Возникновение гос ударства у арабов. Арабский Халифат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение гос ударства у арабов. Арабский Халифат.



Образование государства.
Арабский Халифат cложился в результате объединения арабских племен, центром которых был Аравийский полуостров.

В V-VI вв. в юго-западной Аравии происходил кризис рабовладения, а у кочевых племен наблюдалось разложение первобытного строя. Усиливалась межплеменная рознь, что было причиной войн. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывали лучшие пастбища и скот. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией богатых. Экономически ведущим регионом был Хиджас (земледельческий район побережья Красного моря), по которому проходили основные торгово-караванные пути. Эта область стала центром объединения.

Характерной чертой складывания государства у арабов была религиозная окраска этого процесса: тесная связь формирования государственности и возникновения новой религии - ислама. Политическое и религиозное движение возглавил пророк Мухаммед (570-632). Он провозгласил необходимость культа в единого бога-аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк - посланник аллаха на земле. В конечном счете Мухаммеду удалось заручиться поддержкой самых различных социальных групп.

В 20-30 гг. VII в. было завершено оформление мусульманской общины Мухаммеда в Медине. Была создана религиозная и надплеменная организация - ядро складывающегося государства. Сам Мухаммед выступал в роли пророка, вождя, военного предводителя и судьи. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно вошли в привилегированную группу, из которой после смерти пророка выделялись новые единоличные вожди мусульман - халифы (заместители пророка).

Халиф Омар (634-644) завершил политическое объединение Аравии. В VII-VIII вв. другие халифы осуществили завоевание Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки и Испании. В результате сложилась феодальная империя - Арабский халифат с центром в Дамаске.

В истории халифата выделяют 2 этапа: дамасский (сирийский), когда у власти находилась династия Омейядов (661-750 гг.) и багдадский (месопотамский), когда правили Аббасиды (750-1055 гг.). По ним изучают основные этапы государственности.

Общественный строй.
Процесс феодализации арабского общества начался после завоеваний первой половины VII вв. Специфика арабского феодализма состояла в многоукладности экономики: наряду с феодализмом существовали патриархально-родовые и рабовладельческие отношения. Труд рабов использовался в личных хозяйствах феодалов и в государственном хозяйстве.

Государственная собственность на землю доминировала и считалась собственностью халифа. Она была основой централизации государства. По мере разложения общинного землевладения происходил рост частной собственности на землю. В дамасский период был распространен мульк, аналогичный европейскому аллоду.

В багдадский период развивается форма условного держания икта - бенефициарные владения, выделяемые феодалам за службу из государственной земли. Икта выделялась пожизненно или на время отправления должности с правом взимания в свою пользу ренты-налога. К X в. икта превращается в наследственное держание типа лена.

У крестьян основная часть прибавочного продукта взималась в виде налога в пользу халифа. Затем часть налогов перераспределялась среди феодальной верхушки в виде жалования, пенсий и т. п.

В Арабском халифате не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией сословно-корпоративных групп. Юридическое положение лица в халифате прежде всего определялось его вероисповеданием: на первом плане находились различия в правовом статусе между мусульманами и немусульманами (зиммиями). Последние были в приниженном положении и платили тяжелый государственный налог (джизья).

В классе феодалов верхушку составляла мусульманская знать - потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников. Крестьянство первоначально распадалось на множество этнических групп. В некоторых районах крестьян начали прикреплять к земле с целью сбора налогов и выполнения повинностей. Важную роль играла купеческая верхушка городов

На самой низкой ступени находились рабы. Они пополнялись за счет пленников и купленных невольников. В эпоху феодализма их правовое положение улучшилось: они могли с согласия хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя не признавались субъектами права. Отпуск рабов-мусульман на волю считался богоугодным делом.

Государственный строй.
В результате завоеваний VII в. происходит оформление своеобразной раннефеодальной монархии. Халифат этого периода - относительно централизованное теократическое государство. Во главе находился халиф - преемник пророка. В его руках была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Первые халифы избирались мусульманской знатью, но вскоре власть халифа стала наследственной, передаваемой по завещательному распоряжению. Юридически власть халифа была неограниченной, но фактически он был вынужден считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства.

Главный советник и высшее должностное лицо при халифе - везирь. Он мог быть по мусульманскому праву с широкой или с ограниченной властью (то есть только исполняющие приказания халифа. К числу важных чиновников относились начальник телохранителей халифа, начальник полиции и особый чиновник, осущсуществляший надзор за другими должностными лицами. Всех чиновников в государстве назначал халиф.

Центральные органы управления назывались диванами и представляли собой специальные правительственные ведомства: диван военных дел, внутренних дел, почтовой службы. У последнего особые функции: строительство и ремонт, дорог, караван-сараев, колодцев и функции тайной полиции. По мере расширения функций феодального государства усложнялся центральный аппарат, росло число центральных ведомств.

Местное управление.
По мере упрочения центральной власти происходит упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции под управлением военный наместников - эмиров, которые были ответственны только перед халифом и назначались им из числа приближенных. В ведении эмиров были вооруженные силы, местный административный, финансовый и полицейский аппарат. У эмиров были помощники - наибы.

Мелкие административные подразделения в халифате управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции перекладывались на руководителей местных мусульманских общин.

Суд.
Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.

Верховным судьей был халиф, но в целом отправление правосудия являлось привилегией духовенства. Высшая судебная власть на практике принадлежала коллегии наиболее авторитетных богословов, которые одновременно были и правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах.

Правомочия кади были весьма обширны: они рассматривали дела всех категорий, ведали исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, выполняли нотариальные действия, проверяли законность землепользования. При вынесении решений кади руководствовались Кораном и Сунной и решали дела на основе самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключения допускались только по решению халифа или его уполномоченных. Немсульманское население обычно подлежало юрисдикции судов из представителей своего духовенства.

Армия.
В основе формирования армии лежала исламская доктрина о завоевании "неверных" путем "священной войны". Принимать в ней участие обязаны все совершеннолетние и свободные мусульмане.

На первом этапе завоеваний арабская армия формировалась из племенного ополчения. В результате военных реформ конца VII - середины VIII в. армия разделилась на 2 части - постоянное войско и добровольцы (каждая часть находилась под командованием отдельного полководца). В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Армия пополнялась за счет ополченцев, и наемничество почти не практиковалос

Упадок халифата.
Углубление феодализации привело к следующим изменениям в государственном строе:

1. Происходит фактическое ограничение светской власти халифа. Везирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. фактически управление сосредотачивается в руках везирей, которым непосредственно подчинялись центральные органы управления. Везири самостоятельно стали назначать чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием.

2. В государственном механизме возросла роль армии, её влияние на политическую жизнь. Появляются наемники. Создается дворцовая гвардия из рабов тюркского происхождения. К концу IX в. влияние гвардии усиливается и гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.

3. Усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров становится все более независтмой от центра, и с IX в. становится фактически наследственной: появляются династии эмиров. Постепенно эмиры превращаются в самостоятельных правителей со своим войском и удерживают налоги в своем распоряжении.

Ослабление центральной власти сочеталось с этнической и экономической разобщенностью огромных территорий, усилением национально-освободительной борьбы. В IX-XI вв. происходит политический распад и падение халифата.

Вопрос 24

Мусульманское право.

Особенности становления и развития мусульманского права.
Шариат - наиболее значительная и разработанная система права в странах средневекового Востока. Эта система возникла и оформилась в рамках халифата, но вобрала многие элементы предшествующих правовых культур Востока.

Шариат возник и развивался как конфессиональное право, органически слитое с теологией ислама, пропитанное его религиозно-мистическими представлениями. По исламу правовые устанановления - это частицы божественного закона и порядка, которым управляется мир. Отсюда шариат и его нормативная часть (фикх) включал не только правовые установления, но и религиозную догматику, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Теологическая оболочка шариата обусловила большое своеобразие входивших в него собственно правовых институтов, конструкций и понятий, препятствовала созданию в нем стройной внутренней системы, как это имело место в римском праве.

Тесная связь права и религии была выражена в нормативных предписаниях. Предусматривалось 5 видов действий, которым придавался и правовой смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. По существу вся жизнь правоверного мусульмана была сведена к этим действиям. Каждый поступок должен был согласовываться с религиозными велениями ислама, а с другой стороны, каждый его шаг приобретал характер юридического акта.

Одной из характерных черт мусульманского права была его относительная целостность. Единый бог требовал единого правового порядка, отсюда - универсальность права. По мере расширения границ халифата право распространялось на новые территории. Но на первом плане не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин в любой стране должен был соблюдать шариат. С превращением ислама в мировую религию шариат стал мировой системой феодального права. Но по мере распространения шариат испытывал местные влияния. Со временем, когда в исламе произошел раскол, и в шариате выделились суннитская и шиитская ветви.

Источники права Халифата

Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат (прямой путь)- свод религиозно-этических и правовых пред­писаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и Иджму.

Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рас­сказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер рели­гиозно-моральных направляющих установок.

Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухам­меда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части со­держат предписания относительно семейно-наследственного и судеб­ного процессуального права.

Иджма - решения и мнения авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым воп­росам, восполняющих пробелы Корана и Сунны.

 

 

Фетва. В мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы – письменного юриди­ческого заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии решений светских властей относительно вопросов общественной жизни, действий или явлений Ко­рану и шариату. По мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противореча­щие исламу, и др.

 

Право собственности и обязательственное право

В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земель­ные статусы:

хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоя­щее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим; с прожи­вающих на этих землях мусульман взималась десятина;

вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, шко­лам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;

икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет;

мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть про­дан, подарен или передан по наследству.

 

Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и не­движимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивиду­альными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.

Договорные обя­зательства образуют 2 группы договоров:

1) предмет сделки должен быть передан стороне (мена, купля-продажа);

2) такая обязанность отсутствует (поручение, поклажа). Риск случайной гибели вещи лежит на продавце.

 

Семейное и наследственное право

Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульмани­на. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и жени­хом.

Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одно­временно и неограниченное число наложниц. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не уча­ствовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго оп­ределенным основаниям.

 

Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию.

При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрыва­лись расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли муж­чин. На получение наследства не имели права вероотступники, разве­денные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя.

  Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:

1.завещание не могло составляться в пользу законных наследников;

2. завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;

3.составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

К наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя.

 

Уголовное право и судопроизводство

Все преступления классифицировались мусульманским правом на тригруппы:

* преступления, против религии и государства. К этой группе относились в первую вероотступничество от ислама, богохульство, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;

* преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия. Наказание за убийство выбирал родственник убитого: смертная казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (например, 100 верблюдов). Нанесение телесных повреждений наказывалось по принципу талиона. За кражу отсекалась рука. Употребление спиртного наказывалось 40 ударами пальмовой ветви;

* правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду.

В качестве мер наказания предусматривались:

• смертная казнь в различных видах;

• членовредительские и телесные наказания;

• лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещениев мечеть);

• имущественные санкции (конфискации, штрафы);

• ссылка и т. д.

 

Судебный процесс носил обвинительный характер. Первоначально судебная власть осуществлялась непосредственно правителями всех уровней. Позднее суд стал вершиться знатоками шариата, образовалась группа профессиональных судей - кадиев. Кади не был связан строго регламентированным порядком судопроизводства. Помимо осуществления правосудия кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многое другое.

Основными чертами судопроизводства были:

 непрерывность судебного процесса;

единолич­ное решение судебных споров;

отсутствие различий в процедуре рас­смотрения гражданских и уголовных дел.

Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственнымиорганами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не при­менялось.

Основными доказательствами были признания сторон, показания сви­детелей, клятвы.

С VII в. начинается распад халифата. В XI в. турки-сельджуки окончательно завоевывают Багдад.

 

Вопрос 25

Образование феодального государства франков

 

Формирование государства франков периода династии Меровингов

В 486 г. салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг.) была завоева­на часть Галлии, что и послужило отправной точкой в образовании Франкского государства.

К 510 г. королевство Хлодвига прости­рается от среднего течения Рейна до Пиренеев. На этой территории он диктует законы, взимает налоги с местного населения и др. Быстрому образованию франкского государства в виде раннефеодальной монар­хии способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества. Поскольку франкское государство вступило в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнооб­щинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения, в нем ещё оставались элементы старой общинной организации и племенной демократии.

 Для общества были характерны многоукладность (сочетание рабовладель­ческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и неза­вершенность процесса создания основных классов феодального обще­ства.

В ранней истории франкского государства обычно выделяют два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

1. с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов;

2.с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

Общественное устройство. В период правления династии Меровингов (с 457 по 751 гг.) у франков зарождаются феодальные отношения. В V - VI вв. еще сохраняются общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочислен­ной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правя­щую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда (как запись обычного права салических франков), записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указа­ния на существование у франков следующих социальных групп:

1. служилая знать - приближенные короля;

2. свободные франки (общинники);

3. полусвободные (литы);

4. рабы.

Основные различия между социальными группами были связаны: с происхождением, правовым статусом лица или социальной группой, к которой принадлежало лицо. Позднее на правовые различия франков стала влиять принадлежность к королевской службе, ко­ролевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

Особенностью V - VI вв. в Западной Европе является возрастающая идеологичес­кая и экономическая роль церкви, которая проявляется в ее властных притязаниях. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.

Про­цессы феодализации у франков развиваются в период завоевательных войн VI - VII вв. В руках короля сосредотачивается право распоряжения завоеванной землей в Северной Галлии. Крупными собственниками земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становят­ся служилая знать и королевские дружинники. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую. Королев­ский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями своим вассалам. Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладель­цев, которые показали непрочность королевства Меровингов.

Государственная власть в этот период сосредотачивается в руках знати, захватившей все главные должности и, прежде всего, пост майордома. Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом.

 Перво­начально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и май­ордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII – VIII веков эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

 

Государство франков периода династии Каролингов

Королевская и императорская династия Каролингов сменила Меровин­гов в 751 г., а прекратила свое существование в X в. Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715 - 741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках верхов­ную власть.

Карл Мартелл от дарения земель в полную собственность. Кон­фискованные у непокорных магнатов и монастырей земли, вместе с живши­ми на них крестьянами передаются им в условное пожизненное держа­ние - бенефиций. Бенефициарий - держатель бенефиция - был обязан в пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно во­енную, иногда административную. Отказ от службы или измена королю лишали права на пожалование.

Реформа привела к росту феодального землевладения и усилению закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию си­стемы вассалитета - феодальной иерархической лестницы, особой си­стемы соподчиненности: между бенефициаром (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отноше­ния.

С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, крупные зе­мельные собственники, получали привилегии - иммунитет, заключав­шиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятель­ность государственных должностных лиц, а все государственные право­мочия передавались владельцу имения.

В процессах установления власти крупных землевладельцев над кресть­янами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господству­ющего положения церкви были монастыри, а светской знати - укреп­ленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.

 Система государственного управления франков

Поскольку в государстве франков различия между общегосударственными вопросами и делами королевского дворца еще не проводилось, то главные управляющие королевским хозяйством - министериалы - стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически возглавили государственное управление и суд.

Наиболее важ­ными министериалами были следующие:

» палатный мэр, или майордом, -главный управитель королевского двор­ца, а затем глава королевской администрации. Династия Каролингов обладатели этой долж­ности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон;

» дворцовый граф, или пфальцграф, -сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции (руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил дворцовый суд;

» тезаурарий -государственный казначей, руководивший учетом мате­риальных ценностей, поступавших в распоряжение короля;

» маршал - начальник конного войска;

» архикапеллан -духовный наставник короля, старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета.

Система местного самоуправления свободных франков постепенно заменялась системой назначаемых должностных лиц – уполномоченных короля.

Главной территориальной единицей страны стал сельский округ (паги), включавший несколько сотен. В состав сотни входили общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: на­родные собрания сотен под председательством выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы. Управление округом возглавлял граф, имевший в своем распоряжении военный отряд и командовавший ополчением паги. При правлении Меровингов выборных лиц заменяют назначаемые лица - центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графу и осуществляли его власть в пределах сотни.

На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими вручалось герцогам, которые были командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ.

 

Высшую судебную власть осуществлял монарх совместно с представителямизнати. Наиболее опасные правонарушения находились в компетенции королевского совета.

Основными судебными учреждениями страны были местные суды - "суды сотни". Народное собрание сотни - мальберг -выбирало из своей среды судей - рахинбургов, как правило, состоятельных, пользующихся уважением людей. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. На су­дебном заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни.

При Каролингах общие судебные собрания были заменены коллегия­ми присяжных, назначавшихся сверху: посланцы короля - миссии – получили право вместо рахинбургов назначать членов суда - скабинов. Обя­занность свободных людей присутствовать на суде была отменена. Со временем судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Из подчинения графам и маркграфам изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом. Вотчинники-иммунисты (сеньоры, а также высшие иерархи церкви) обладали полной властью в обла­сти суда над крестьянами, жившими на их землях.

В ходе феодализации изменилась структура войска. Общефранкские во­енные сборы народного ополчения свободных крестьян-франков были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального рыцарс­кого ополчения. Было также ограничено участие в ополчении рядовых, свободных людей.

Реформа Карла Мартелла привела к формированию большого, хорошо вооруженного конного рыцарского войска, состоявшего из держателей бенефиций, которые помогали и в борьбе с народными восстаниями.

 

Вопрос 26



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.079 с.)