Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномен неоднородности результата действияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В студенческие годы Я. А. Пономарев сделал первое открытие, изучив влияние подсказки на решение задач («Четыре точки»), он обнаружил феномен неоднородности результата действия человека. Согласно мнению ученого, основой творческого процесса является интуитивный механизм, который определяется двойственностью результата деятельности. Одна часть результата деятельности соответствует сознательно поставленной цели и называется прямым продуктом, а другая, полученная помимо сознательного намерения, — побочным. Неосознаваемый, побочный продукт деятельности может приводить к неосознанному решению, которое называется интуитивным. Особенностями этого решения являются наличие чувственного образа, целостность и неосознанность способа получения[8]. Факт неоднородности результата действия человека, то есть наличие в нём осознаваемого (связанного с работой логики) и неосознаваемого (связанного с работой интуиции) продуктов деятельности, позволяет говорить о роли взаимодействия логического и интуитивного опыта в едином процессе творческого мышления. Этот факт натолкнул Я. А. Пономарева на разработку представлений о логическом механизме взаимоотношения взаимодействия и развития[15]. Я. А. Пономарев проводит различие между логическим и интуитивным опытом. На основе проведенных экспериментов учёный сделал следующие выводы: · есть определённый пласт человеческого опыта, который недоступен для произвольного запроса со стороны субъекта, однако он реально существует, в чём можно убедиться, если найти к нему адекватный ключ; · ключ к интуитивному опыту находится на уровне действия, то есть человек может проявить свою интуицию, попытавшись проделать какое-либо действие. Тогда интуитивный опыт может проявиться, ведя за собой субъекта, направляя его руку; · формирование логического и интуитивного опыта происходит в действии. То, что относится к цели действия, образует сознательный, логический опыт. Интуитивный же опыт формируется помимо сознательной цели действия[16]. Исследования внутреннего плана действий На протяжении многих лет Я. А. Пономарев занимался исследованием умственного развития детей. В основу разработанной им теории умственного развития была положена идея, согласно которой сущность мышления заключается в создании умственных моделей и действия с ними. Успешность выполнения таких действий, по мнению Я. А. Пономарева, зависит от уровня развития внутреннего плана действий. Позднее использовался термин «способность действовать в уме». По мнению ученого, эта способность является центральным звеном психологического механизма творчества и поведения человека в целом[15]. «Внутренний план действий, или способность действовать в уме, — несомненно, ключевое условие развития специфических для человека умственных способностей..»[6] Стадии творческого процесса Согласно Я. А. Понамареву, в истории психологии творчества исследуется классическая проблема фаз творческого процесса, их классификации и интерпретации. После работы над книгой «Психология творческого мышления», Я. А. Пономарев «снова встретился с проблемой ступеней (фаз, стадий) творческого процесса».[6] В своих работах учёный исследовал и анализировал труды Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса. Классификации, предлагаемые разными авторами, отличаются друг от друга, но в своем общем виде они имеют примерно следующее содержание: · первый этап (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, усилия, сбор и обработка информации, относящейся к решаемой проблеме в области сознание, наработка знаний, умений по проблеме и их сохранение в памяти, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи, обеспечивающее инициацию процессов решения проблемы в бессознательном; · второй этап (бессознательная работа) — созревание — работа над проблемой бессознательных, интуитивных процессов, инкубация направляющей идеи; · третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение, инсайт — прорыв результата бессознательной работы в сферу сознания идеи, принципа изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде; · четвёртый этап (сознательная работа) — развитие идеи, её окончательная доработка, оформление и проверка[17]. Первая классификация стадий творческого процесса характерна для наиболее раннего периода психологии творчества. В более позднем периоде характеристики чувственных оттенков, упоминания о бессознательной работе встречаются реже. Классификация приобретает следующий вид: · осознание проблемы (возникновение проблемы, понимание наличных фактов, постановка вопроса); · разрешение проблемы (выработка гипотезы, развитие решения, вскрытие принципа, выработка суждения, фиксирующего решение); · проверка решения.[6] По мнению Я. А. Пономарева, первый тип классификации более психологичен. В свою очередь, второй тип классификации появился как следствие отказа от поисков механизмов бессознательной работы, а также отказа признания её как факта. Закон ЭУС Проведение цикла экспериментальных исследований творческого мышления взрослого человека и умственного развития ребёнка и сопоставление полученных результатов привело Я. А. Пономарева к открытию сначала принципа, а затем универсального закона ЭУС («этапы-уровни-ступени»). Согласно этому закону этапы онтогенетического развития психологического механизма мышления превращаются в структурные уровни организации этого механизма и выступают затем в виде функциональных ступеней решения творческих задач или любых проблем в новых для человека ситуациях. Разработанная Я. А. Пономаревым структурно-уровневая концепция позволяет сравнивать строение явлений, объектов и их эволюционный прогресс. Принцип ЭУС, первоначально относящийся к творческому мышлению и творчеству, превратился в универсальный закон ЭУС, означающий «двухполюсность» мира и заключающийся в единстве и борьбе противоположностей. Такие психологические феномены как логика и интуиция, рациональное и эмоциональное, осознаваемые и несознаваемые продукты деятельности, внешний и внутренний план деятельности закономерно, вписаны в данную систему[15].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.006 с.) |