Перспективы развития российского театра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития российского театра



Театр как один из видов исполнительских искусств занимает высокое положение в жизни российского общества и достойно представляет нашу страну в мире. За прошедшие 20 лет театральное дело претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества в нашей стране. Развитие независимых театральных объединений и инициатив, многообразие форм организации театрального дела и иные элементы инфраструктуры художественного рынка стали неотъемлемой частью российского театра на современном этапе [1].

Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы не потерять в ходе перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства и не допустить отставания театрального дела от общего развития. Необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности. В таком контексте особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.

Существование и развитие искусства в любом государстве, претендующем на ведущие позиции в современном мире, определяет необходимость включения его в общемировой контекст. Исходя из этого, определяются 3 направления развития театрального дела в России. Во-первых, следует использовать, по возможности, все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо сохранять собственные традиции и достижения российского театра. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности российских театров и театральных учебных заведений в международном пространстве.

В обстоятельствах открытого мира без культурных барьеров государство должно занимать протекционистскую позицию в отношении театра. Объектом государственной защиты должна в первую очередь стать традиционная российская модель репертуарного театра в различных формах его существования как в государственном, так и в частном секторе [15].

В период с 2011 по 2020 год в России действовала Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года №1019-р. [16]

 Целью данной Концепции является определение путей и способов сохранения достижений отечественного сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012 - 2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере.

В настоящее время одобрен проект Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации) [17].

В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:

-создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;

-расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства российского театрального пространства;

-поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики.

Для решения этих задач предусматривается:

-сохранение сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;

-государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, увеличение их доли в российском театральном деле;

-кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;

-поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;

- совершенствование нормативно-правовой базы.

Отечественный театр сформировал особый институт - профессиональные театры для детей и подростков. Созданные в 20-х годах многочисленные театры юного зрителя (ТЮЗы), а позже и музыкальные театры для детей стали первым и уникальным мировым опытом, вскоре распространившимся на многие другие страны. Театры юного зрителя, призванные органично соединить профессиональное искусство и педагогику, прошли длинный и во многом яркий путь, но сегодня их дальнейшая судьба требует особого внимания.

Будущее российского театрального дела требует радикального расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу систематически решают свыше 100 театров кукол. Но они ориентированы главным образом на дошкольный и младший школьный возраст. Дети в возрасте от 10 до 16 лет получают весьма ограниченное театральное предложение. В настоящее время театров юного зрителя нет в половине субъектов Российской Федерации. Сеть детских театров должна быть расширена [15].

Посещаемость театра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству. Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм пропаганды театрального искусства. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории должны занять весомое место в деятельности государственных и муниципальных органов управления культурой.

Таким образом, в нашей стране заложен фундамент развития театрального искусства, способный дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему духовным запросам россиян.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Театр –один из самых доступных видов искусства, помогающий решит многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Таким образом, история зарождения театра берет свои корни в с формирования родового общества, второй этап характеризуется развитием тремя разновидностями театра: придворным, народным и религиозным (церковный). Театр развивается при правлении Петра Первого, создается так называемый школьный театр, целью которого явилось церковно-богословское образование.

Второй этап длится до XVII в. И завершается созданием постоянного профессионального театра в середине XVIII в. При Елизавете Петровне появляется первый профессиональный театр в Ярославле, построенный купцом Ф. Г. Волковым.

При Екатерине II учреждается самостоятельная Дирекция всех придворных императорских театров, приглашаются иностранные театральные труппы.

Во второй половине XVIII в по 40-е годы XIX в появляются домашние крепостные театры (графа А.Р. Воронцова (1741-1805), князя Н.Б. Юсупова (1750-1831), графа Н.П. Шереметева (1751 -1809).

В XIX веке появляются провинциальные театры и театральные кружки, строятся новые театры в Москве и Санкт-Петербурге, появляются выдающиеся актеры и режиссеры.

В период конца XIX – начала XX века появляется профессия режиссера, в задачи которого входят: это набор труппы, выбор репертуара, актеров определенного плана, размещение в подходящих зданиях, организация репетиций, воспитание коллектива.

Театральная школа К. Станиславского и В. Немировича-Данченко обозначила основополагающие идеи существования нового театра МХТ. Ими обсуждались вопросы: сценической этики, технической стороны дела, организации процесса, репертуара, построения взаимоотношений в коллективе и между двумя руководителями. Система помогает режиссерам верно формулировать и объяснять актерам их задачи, учит актеров способам самовыражения на сцене, которые позволяют добиться полного растворения актера в образе. Впервые на русской сцене были утверждены и реализованы принципы режиссерского театра: единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля, целостность актерского ансамбля, психологическая обусловленность мизансцен. К.С. Станиславский добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания.

Новый театр режиссера В.С.Мейерхольда стал воплощением идеи условного драматического искусства. В его театре-балагане нет литературного источника. По драматургическому замыслу, актер становится центром импровизационного действия. В основе действия лежит сценарий – череда драматических ситуаций, но не с конкретными героями, а с образами-масками без индивидуальных черт, где сценическое пространство и предметный мир условны. Исполнители должны были изучить технику прошлых эпох, чтобы использовать в игре приемы гротеска и балагана.

Для мировой сцены период конца XIX - начала XX века явил миру пять великих режиссеров, каждый из которых оставил свой неповторимый след в искусстве. М. Чехов так охарактеризовал их: Константин Станиславский – с преданностью правде внутренней жизни, Владимир Немирович - Данченко - с точностью мышления, ощущением структуры и целостности, Всеволод Мейерхольд - с демоническим воображением видеть во всем зло, Евгений Вахтангов - с насыщенной театральностью, Александр Таиров - со стремлением к красоте. Эти режиссеры расширили границы драматического искусства, указали на возможность выбора в творческом методе создания спектакля, убедили, что на сцене все допустимо и все возможно. А сами остались в отечественной театральной истории как великие мастера русского режиссерского театра, став родоначальниками многих и многих последующих направлений и школ.

В советском театральном искусстве с середины века открываются новые театры, появляются талантливые режиссеры и новые направления в театральном искусстве, создаются театры юного зрителя и театры кукол. В постсоветский период театр переживает новый подъем. Активно проходят театральные спектакли во всех регионах нашей страны. 2019 год стал Годом театра, что дало импульс для государственного внимания к поддержке отечественных театров, поиска новых возможностей для развития театрального искусства в нашей стране.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальность театра в наши дни: электронный ресурс // http://www.1lady.net/view/16361/6

2. Актуальность театра в современном мире: электронный ресурс // https://kayrosblog.ru/aktualnost-teatra-v-sovremennom-mire

3. Алянский, Ю. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л., 1986. – 143 с.: ил.

4. Асеев, Б. Н. История русского драматического театра первой половины XIX века / Б. Н. Рыбаков. - М., 2016. – 194 с.

5. Божерянов, И.Н. Иллюстрированная история русского театра XIX века. В 2 т. Т. 1, вып. 2 / Иван Божерянов. – М., 2000. - 153 c..

6. Божерянов, И.Н. Иллюстрированная история русского театра XIX века. Том 2. Выпуск 4 / И.Н. Божерянов. - М., 2015. - 479 c.

7. Бурт, В. От Малого до Художественного / В. Бурт // Свой: журнал для просвещенного консерватора от Никиты Михалкова. – 2018. - №12. –С. 22-25.

8. Воловик, А. Театр – любовь моя / А. Воловик // Честь Отечества. – 2019. - №11/12. – С. 40-44.

9. Главные театральные режиссеры современности: электронный ресурс // https://zen.yandex.ru/media/teatr_raz_v_nedelu/razbiraemsia-kto-seichas-glavnye-teatralnye-rejissery-chast-1-60548a6802cae334c85295f0

10. История русского искусства / ред. И.Э. Грабарь. - М., 2020. - 350 c.

11. Дризен, Н.В. История России. Театральная старина. Страницы истории русского театра / Н.В. Дризен. - М., 2016. - 940 c.

12. Евреинов Н. Н. Театр как таковой/ Н. Н. Евреинов // Литература. - М., 2010. - № 21. – С.72.

13. История российского театра: электронный ресурс // http://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-23-03/2016-06-28-07-26-52/2-uncategorised/2449-2018-12-08-13-00-36

14. История театра в России: электронный ресурс // Источник: https://school1208.ru/raznoe/ istoriya-teatra-poyavlenie-i-razvitie-teatral-nogo-iskusstva-zanimatel-nye-fakty.html

15. Калягин А. А. В стремлении к высшей красоте искусства / А. А. Калягин // Честь Отечества. – 2019. - №3-4. – С. 38-41.

16. Концепция долгосрочного развития театрального дела в России (с 2012 по 2020 гг.) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года №1019-р.: электронный ресурс // https://rg.ru/2011/06/21/teatr-site-dok.html

17. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года: Проект (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации): электронный ресурс // http://stdrf.ru/media/cms_page_media/216/koncepcia.pdf

18. Коробова, А. Царь – миротворец / А. Коробова // Родина. – 2015. - №2. – С. 139-144.

19. Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX веков/ А. Ф. Некрылова. - Спб, 2004. – 225 с.

20. Рыбаков, Ю. С. Эпохи и люди русской сцены. 1823 - 1917 гг. / Ю.С. Рыбаков. - М., 2009. – 218 с.

21. Федоренко, Е. Музыкальный их связал: [Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко] / Е. Федоренко // Свой: журнал для просвещенного консерватора от Никиты Михалкова. – 2019. - №2-3-. – С. 36-41.

22. Федорова, В. Ф. Русский театр XIX века/ В. Ф. Федорова. – М., 1983. – 159 с.: ил. – (Народный университет).

23. Хайченко, Г. А. Страницы истории советского театра / Г. А. Хайченко. – М., 1983. – 272 с.: ил.

 

 

Приложение

 

К. Станиславский с группой МХТ (Новаторы театральной эпохи в России. Их успехи и трагедии) https://zen.yandex.ru/media/id/5efb1d8336c07611cde51cbf/novatory-teatralnoi-epohi-v-rossii-ih-uspehi-i-tragedii-601479687fd0a5390f1339c9)

 

Е. Вахтангов

 

А. Я Таиров

 

Вс. Мейерхоль

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.03 с.)