Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Профессиональное самоопределение старшеклассников.Стр 1 из 6Следующая ⇒
I. Профессиональное самоопределение старшеклассников. Практическая часть. Таблица 1. Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей Учащихся 9 класса
Таблица 2. Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей Учащихся 11 класса
Из этих данных мы увидели, что, действительно, существует связь между профессиональными интересами и характерологическими особенностями.
Так, в 9 классе у 69% учащихся совпали выбранные профессии с особенностями личности, занимающейся этой деятельностью. Виталий Б., Антон К., Егор Р., Настя С., Женя Я. выбрали профессии, не соответствующие их способностям. Этот выбор сделан, мы думаем, под влиянием чужого мнения. В 11 классе 82% учащихся выбрали профессии с личностными особенностями. (Приложение 7). Скорее всего, что Николай М. и Жора С., отвечая на вопросы тестов, были невнимательны или нечестны. Данные исследования говорят о том, что за результатами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии.
II. Мотивы выбора профессии. Практическая часть. Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения
С целью выявления, в какой мере внешние и внутренние факторы влияли на выбор профессии, учащимся было предложено оценить значимость каждого из них по четырёхступенной шкале (табл. 3) Статистический анализ данных проводился следующим образом: ответы в графах 2 и 3 объединялись в ответ «Повлияло»; ответы в графах 4 и 5 объединялись в ответ «Не повлияло». Таблица 3. Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения в 9 классе
Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения в 11 классе
Полученные результаты говорят о том, что на профессиональное самоопределение большинства выпускников 11 класса большее влияние оказывают факторы, которые можно обозначить как внутренние: информированность, наличие способностей, нужных для освоения профессии и т. п. В меньшей степени на этих учащихся оказывают влияние факторы, которые можно отнести к внешним: советы родственников, учителей, знакомых, средства массовой информации, престижность профессии и т. п. Это вполне объяснимо, так как личностные особенности старшеклассников позволяют им адекватно оценивать свои возможности и интересы и соразмерно делать выбор. Учащиеся 9 класса больше ориентированы на внешние факторы. Это обусловлено тем, что эти учащиеся менее способны учитывать свои внутренние возможности и особенности личности, а поэтому чаще прибегают к подсказке окружающих. (Приложение 8) Для выявления факторов привлекательности профессий, которые выбирают учащиеся, мы использовали методику В. Ядова, её усовершенствованный вариант (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана). Из предложенных вариантов факторов старшеклассники выбирали только те, которые действительно для них значимы. (Табл. 4) По каждому из 11 факторов мы подсчитали коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется по следующей формуле: КЗ = Где N - количество обследуемых; – количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А; – количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б. Таблица 4. Изучение факторов привлекательности профессии.
Проведённое исследование показало, что у учащихся 9 класса на первом месте такой фактор, как «Большая зарплата» (КЗ= 0,69); у учащихся 11 класса – «Работа соответствует моим способностям» (КЗ= 0,64). Это ещё раз доказывает, что большинство выпускников руководствуются при выборе профессии в большей степени внутренними факторами, а не внешними. (Приложение 9).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ Выбор профессии - это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье... В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература - в мир общественных явлений, математика - в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще даже неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, - мир профессий. При этом каждая профессия - это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный. Социальный и научно-технический прогресс в нашей стране ведет к возникновению новых профессий, связанных с управлением сложной техникой, отмиранию тяжелых и вредных для здоровья форм труда. Существует [много] тысяч разных специальностей, большинство которых неизвестно юному читателю. Выбор жизненного пути, профессии, - это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее? Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Очень важно суметь отличить свои истинные склонности и интересы от так называемых "предрассудков чести". Ведь бывает, что юноша или девушка хотят быть врачом или учителем, прежде всего потому, что это "прилично", а не потому, что им страстно хочется помогать больным или воспитывать подрастающее поколение. Юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию - решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Бывают "модные" виды занятий, но общество в настоящий период не очень нуждается в притоке новых кадров в эту область. Бывают, наоборот, очень важные и нужные, но не бросающиеся в глаза профессии. Так как же все-таки поступить?.. Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста…? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути. Чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо разобраться и в своих личных качествах, способностях, и в сложном лабиринте профессий, с их особыми требованиями к человеку, нужно, разобраться, и в том, какие кадры работников будут больше, всего нужны, обществу в обозримом будущем... Дальновидный человек предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество...
Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов: · отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения; · большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта; · у выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не внешние мотивы; · для более осознанного выбора профессии старшеклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.
Литература 1. Бобровская А.Н. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2007. 2.Большая психологическая энциклопедия, М., 2007 3. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. 4.Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям, Волгоград, 2008. 5.Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие, М., Просвещение, 2007. 6. Козловский О. В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации, Ростов н/Д: Феникс; Донецк, 2006. 7. Кон И. С. Психология ранней юности, М., Просвещение, 1988. 8.Кулагина И. Ю. Возрастная психология, М., 1996. 9.Максимов В. Г. Профессиональная ориентация школьников, Чебоксары, 1988. 10. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии, Киев, 1980. 11.Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11кл.), М., 2006. 12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, 2000. 13. Реан А. А. Психология подростка. Учебник, СПб, 2003. 14. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология (Серия «Мастера психологии»), СПб.: Издательство «Янтер», 2000. 15. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс).- М.: Вако, 2006. 16.Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей, М., 2003.
Приложение 1. Приложение 2. Приложение 2. Бланк ответов
Класс
Приложение 3 Оценка профессионального типа личности (по Дж. Холланду) в 9 классе
Приложение 4 Оценка профессионального типа личности (по Дж. Холланду) в 11 классе Приложение 5. Стимульный материал к опроснику ДДО (Е. А. Климова)
Приложение 5.
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, чтобы вы предпочли? Лист ответов ДДО
9 класс 11 класс
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Типыпрофессий, которые выбрали учащиеся 9,11 классов (по Е. А. Климову).
Аннотация Работа выполнена ученицами 9 класса Ворона Владой и Дмитренко Алёной на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников». Проблеме профессионального самоопределения посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов. Цель данного исследования – изучить проявления особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников, мотивы выбора профессии. Ученицы определили задачи работы: провести анализ литературы по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; выявить факторы, влияющие на выбор профессии; определить соответствие выбранной профессии и личностных качеств учащихся. Чётко составлен план работы, помогающий последовательно и логично исследовать проблему выбора профессии старшеклассниками. Продуманы методы исследования: опрос, анкетирование, тестирование. В ходе исследования ученицы использовали опросники Е. А. Климова, Дж. Холланда, методику В. Ядова. Результаты исследования оформлены в виде диаграмм и статистического анализа. Ученицы, обладая высокими коммуникативными, организаторскими способностями, умело входили в контакт со старшеклассниками для проведения опроса, анкетирования. В ходе проведенного теоретического и практического исследования была выявлена актуальность темы в современной жизни. Были сделаны выводы: каждый человек должен выбирать себе профессию с учётом своих интересов; мотивы выбора профессии являются важными факторами, обусловливающие успешность профессионального обучения; у большинства выпускников доминирующими являются внутренние мотивы выбора профессии.Проведенное исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что задачи, поставленные в исследовании, решены; цель исследования достигнута. Руководитель работы:учитель русского языка илитературы Варапаева О.Г.
I. Профессиональное самоопределение старшеклассников.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.044 с.) |