Типы знаний о психологии творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы знаний о психологии творчества



Я. А. Пономарев выделял три типа знаний о психологии творчества, которые возникли, исходя из его положений об этапах развития гносеологического механизма психологического познания:

· первый тип знаний: созерцательно-объяснительный (синкретический);

· второй тип знаний: эмпирический (многоаспектный);

· третий тип знаний: действенно-преобразующий (системный).[6]

Созерцательно-объяснительный тип знаний характеризуется тем, что при продуцировании знаний данного типа исследователь не вмешивается намеренно в ход изучаемых событий, он фиксирует и описывает их. В психологии творчества созерцательные знания вырастают из практики, житейского опыта, литературных произведений и т. п., они систематизируют все то, что доступно каждому члену общества. Эмпирический тип знаний отличается от первого типа знаний, прежде всего, опытным подходом, который отвечает той или иной практической потребности. На этом уровне происходит анализ различных сторон изучаемых явлений, выделяются множество критериев, по которым строится анализ. Действенно-преобразующий тип знаний необходим для упорядочивания и систематизации эмпирической многоаспектности. В основе данного типа знания лежит принцип взаимодействия, который опирается на структурно-уровневую теорию.[6]

«Проверенная мною корректность экстраполяции положений об этапах развития психологического механизма индивидуального познания на область общественного познания, а также успешно построенное на этой основе представление о гносеологическом механизме психологии творчества окончательно убедили меня в особой значимости моего открытия (выявление подобия форм ступеней решения творческой задачи формам этапов онтогенеза способности действовать в уме)».[6]

На основе принципиальной схемы общего закона ЭУС и представлений о трех типах знаний о психологии творчества, Я. А. Пономарев занимался изучением и разработкой проблем истории психологии творчества.

Изучение природы творчества

Творчество, как пишет Я. А. Пономарев, — чрезвычайно многообразное понятие[7] В своих исследованиях природы творчества Я. А. Пономарев выделяет три подхода, отмечая, что каждый из них в ходе своего развития сталкивается с рядом трудностей. При первом подходе творчество рассматривается как деятельность человека, созидающего новые ценности, имеющие общественную значимость. При втором подходе творчество связывается с деятельностью человека, направленной на самовыражение, самоактуализацию личности. Согласно третьему подходу творчество рассматривается как процесс решения задач. Анализ содержания основ психологии творчества (природы психического и природы творчества) приводит к следующим положениям.[6]

«Творчество предстает как единство взаимодействия и развития — как развивающее взаимодействие; накладываясь в этом понимании на принципиальную схему закона ЭУС, оно обнаруживает себя как генеральный механизм движения. Данное понимание творчества имеет предельный логический объём — оно распространяется на все формы движения».[6]

Исходя из концепции Я. А. Пономарева, потенциальным предметом психологии творчества может быть система взаимодействия субъекта с субъектом (объектом)[6].

Основные типы

Какие виды творчества существуют в современном мире? Существует несколько классификаций. По одной из них, есть всего два основных вида творческой деятельности: практическая и духовная. Хотя данное разделение является достаточно условным.

Практическая творческая деятельность конкретная и прозаичная. Она помогает воплотить идею в реальность. И здесь, разумеется, не обойтись без определенных практических навыков и умений. Духовное творчество более глубокое и интересное для ученых, ведь оно с трудом поддается изучению. Этот вид творческой деятельности проходит исключительно в сознании человека. Причем сам творец не всегда контролирует этот процесс.

Существует и более развернутая классификация творческой деятельности. Согласно с ней, выделяются следующие типы творчества:

· Художественное (сюда относится изобразительное искусство – скульптура, графика, живопись и т. п.).

· Музыкальное и визуальное (эстрада, хореография, цирковое искусство, кинематограф).

· Литературное (проза, поэзия, устное народное творчество).

· Прикладное (архитектура, народные промыслы и прочее).

· Научно-техническое.

· Социальное.

· Педагогическое.

· Спортивно-игровое.

· Политическое.

Отдельно стоит сказать о научном творчестве. Ведь именно оно по большому счету является локомотивом научно-технического прогресса и позволяет науке как таковой покорять все новые и новые вершины. Без творчества и креатива не обойтись ни одному ученому, будь то физик, педагог, географ или математик.

Каким может быть творческий путь конкретного человека? И каким образом можно мотивировать его на творчество? Об этом пойдет речь далее.

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать и как процесс взаимодействия личности с окружающей действительностью. Так, С. Л. Рубинштейн говорил следующее: «Производя изменения во внешнем мире, человек меняется сам». Советский психолог Борис Ананьев и вовсе считал, что творчество есть процесс объективизации внутреннего мира конкретного индивидуума. Еще дальше в этом вопросе пошел известный русский философ Николай Бердяев, заявив, что «личность – это творческий акт».

Выдающийся американский психолог и экономист А. Маслоу рассматривал творчество как инструмент самовыражения человека. При этом он настаивал на том, что способности к творческой деятельности являются врожденными, а не приобретенными. Подобные взгляды были и у Г. С. Альтшуллера. Он считал, что творческие способности есть у каждого человека, но чтобы их реализовать, необходимы определенные условия.

История

Античность

Платон и Аристотель (изображены наоборот), XV в.
Для античных философов творчество выступало в двух формах: как божественное — акт рождения космоса и как человеческое — искусство, ремесло. Аристотель отрицал божественный акт творения, утверждая, что творчество есть создание нового и уникального. Платон говорил, что способность творить подчинена созерцанию[5].

XIX—XX вв

Психология творчества появилась на рубеже 19—20 столетий, не являясь ещё отдельной сферой знания, она рассматривала определённую сторону творчества. Источниками данных были биографии, автобиографии, литературные произведения. Ученые обобщали полученный материал и выделяли виды способностей к творчеству, качества творческой личности, фазы творческого процесса, описывали природу творчества. Развитие экспериментальной психологии повлияло на способы исследования психологии творчества. Стали использоваться активные методы получения исходных данных. Психологи использовали такие методы как анкетирование, интервьюирование, проводили экспериментальные исследования. Таким образом, творчество изучалось с разных сторон. Психология творчества превратилась в конгломерат знаний, она включала в себя психологические, философские, эстетические, технические и другие идеи.[6]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.005 с.)