушка, подушка. В чистоговорках: АШ - АШ -АШ -шалаш ОШ - ОШ - ОШ - грош ЫШ - ЫШ - ЫШ — малыш В потешках: Мышка полем шла, Мышка грош нашла, Мышка шило купила, Мышка валенки подшила. В скороговорках: Тимошка Тимошке Крошит в окрошку крошки. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка. Сочинять чистоговорки можно совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите словосочетания, затем – предложения, и, наконец, тексты. Тексты простеньких стишков со звуком [ш], [ж] можно найти в любых детских книжках. В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудными звуками [ш], [ж] надо всё же координировать с логопедом.
Консультация
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.009 с.) |