Абдуррахман усмиряет своих непокорных подданных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абдуррахман усмиряет своих непокорных подданных



 

Там, где есть слово царя, там власть. И кто скажет ему: «Что ты делаешь?»

Экклезиаст, 8: 4

 

 

Из полуразрушенной крепости я смотрю на Кабул, расстилающийся внизу,

На ближние горы со стоящими пушками и далекие горы, заваленные снегом;

Спокойны хорошо орошаемые долины, и растет в горах виноград.

Можно было бы подумать, что я правлю Раем, – я знаю, что правлю Адом.

……………………………………………………………

Издалека с Сулеймановых гор доносится шум неспокойных племен –

Афридиев, хазареев и гильзаев, которые требуют трофеев или денег.

Власть в Герате висит на ниточке, а узбеки подняли весь Бадахшан.

Вождь может крепко спать в своей могиле – тот, который будет править непокорными афганцами.

 

Лайалл

 

Абдуррахман описывает своих подданных

В своей автобиографии Абдуррахман пишет: «Каждый мулла и вождь каждого племени и деревни считал себя независимым царем. Тирания и жестокость этих людей были невыносимыми. Одним из их развлечений было класть отрубленные головы женщин и мужчин на раскаленные докрасна железные листы и смотреть, как они подпрыгивают».

В этой главе я хочу рассказать о мятежных гильзаях, Исхак‑хане и хазарейцах, а также затронуть поразительные взгляды Абдуррахмана на разные темы.

 

Поход на народ шинвари

Но прежде чем перейти к этим серьезным восстаниям, следует вкратце рассказать о типичном случае, произошедшем с народом шинвари. На протяжении многих лет это племя делало дорогу Пешавар – Кабул небезопасной: шинвари убивали путешественников, грабили караваны и угоняли стада сельских жителей. В 1883 г. Абдуррахман посетил Джелалабад и на большом торжественном приеме попытался повлиять на вождей и мулл, чтобы они прекратили свои бесчинства, но все впустую. Против этого племени было направлено сильное войско, и шинвари были разгромлены в четырех сражениях и наказаны с безжалостной суровостью.

Абдуррахман завершает рассказ об этой кампании цитатой из одного пуштунского стихотворения:

 

Можно сотни лет осторожно пытаться подружиться,

Но невозможно сделать своими друзьями скорпионов, змей и шинвари.

 

Восстание гильзаев, 1886 г.

Гильзаи, как мы уже говорили выше, в 1722 г. захватили Исфахан и сколько‑то лет правили Персией. Они были самым могущественным племенем в Афганистане, известным своей храбростью, фанатизмом и произволом, как было рассказано в предыдущих главах. Они также желали возвращения на трон Якуб‑хана и не одобряли провозглашение Абдуррахмана эмиром. Абдуррахман упоминает, что он взял в плен нескольких вождей гильзаев, а в стихотворении «Послание эмира» Лайалл описывает недоверие, которое он внушал к себе:

 

Вождь гильзаев написал ответ: «Наши тропы узки и круты,

Солнце выжигает долины, а питающиеся снегом реки глубоки.

За бродами через реку Кабул следят афридии.

Мы разорили этот народ прошлой весной, и они хорошо помнят об этом.

Высоко стоит твоя крепость Кабул, где много места для отдыха;

Эмиры радушно встречают, но не торопят уходящего гостя».

 

Их религиозный вождь

Религиозным вождем гильзаев был пользовавшийся дурной славой Мушк‑и‑Алам, который возглавлял джихад против англичан несколькими годами ранее. Абдуррахман не только приказал этому племени платить налоги, что было расценено почти как оскорбление, но и наполнил чашу своих беззаконий с религиозной точки зрения тем, что отменил регулярное денежное содержание, выплачиваемое религиозным светилам. Поэтому они призвали гильзаев – своих самых преданных слушателей – к восстанию.

Началом военных действий послужило убийство сердара из клана баракзаев вождем гильзаев Шир‑ханом, который забрал с собой семью и имущество жертвы. Приблизительно в это же время подвергся нападению полк рекрутов дуррани, который был на марше без оружия; верблюдов и казну нападавшие забрали. Сначала гильзаи добились успеха, когда и их племя, и хазарейцы, служившие рядовыми в Герате, восстали и присоединились к мятежникам. Было много вооруженных стычек, но в конечном счете гильзаи были разбиты и подчинились.

 

Восстание Исхак‑хана, 1888 г.

Исхак‑хан – сын Азим‑хана, который сопровождал Абдуррахмана в его скитаниях, упоминался уже не раз. Абдуррахман назначил его правителем Афганского Туркестана в первый год своего царствования и, полагаясь на его клятву, данную на Коране, всецело ему доверял. Цитирую: «Не имея ни малейшего представления о его неверности, я отдал в его распоряжение самые лучшие винтовки и оружие, потому что он находился на границе с Россией». Однако Исхак‑хан решил побороться за трон. Он перетянул на свою сторону мулл, выдавая себя за очень строгого мусульманина, а чтобы привлечь к себе своих туркменских подданных, он стал учеником одного из дервишей‑Накшбандия[63].

Эмиру стало известно, что Исхак собирает средства с доходов, при этом постоянно обращаясь в Кабул за деньгами, и вступил в заговор против него. Поэтому он повелел ему приехать в Кабул, но тот отговорился нездоровьем. В июне 1888 г. Абдуррахман серьезно заболел, и распространился слух, что он умер, после чего Исхак провозгласил себя эмиром и приказал чеканить монеты от своего имени.

 

Война с Исхак‑ханом

Сражение с узурпатором состоялось у Ташкургана. Оно началось рано утром, а в конце этого же дня одна колонна армии Абдуррахмана была разгромлена и бежала. Пока основные силы все еще стойко держались, некоторые «солдаты‑изменники [это цитата из «Воспоминаний»] поскакали к горе, на которой восседал Мухаммед Исхак, чтобы сдаться ему. Он подумал, что эти люди скачут к нему, чтобы взять его в плен, и что его армия разбита, и бежал. Его армия продолжала сражаться еще долго после заката солнца, а Исхак в это время был занят тем, что удирал со всех ног. Когда до его солдат донеслась весть, что их владыка бежал, они упали духом и были разгромлены. Короче, 29 сентября мой полководец Гулам Хайдар‑хан завоевал славную победу». Безусловно, это одна из самых драматических историй о войне на Востоке! Наказание, которое постигло бунтовщиков, было чрезвычайно суровым.

 

Восстание хазарейцев

Последним из этих мятежей было восстание хазарейцев, которые, как уже говорилось, живут в центре Афганистана в гористом краю, расположенном западнее Кабула, Газни и Калата, до окрестностей Герата. Это народ смешанной крови – потомки военной колонии, основанной монголами. Они пользовались дурной славой налетчиков и как приверженцы шиитской секты ненавидели афганцев. В 1888 г. члены племени шейха Али, обитавшие в регионе юго‑западнее Балха, восстали, но получили прощение. Два года спустя они снова подняли мятеж. Была послана карательная экспедиция: «Они потерпели поражение; одни были убиты, другие подчинились моей власти, а оставшихся привезли в Кабул в качестве пленных. Я обращался с пленниками очень мягко и вскоре вернул их по домам».

Весной 1891 г. хазарейцы, проживавшие в районе Газни, снова восстали. Еще раз процитирую эмира: «Хазарейцы совершали набеги и грабили соседних подданных приблизительно на протяжении трехсот лет, и ни один царь не обладал властью сделать их мирными людьми. Они считали себя слишком сильными, чтобы потерпеть поражение, и очень гордились своей силой». Однако армия эмира разгромила мятежников и оккупировала Урузган – самый укрепленный город хазарейцев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.005 с.)