Социальная структура Древней Индии: Варны и касты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура Древней Индии: Варны и касты.



Одна из самых древних цивилизаций сложилась более 4000 лет назад в долине Инда. Столицами государственных образований уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо—Даро. Крупные города, центры ремесленного производства и торговли, где происходило разложение первобытно—общинного строя, началось социальное расслоение населения.

К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен.

Период развития Древней Индии с середины I тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период характеризуется образованием классового общества и государства, усилением общественного неравенства.

Руководство племенем осуществлял военный вождь – раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной. Органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.

Разложение первобытно—общинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привели к появлению сословий – варн. Все свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

Индийское общество четко разделено на варны или касты.

1) брахманы – члены жреческих родов;

2 ) кшатрии – военная аристократия;

3) вайшии – свободные полноправные общинники;

3) шудры – низшая варна, неравноправные члены общества.

По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

Образ жизни каждой варны регламентировался в специальных законах – дхармах. Изначально принадлежность к той или иной варне определялась по способностям. Учитель-брахман изучал поведение ребенка, просматривал его прошлые рождения. Затем дети подразделялись на варны и продолжали уже особое для каждой касты обучение.
В дальнейшем было закреплено наследственное разделение на касты, что не всегда соответствовало действительности. Ведь варна человека зависит прежде всего от его духовного развития, от того, какой отрезок эволюции пройден в предыдущих воплощениях. В большой степени об этом можно судить по тому, к чему стремиться человек.
Главное устремление на стадии шудры - кама. Это удовольствия, приятные переживания, доставляемые органами чувств.
Для вайшью основной жизненный стимул - артха, или стремление к богатству, к собственности, к накопительству. Ради этого вайшью могут жертвовать чувственными удовольствиями.
Для кшатрия главное - дхарма, выполнение долга. При этом у царей существуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов - другие.

Каждый кшатрий добивается могущества, процветания, более того, им это предписывает закон: "плох тот солдат, который не стремится стать генералом". Но при этом поступки кшатрия определяются соблюдаемой Дхармой.
Наконец, смысл жизни брахманов - мокша, или освобождение. Каждая последующая ступень включает в себя весь опыт, накопленный ранее, поэтому кшатрию, например, не сложно овладевать ремеслами (стадия вайшью).
 В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайши занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

 С течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты).

Этому способствовали:

1) строгая эндогамность – заключение браков между представителями одной варны;

2) профессия, которая определялась по наследству;

3) поклонение одним богам.

 

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Не допускалось вступление в брак с представителями другой варны, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его социального положения в обществе: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. С превращением свободных общинников в зависимых крестьян вайши стали по значению приближаться к шудрам.

Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общине объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины. Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, так как именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение.

В отличие от Греции и Рима, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.

Вопрос 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.005 с.)