Понятие мотива. Группы мотивов выбора профессии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие мотива. Группы мотивов выбора профессии.



Выбирать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба.

       Выбирая профессию, надо чётко представлять, чего вы хотите от неё. Надо ответить себе на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать? Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии и ещё многое, многое другое. Всё это и есть мотивы выбора. Любой выбор профессии человеком должен быть осознанным и мотивированным.

       Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается.

       Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, лёгкостью поступления в учебное заведение, её престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей и т. д.

Интерес – это один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать профессию, одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоёвывать авторитет у окружающих и, в конечном счёте, больше зарабатывать.

Для анализа понятия «профессиональное самоопределение» необходимо проследить онтогенетическое развитие интересов. Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни:

§ дошкольное детство - интерес к бытовым и трудовым операциям. Интересы дошкольника - непосредственны, неустойчивы и определяются конкретной ситуацией.

§ 1 - 2 класс - интерес ко всем видам работы в школе

§ 3 - 4 класс - дифференцируется интерес к работе в школе (любимые - нелюбимые предметы и т.д.) и появляется интерес к коллекционированию.

§ подростковый возраст - интерес к общественной жизни, приключениям, героическому, спорт.

     Выбор профессии предполагает наличие  у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. Известный социолог В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. 

Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:

1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);

2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

3. Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

4. Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);

5. Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);

6. Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);

7. Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);

8. Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, лёгкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую из профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большего успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворённости собой и самоодобрения.

Иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное место, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких-то сомнительных выводов. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку свои целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить всё это в имеющий смысл, приносящей удовлетворение работе.

Мы считаем, что каждый выбирающий себе профессию должен чётко определить для себя, какие мотивы для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него потребности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.10 (0.005 с.)