Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генеральные Штаты во Франции: история создания, организация, компетенция, значениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции — превращению его в сословно-представительную монархию. Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII—XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 — 3 депутата). Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс. Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560года). Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе. В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием. Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями. Компетенция Генеральных штатов была неопределенной. В основном они высказывались по троякого рода делам: а) вотированию налогов, ежегодных и новых субсидий; б) мирным соглашениям или переговорам, изредка – по политическим решениям внутренних конфликтов; в) предложениям и просьбам от сословий королю. Первое из полномочий практически отпало после 1439 г., когда Штаты утвердили постоянный государственный налог. Вопрос 39 Золотая Булла. В священной римской империи германской нации император избирался феодалами. Сначала не существовало определенного порядка его избрания. В выборах принимали участие все знатные князья. К концу XII века выделились курфюрсты (князья – избиратели). Императора выбирали обычно три архиепископа – Майнцский, Кельнский, Трирский и 3-4 светских князя. Острая борьба шла вокруг права голоса чешского короля, ему отказывали избирать, потому что он не немец («Саксонское зерцало»). Борьба между князьями за влияние на выборах осложнялась борьбой папской курии за господство в Германии. Папы стали присваивать себе право выражать одобрение или неодобрение избранному императору. Они также притязали на право смещать императоров путем отлучения от церкви. В результате интриг папства, враждовавшего с германским императором Людвигом IV, часть курфюрстов избрала 11 июля 1346 г. императором Германии Карла IV, также он был полновластным королем Чехии. В 1355 году Карл созывает Нюрнбергский сейм, «чтобы посоветоваться для общей пользы о мире и походе в стране. На основании постановления этого сейма Карл IV издал «Золотую Буллу» для того, чтобы не было раздора между семью князьями – избирателями Священной империи, которыми она должна освящаться, как семью сияющими светильниками, чтобы противодействовать будущим опасностям раздоров и разногласий между князьями-избирателями». Содержание Золотой Буллы Золотая Булла начинается словами обращения к Господу – стихотворным прологом, затем формулируется цель документа. Далее следует перечисление глав, относящиеся к той части Буллы, которая была принята в Нюрбенге. Основная часть документа состоит из 31 главы: 6 – посвящены вопросам, связанным с избранием римского короля, который должен стать императором, 4 – попыткам установить феодальный порядок, а 21 – князья-избирателям, их привилегиям.
В Золотой Булле юридически закреплялась практика выборности королей в Германии. Впервые в официальном документе был сформулирован состав тех, кто его избирает – семь курфюрстов. Закреплялся состав: архиепископы Майнца, Кельна и Трира, Король Чехии, Рейнский фальцграф, герцог Саксонии и маркграф Брандербурга. «Выборы производились во Франкфурте названной коллегией в лице самих правителей или их послов после принесения присяги. Срок избирательной процедуры был строго ограничен 30 днями. Выборы производились без пауз». Если через 30 дней курфюрсты не выбрали императора, то «они должны были перейти на питание лишь хлебом и водою и никоим образом не выезжать из города, пока не будет избран новый правитель христианского народа». Был закреплен принцип выборности – большинство курфюрстов, т.е. группа из четырех человек. Были отмечены возможные обстоятельства, которые могут помешать, и предусмотрено, чтобы выборам ничего не помешало. Карл стремился предусмотреть любые мелочи, которые могли бы затруднить процедуру избрания. Например, голос неявившегося или опоздавшего не учитывался. Были даны обязательства всем князьям поддерживать курфюрстов, направляющихся на выборы. Карл IV смог не только добиться недопущения своих сильнейших врагов в состав коллегии, он и обеспечил привилегированное место для чешского короля. В Золотой Булле сказано, что после голосов трех архиепископов следует очередь чешского короля, «который среди светских курфюрстов обладает первенством благодаря величию королевского сана, праву и заслугам». Благодаря усилиям Карла коллегия курфюрстов оформилась в составе, который не менялся в течение ряда столетий. Только что избранный император должен был подтвердить всем князьям – избирателям «всех их прав, привилегий и грамот, вольностей, пожалований, старинных обычаев, а также почетных санов и всего, что они от империи получили и чем обладали вплоть до дня выборов». Более того, «Золотая Булла» предполагала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления и намечала ежегодный съезд князей-избирателей. Это плохо соблюдалось Таким образом, Золотая Булла императора Карла IV отразила в себе противоположные тенденции одновременно. Императора избирали всего семь человек в государстве. Но – его избирали, власть не передавалась династическим путем, как это было в Англии и Франции. Закреплялся сам принцип выборности. Историческое значение «Золотой буллы» заключается не в том, что она стала новым конституционным правом. Булла классифицировала уже действовавшее право, прежде всего обычное, сформировавшееся на основе традиции избрания королей, различных правовых случаев и пожалований. Вопрос 40
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.01 с.) |