Организации и проведения аттестации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организации и проведения аттестации



Составители:

 

Иванова И.В., директор Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования

Лобанова Т.А., заместитель директора Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования

Калиновская Е.В., заведующая Центральной психолого-медико-педагогической консультации Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования

Скулкина Е.Н., методист Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования

 

 

Одобрено решением научно-методического совета Донецкого института последипломного педагогического образования протокол №6 от 17.10.2016 г.

 

 

В данных рекомендациях изложены общие подходы по организации и проведению аттестации специалистов психологической службы и психолого-медико-педагогической консультаций, детально представлено описание требований к составлению и оформлению портфолио. Особое внимание уделено комплексному оцениванию динамики професионального роста, компетентности, результативности и эффективности деятельности специалистов психологической службы.

 


Содержание

Основные аспекты организации и проведения аттестации специалистов психологической службы системы образования, психолого-медико-педагогических консультаций ……

  4

Рекомендации по составлению портфолио профессиональной деятельности специалистов психологической службы системы образования, психолого-медико-педагогических консультаций……………………………………………………………………………………..

    7
  Приложение 1. Оформление титульного листа портфолио……………………………. 12
  Приложение 2. Общие сведения об аттестуемом……………………………………….. 13
  Приложение 3. Характеристика профессиональной деятельности аттестуемого …… 14
  Приложение 4. Отзыв руководителя психологической службы или заведующего ПМПК городов и районов в отношении профессиональной деятельности аттестуемого либо отзыв специалиста ДРУМЦ ПССО в отношении профессиональной деятельности аттестуемого руководителя психологической службы города/района, специалиста психологической службы республиканских образовательных учреждений, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, заведующего ПМПК …………………………….     15
  Приложение 5. Экспертное заключение об оценке уровня квалификации специалиста …………………..………………………………………………………...   16
  Приложение 6. Самоанализ профессиональной деятельности специалиста психологической службы в межаттестационный период …………………………..   17
  Приложение 7. Самоанализ профессиональной деятельности специалиста психолого-медико-педагогической консультации в межаттестационный период……………………. …………………………………………………………….     21
  Приложение 8. Комплексная оценка эффективности деятельности педагога-психолога или социального педагога образовательной организации в межаттестационный период…………………………..………………………………..     25
  Приложение 9. Комплексная оценка эффективности деятельности директора (заведующего) центра психологической службы или методиста, который отвечает за психологическую службу в городе/районе в межаттестационный период…………………………………………………………………………………...   31
  Приложение 10. Комплексная оценка эффективности деятельности специалиста психолого-медико-педагогической консультации в межаттестационный  период…………………………………………………………………………………...     34
  Приложение 11. Комплексная оценка эффективности деятельности заведующего психолого-медико-педагогической  консультацией в межаттестационный период…………………………………………………………………………………...     39
  Приложение 12. Оформление титульного листа обобщения опыта работы ………..… 42

Перечень сайтов для размещения статей специалистами психологической службы системы образования и психолого-медико-педагогических консультаций…………………

  43

Основные аспекты

Организации и проведения аттестации

специалистов психологической службы системы образования и

Рекомендации

Оформление титульного листа портфолио

    ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ГДЕ РАБОТАЕТ АТТЕСТУЕМЫЙ     Портфолио профессиональной деятельности   ______________________________ (фамилия, имя, отчество) _____________________________ (должность) _____________________________ (полное название места работы)     Год Город  

Приложение 2.

Характеристика

Отзыв

Либо

Отзыв специалиста ДРУМЦ ПССО в отношении профессиональной деятельности аттестуемого руководителя психологической службы города/района, специалиста психологической службы республиканских образовательных учреждений, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, заведующего ПМПК

 

Руководитель                 _______________                                    __________________

Подпись                                                         Фамилия, инициалы

 

Дата


Приложение 5.

Экспертное заключение об оценке уровня квалификации специалиста,

аттестуемого на установление соответствия занимаемой должности либо для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории «специалист ___ категории»

Экспертная группа в составе:

Руководитель

__________________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

__________________________________________________________________________________

(должность, квалификационная категория, место работы)

Члены группы:______________________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

__________________________________________________________________________________

(должность, квалификационная категория, место работы)

__________________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

__________________________________________________________________________________

(место работы, должность, квалификационная категория)

"___"________20__г. провела экспертную оценку уровня квалификации____________________

__________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество педагогического работника)

__________________________________________________________________________________

(должность, преподаваемый предмет, место работы)

__________________________________________________________________________________

На основании изучения предоставленных материалов, посещения открытых мероприятий установлено:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Замечания: ________________________________________________________________________

Выводы:___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Председатель экспертной группы:       _________________     __________________

                         Подпись                          Фамилия, инициалы

  Эксперты:

                                                                  _________________      __________________

                         Подпись                          Фамилия, инициалы

 

              _________________      __________________

                         Подпись                          Фамилия, инициалы

 «______» ________________20____г.

 

С экспертными выводами ознакомлен(на):    _______________    ___________________

                                     Подпись                          Фамилия, инициалы

«______» ____________20____года


Приложение 6.

Самоанализ

Самоанализ

Анализ ведения документации

2.1

Планирование деятельности:

- наличие годовых планов работы ПМПК;

- учет рекомендаций МОН ДНР, ДРУМЦ ПС;

- системность деятельности при планировании;

- отражение работы по направлениям деятельности;

- разнообразие форм работы, тематики мероприятий.

2.2.

Наличие аналитических и статистических отчетов

2.3.

Учетно-статистическая документации (наличие, полнота, анализ ведения)

2.4.

Справочно-информационные материалы по вопросам коррекционной педагогики, специальной психологии (наличие, полнота)

2.5.

Материалы для служебного пользования (наличие, полнота, анализ ведения)

2.6.

Учебно-методические материалы (наличие, полнота)

Анализ видов деятельности

3.1.

Диагностическая работа:

- наличие диагностического минимума;

- наличие соответствующих записей в обязательной документации ПМПК

 

3.2.

Индивидуально-коррекционная работа:

- наличие и качество инструментария;

- отбор и применение новых адаптированных педагогических и психологических технологий для коррекции и социальной реабилитации;

- разнообразие форм и методов работы;

- соотношение диагностической и коррекционно-развивающей работы;

- результаты, достигнутые обучающимися в процессе проведенной работы

 

3.3.

Просветительская работа:

- приоритетные направления работы согласно специализации;

- работа по повышению профессиональной компетентности;

- разнообразие форм и методов работы;

- информационное обеспечение (периодические издания, интернет-ресурсы и т.д.).

 

3.4.

Консультативная работа:

- консультирование родителей (законных представителей), специалистов системы образования, здравоохранения, труда и социальной политики, Государственной службы по делам семьи и детей.

 

3.5.

Методическая работа:

- координация деятельности специалистов психолого-медико-педагогических консультаций;

- составление методической продукции;

- выявление, распространение и внедрение профессионального опыта;

- методическое руководство, помощь и т.д.

 

3.6.

Информационно-аналитическая работа:

- создание банка данных о детях с особенностями психофизического развития;

- разработка предложений по оптимизации сети учреждений, обеспечивающих получение специального образования.

 

4. Межведомственные связи*

4.1.

Межведомственные связи с учреждениями министерства труда и социальной политики, системы здравоохранения, Государственной службой по делам семьи и детей и т.д.

 

Комплексная оценка

Показатели

Оценка

(в баллах)

0

1

2

3

1.

Наличие приказа по учреждению о вступлении в должность и утвержденной должностной инструкции:

отсутствует 0

 

 

 
в наличии  

1

 

 

2.

Наличие графика работы:

отсутствует 0

 

 

 
в наличии  

1

 

 

3.

Наличие стенда:

отсутствует 0

 

 

 
в наличии  

1

 

 

4.

Наличие пакета нормативно-правовой документации, приказов, писем МОН ДНР, ДРУМЦ ПССО:

отсутствие пакета 0

 

 

 
частичное наличие пакета  

1

 

 
наличие полного пакета, но не систематизирован  

 

2

 
наличие полного систематизированного пакета  

 

 

3

5.

Документация для служебного пользования:

отсутствует 0

 

 

 
представлена частично, ведется не в системе и ведение не соответствует рекомендациям ДРУМЦ ПС СО  

1

 

 
карточки и протоколы в наличии, ведутся в полном объеме, но требует доработки и систематизации  

 

2

 
документация ведется качественно, в полном объеме и своевременно  

 

 

3

6.

Справочно-информационные материалы:

отсутствуют 0

 

 

 
представлены частично, ведутся не в системе и ведение не соответствует рекомендациям ДРУМЦ ПС СО  

1

 

 
в наличии, ведутся в полном объеме, но требует доработки и систематизации  

 

2

 
материал систематизирован, ведется качественно и своевременно  

 

 

3

7.

Планирование деятельности:

план деятельности отсутствует 0

 

 

 
отсутствует система планирования; план частично соответствует требованиям; представлен своевременно  

1

 

 
в плане отражена работа по различным направлениям и видам деятельности; план составлен с учетом рекомендаций МОН ДНР, ДРУМЦ ПС, проблемы образовательной организации, результатов анализа работы за предыдущий год  

 

2

 
системность деятельности; способствует достижению высокой результативности работы  

 

 

3

8.

Анализ работы:

отсутствует 0

 

 

 
анализ отдельных направлений и видов деятельности, низкое качество; частично соответствует требованиям  

1

 

 
анализ всех направлений и видов деятельности; форма анализа соответствует требованиям  

 

2

 
в анализе отражено стратегическое прогнозирование на основе изложенных результатов  

 

 

3

9.

Формы и методы работы:

выбор форм и методов не соответствует научному подходу 0

 

 

 
использует в работе ограниченный набор форм и методов  

1

 

 
использует разнообразные формы; отдает предпочтение готовому методическому материалу с учетом рекомендаций  

 

2

 
уверенно и творчески подходит к выбору и использованию разнообразных форм и методов во всех направлениях; творчески подходит к использованию форм и методов; активно использует инновационные технологии в решении психолого-педагогических проблем  

 

 

3

10.

Диагностическая деятельность:

не проводит 0

 

 

 
имеет диагностический пакет; методики применяет не дифференцировано; проводит диагностику по отдельным направлениям; доля участников образовательного процесса, охваченных групповыми и индивидуальными процедурами обучающихся, невелика  

1

 

 
проводит диагностику, соответствующую целям и задачам, по всем направлениям; максимальный охват участников образовательного процесса; в наличии рекомендации и протоколы; использует надежные и валидные методики  

 

2

 
использует систему методов; грамотная интерпретация полученного диагностического материала; рекомендации и протоколы оформлены качественно  

 

 

3

11.

12.

Консультативная деятельность:

не проводит 0

 

 

 
проводит эпизодически, по запросу; охватывает отдельные категории участников  

1

 

 
проводит индивидуальные и групповые консультации в системе; охватывает все категории; умеет определять границы своей компетентности (переадресация к специалистам других направлений); работа «Почты доверия»  

 

2

 
обеспечивает своевременной и качественной консультативной помощью всех участников образовательного процесса; эффективно разрабатывает стратегии психологической помощи; применяет современные средства для консультаций, в том числе дистанционный формат (on-line, блог); востребованность как психолога-консультанта  

 

 

3

13.

Просветительско-профилактическая деятельность:

не проводит 0

 

 

 
проводит эпизодически, по запросу; по отдельным направлениям; использует в работе готовый методический материал; не акцентирует внимание на психологической составляющей; информационное обеспечение «Уголка психолога»  

1

 

 
использует различные формы и методы; охватывает все категории и направления деятельности; разнообразная тематика мероприятий; информационное обеспечение «Уголка психолога», сайта образовательной организации  

 

2

 
популяризирует психологические знания; применяет творческий подход; использует психолого-педагогических инновации; активно задействует межведомственные связи  

 

 

3

14.

Работа с родителями:

категория не охвачена 0

 

 

 
категория охвачена лишь в отдельных направлениях и некоторыми видами деятельности; работа эпизодична  

1

 

 
категория охвачена в полной мере; прослеживается система работы; применяется широкий спектр форм, методов и видов работы; эффективное взаимодействие  

 

2

 
повышение психологической культуры; работа с родителями встроена в общую систему психологического сопровождения обучающегося (триада обучающийся-педагог-родитель); активно поддерживает сотрудничество, в том числе дистанционное  

 

 

3

15.

Работа с педагогическим коллективом:

категория не охвачена 0

 

 

 
категория охвачена лишь в отдельных направлениях и некоторыми видами деятельности; работа эпизодична  

1

 

 
категория охвачена в полной мере; прослеживается система работы; применяется широкий спектр форм, методов и видов работы; эффективное взаимодействие  

 

2

 
повышение психологической компетенции; работа с педагогами встроена в общую систему психологического сопровождения обучающегося (триада обучающийся-педагог-родитель); активно поддерживает сотрудничество, в том числе дистанционное  

 

 

3

16.

Востребованность специалиста в рамках образовательной организации (участие в экспертных, творческих группах, аттестационной комиссии, наставничество, волонтерство и т.д.):

не востребован как специалист психологической службы; подменяет функции других специалистов 0

 

 

 
востребован сугубо в рамках функциональных обязанностей  

1

 

 
востребованность психологических услуг; активность; профессиональное взаимодействие и сотрудничество с администрацией и педагогами образовательного учреждения  

 

2

 
востребованность психологических услуг; инициативность, активность; вносит конструктивные позиции относительно повышения результативности образовательного процесса; профессиональное взаимодействие и сотрудничество с различными специалистами не только образовательного учреждения  

 

 

3

17.

Участие в профессиональных и творческих конкурсах, фестивалях, конференциях, участие в экспертных, творческих группах, и др. мероприятиях:

не принимает участия 0

 

 

 
участвует эпизодически на уровне образовательной организации  

1

 

 
активно участвует на уровне образовательной организации и эпизодически на уровне города/района  

 

2

 
активный участник мероприятий всех уровней  

 

 

3

18.

Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта:

опыт не распространен 0

 

 

 
опыт распространен на уровне образовательной организации  

1

 

 
освещен и распространен на уровне города/района  

 

2

 
освещен и распространен на республиканском уровне  

 

 

3

19.

Публикации в научно-профессиональных и периодических изданиях, сборниках, интернет изданиях и т.п.:

не имеет 0

 

 

 
имеет единичные публикации на уровне образовательной организации (сайт, блог)  

1

 

 
имеет публикации на уровне образовательной организации (сайт, блог); эпизодически публикует статьи (реже 1 раза в год) в научно-профессиональных и периодических изданиях, сборниках, интернет изданиях и т.д.  

 

2

 
регулярно публикует статьи (не реже 1 раза в год) в научно-профессиональных и периодических изданиях, сборниках, интернет изданиях и т.д.  

 

 

3

20.

Самообразовательная деятельность:

не повышает 0

 

 

 
пользуется научно-профессиональными и периодическими изданиями эпизодически или не в системе; посещает мероприятия методического характера  

1

 

 
работа по самообразованию проводится регулярно  

 

2

 
активный участник мероприятий методического характера, проблемных курсов, online-обучения и т.д.  

 

 

3

21.

Результативность подготовки и сопровождения обучающихся в направлении «психология» (МАН, «Юный психолог» и т.д.)

не сопровождает обучающихся 0

 

 

 
участники и победители на уровне образовательной организации  

1

 

 
участники и победители на городском/районном уровне  

 

2

 
участники и победители на республиканском уровне  

 

 

3

22.

Поощрения (грамоты, благодарности, благодарственные письма за успехи в профессиональной деятельности как внутренние, так и внешние):

не имеет 0

 

 

 
на уровне образовательной организации  

1

 

 
на уровне города/района  

 

2

 
на уровне республики  

 

 

3

Компоненты портфолио

23.

Оценка акмеокарты:

пакет представлен не в полном объеме

1

 

 

пакет представлен в полном объеме, содержание изложено формально

 

3

 

пакет представлен в полном объеме, содержание полное, информация детализирована

 

 

5

24.

Оценка самоанализа:

поверхностный, формальный

5

 

 

полный, развернутый, логичность и лаконичность изложения

 

7

 

содержательный, системный, детализированный, единство стиля, аккуратность, эстетичность

 

 

10

25.

Оценка опыта работы:

представлен точечно в каком-то одном направлении деятельности; поверхностное изложение; формальный подход

15

 

 

содержание соответствует заявленной теме; развернутое представление определенного направления деятельности; логичность и лаконичность изложения

 

20

 

тема работы соответствует проблеме специалиста и образовательной организации; развернутое представление системы работы по направлениям, категориям и видам деятельности; структурность материала; тематическая завершенность; наглядность, творческий подход в оформлении работы

 

 

25

СУММА БАЛЛОВ:

               

 

Для объективного оценивания деятельности специалиста учитываются факторы, негативно влияющие на показатели эффективности и результативности деятельности. Данные критерии приведены ниже в таблице.

При наличии данных факторов, сумма их баллов вычитается их суммы баллов по комплексной оценке эффективности деятельности.

Критерии,

Комплексная оценка

В межаттестационный период

№ п/п

Критерии

Уровень

отсутствие

низ-

кий

сред-ний

высо-кий
0

1

2

3
1. Наличие нормативно-правовой документации (приказы, письма МОН ДНР и ДРУМЦ ПС СО, регламентирующие деятельность психологической службы, входящая и исходящая информация и т.д.): полнота, качество, систематизация  

 

 

 
2. Качество плана работы на год: отражение работы по различным направлениям, категориям и видам деятельности, актуальным задачам и проблеме управления образования/методического кабинета, результатов анализа работы за предыдущий год; способствует достижению высокой результативности работы, составлен с учетом рекомендаций МОН ДНР, ДРУМЦ ПС  

 

 

 
3. Качество аналитической документации: анализ всех направлений и видов деятельности, отражение стратегического прогнозирования на основе изложенных результатов, ведение с учетом рекомендаций МОН ДНР и ДРУМЦ ПС  

 

 

 
4. Ведение учетно-статистической документации (статистические отчеты, перспективные планы прохождения аттестации, курсов повышения квалификации, аналитические справки по итогам проверок, планы работы на год и аналитические, статистические отчеты специалистов психологических служб образовательных организаций и т.д.): полнота, качество, систематизация, соответствие рекомендациям МОН ДНР и ДРУМЦ ПС СО  

 

 

 
5. Ведение справочно-информационных материалов (материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, доклады, выступления и т.д.): полнота, качество, систематизация  

 

 

 
6. Формы и методы работы: разнообразие, творческий подход, грамотное и оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий, использование дистанционного формата  

 

 

 
7. Подготовка методического, информационного материала и разработка психологического инструментария  

 

 

 
8. Организация и проведение методических мероприятий (тренинги, семинары, конференции, школа молодого специалиста, м/о и т.д.), содействие профессиональному росту специалистов  

 

 

 
9. Экспертная деятельность (экспертиза методических разработок, публикаций в профессиональных изданиях, деятельности аттестуемых специалистов и т.д.)  

 

 

 
10. Сопровождение специалистов психологических служб образовательных организаций в рамках аттестации  

 

 

 
11. Изучение и анализдеятельности специалистов психологических служб образовательных организаций по различным направлениям деятельности  

 

 

 
12. Профессиональная востребованность: консультативная деятельность с различными категориями, наставничество, участие в рабочих и творческих группах, аттестационной комиссии, т.д.  

 

 

 
13. Внедрение достижений психологической науки и передового опыта в практику деятельности психологической службы города/района  

 

 

 
14. Участие специалистов психологических служб в профессиональных и творческих конкурсах, фестивалях, конференциях, участие в экспертных, творческих группах и др. мероприятиях  

 

 

 
15. Личное участие в профессиональных и творческих конкурсах, фестивалях, конференциях и др. мероприятиях различных уровней  

 

 

 
16. Наличие собственных методических разработок, статей, информационно-методических разработок и т.д.  

 

 

 
17. Взаимодействие со специалистами профессиональных сообществ, государственных и общественных организаций  

 

 

 
18. Участие и активность в методических мероприятиях, творческих/рабочих группах и других формах работы ДРУМЦ ПССО  

 

 

 
19. Профессиональное самообразование (обучение, тренинги, курсы, вебинары и т.д.)  

 

 

 
20. Поощрения: грамоты, благодарности, благодарственные письма за успехи в профессиональной деятельности  

 

 

 

Компоненты портфолио

21.

Оценка акмеокарты:

пакет представлен не в полном объеме

1

 

 

пакет представлен в полном объеме, содержание изложено формально

 

3

 

пакет представлен в полном объеме, содержание полное, информация детализирована

 

 

5

22.

Оценка самоанализа:

поверхностный, формальный

5

 

 

полный, развернутый, логичность и лаконичность изложения

 

7

 

содержательный, системный, детализированный, единство стиля, аккуратность, эстетичность

 

 

10

23.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.329 с.)