Теория творчества гештальтпсихологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория творчества гештальтпсихологии



С позиций гештальтпсихологии творчество — это «замыкание» в процессе мышления в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению.[7] Представитель гештальпсихологии М. Вертгеймер занимался изучением творческого мышления. На основе разработанного метода «рассуждения вслух» в диалоге с экспериментатором он изучал стадии мышления. В контексте исследований гештальтпсихологии были введены в научный оборот следующие плодотворные понятия: «проблемная ситуация», «инсайт», «продуктивное мышление», «центрированная структура», «перецентрирование»[11]. М. Вертгеймер в беседах с А. Эйнштейном исследовал и интерпретировал роль ассоциаций в творческом мышлении физика, используя описание его теории относительности. Соотнести творческий процесс с творческим продуктом не удалось. По его мнению, творческая активность субъекта скрыта за возникновением новых идей не только в физике, но и в психологии.[12]

Когнитивная теория творчества

Дж. Келли рассматривал творчество как альтернативу банальному. Он разработал теорию творчества и творческой личности, описав впервые альтернативное гипотетическое мышление. По мнению Дж. Келли, жизнь — это творческий исследовательский процесс[7]. Согласно его позиции личность — это уникальная система конструктов, которую она использует для интерпретации жизненного опыта, созидания собственной модели мира[11].

Гуманистическая теория

А. Маслоу рассматривал творчество как универсальную функцию человека, которая помогает ему в самовыражении. По его мнению, способность к творчеству является врожденной и не требует специальных талантов. К. Роджерс рассматривал творчество как универсальное явление, он считал, что сама жизнь и восприятие мира есть творческий акт.[7] Он определял творчество как создание нового продукта с помощью действий[8].

Теория развития творческой личности

Автором теории является Г. С. Альтшуллер. Он полагал, что способность к творчеству не талант, а природа человека. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности. Творческие способности есть у каждого человека, для того, чтобы они открылись необходимы условия для их реализации. Главное — создать мотивацию на творчество и овладеть технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование.[7]

Творчество как процесс

Вот как отзывался о «творческом озарении» немецкий врач и физиолог Герман Гельмгольц еще в XIX веке:

«Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она – не знаешь сам».

Именно по такой схеме рождались научные идеи и открытия в голове ученого.

    

Творчество – это, прежде всего, мыслительный процесс, в результате которого те или иные идеи человека реализуются во внешнем мире. Можно выделить пять характерных особенностей любого творческого процесса:

1. Созидательность. Любое творчество (за редкими исключениями) нацелено на создание нового, полезного и общественно значимого продукта.

2. Спонтанность, оригинальность, нестандартность мышления.

3. Тесная связь с подсознанием.

4. Четко выраженная субъективность процесса, которая доставляет творцу чувство морального и духовного удовлетворения.

5. Социальная ориентированность процесса. Любое творчество нуждается в оценке общества, причем эта оценка может быть как положительной, так и негативной.

Здесь стоит упомянуть о еще одном важном понятии – творческом пути. Под ним подразумевается самостоятельная практическая деятельность человека (художника, поэта, писателя, музыканта и т. д.) по созданию своих материальных или нематериальных ценностей (произведений). В более узком понимании творческий путь – это процесс постепенного раскрытия творческого потенциала того или иного деятеля искусства, состоящий, как правило, из нескольких этапов.

Психология творчества

Психология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Психология творчества (англ. psychology of creative activity) — раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

П. т. — один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального, строго говоря, вся жизнь есть творчество, т. к. нельзя дважды войти в одну и ту же реку, дважды одинаково выполнить самое простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Упражнение есть повторение без повторения (Н. А. Бернштейн). Каждый миг человеческой жизни не только неповторим, но есть и новое нач. (Т. Элиот). Не слишком облетает и принятие общезначимых, социокультурных критериев новизны и оригинальности продуктов человеческой деятельности. На произведениях нет «говорящих следов» (выражение Н. Н. Волкова) творческого процесса. От «говорения» авторов произведений, при всей их привлекательности, тоже немного пользы. Оно отрывочно, недостоверно или содержит удивление, признание наличия тайны, скрытой от них самих.

Прислушаемся к ученому: «Когда приходят туда, где находится первоначальный исток идеи или решения, оказываются вдруг как бы у границ неизвестного нам мира, из которого вырываются лишь редкие и беспорядочные лучи, тогда как сам он остается скрытым в непроницаемой мгле. Однако эти первые пружины, эти внутренние силы образуют внутреннюю сущность индивида и дают первоначальное движение всему; именно в них находится то, что более всего облагораживает человека — величие души, добродетель и героизм — и из них-то проистекает всякое великое действие и всякая великая мысль» (В. Ф. Гумбольдт). Наличие у творца перечисленных свойств не помогает приоткрыть тайну рождения произведения.

Прислушаемся к поэту: «Качество поэзии определяется быстротой и решимостью, с которой она внедряет свои исполнительские замыслы-приказы в безорудийную, словесную, чисто количественную природу словообразования. Надо перебежать через всю ширину реки, загроможденной подвижными и разноустремленными китайскими джонками, — так создается смысл поэтической речи. Его, как маршрут, нельзя восстановить при помощи опроса лодочников: они не расскажут, как и почему мы перепрыгивали с джонки на джонку» (О. Мандельштам). Не расскажет о маршруте движения живого движения смысла и поэт.

Происходящее в творческом акте порождение произведения (изведение из себя) напоминает духовный и интеллектуальный тигель, в котором смешиваются, переплавляются внутренние формы слова, образа, действия. В нем «внутренний огонь, пламенея то больше, то меньше, то ярче, то приглушенней, то живее, то медленней, обычно переливается в выражение каждой мысли и каждой рвущейся вовне череды восприятий» (Гумбольдт). Или череды образов. Напр., скульптор «не успокаивается, пока полностью и в совершенстве не отвоюет мысль своего воображения у грубого камня» (Гумбольдт).

Загадка и тайна состоит в том, как переплавляющиеся в тигле гетерогенные формы («сор, из которого растут стихи») в результате дают на выходе «чистые культуры», порождают стиль: стиль слова, живописи, скульптуры, музыки, танца, мышления. Стиль глубоко индивидуальный, «прозрачный» или «темный», который ни с каким др. нельзя спутать.

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Этапы творческого пути

Разные исследователи предлагают свои градации стадий творческого процесса. Мы рассмотрим лишь три из них.

Советский психолог Яков Александрович Пономарев выделяет четыре последовательных этапа творческого пути:

1. Подготовка (сознательная работа) – создает предпосылки для озарения и «зачатия» идеи.

2. Созревание (бессознательная работа) – продвижение идеи в нужном направлении.

3. Вдохновение (переход от бессознательной работы к сознательной деятельности) – «рождение» идеи, и ее поступление в сферу сознания.

4. Развитие (сознательная работа) – окончательное оформление идеи и ее верификация.

Русский популяризатор науки Петр Энгельмейер рассматривал творческий процесс с точки зрения работы ученого-изобретателя и выделял всего три стадии такой деятельности. Это:

· Рождение замысла (гипотезы изобретения).

· Разработка схемы или плана.

· Конструктивная реализация задуманного (не требует особого творчества).

П. К. Энгельмейер при этом говорил так:

«В первом акте изобретение предполагается, во втором – доказывается, в третьем – осуществляется. Первый акт определяет его телеологически, второй – логически, третий – фактически».

Еще один советский психолог П. М. Якобсон определил семь стадий творческого процесса. Вот они:

· Интеллектуальная готовность к акту творчества.

· Определение проблемы.

· Зарождение идеи и формулировка задач.

· Поиск решений этих задач.

· Получение принципа изобретения (открытия).

· Превращение принципа в схему.

· Техническое оформление изобретения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.015 с.)