Преподаватель Локтионова Н.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель Локтионова Н.В.



Преподаватель Локтионова Н.В.

Практическое занятие № 5

Тема: «Скелет головы»

І. Мотивация изучения темы.

Голова только частично относится к двигательному аппарату. Скелет прежде всего служит вместилищем наиболее развитой части нервной системы – головного мозга и связанных с последними органов чувств. Кроме того он окружает начальную часть пищеварительного и дыхательного трактов, открывающихся наружу. Знания костей черепа необходимы для лучшего усвоения материала при изучении заболеваний ЛОР-органов, нервной системы.

ІІ. Цели занятия.

      Учебные.

       Знать:

- отделы черепа и кости их образующие.

- соединения костей черепа,

- череп в целом: крыша и основание черепа; черепные ямки,

- стенки глазницы,

- воздухоносные кости черепа,

- полость носа, полость рта, половые различия черепа.

          

       Уметь:

- применить латинскую терминологию,

- показать на скелете кости черепа и их соединения,

- охарактеризовать височно-нижнечелюстной сустав,

- показать придаточные пазухи носовой полости на рентгенограмме,

- пальпировать на человеке и находить на скелете надбровные дуги, лобные и теменные бугры, височную ямку, отростки верхней и нижней челюсти, угол нижней челюсти, подбородочный выступ, височно-нижнечелюстной сустав.

 

       Воспитательные:  

- раскрыть этические и деонтологические моменты при работе с больными с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- воспитывать у студентов чуткое отношение к больным, умение общаться с ними и их родственниками;

- содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;

- формировать у студентов чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента.

Развивающие:

· сформировать у студентов понимание преемственности анатомии и клинических дисциплин;

· развивать клиническое мышление и память у студентов.

 

Способствовать формированию соответствующих ОК и ПК.   

 

Для специальности «Сестринское дело»

ОК 1 – 5, 11, ПК 1.1 - 1.2, 2.4 - 2.5, 2,8, 3.1

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать

типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,

оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные

технологии в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по

отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению

здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры,

оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-

диагностического процесса.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных

состояниях и травмах.

ІІІ. Интеграционные связи.

 

Дисциплины Знать
Межпредметная интеграция   Основы латинского языка с медицинской терминологией.       Латинскую терминологию.
Здоровый человек и его окружение. Тема: Анатомо-физиологические особенности детского организма. Тема: Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста.     Возрастные особенности черепа
Сестринский уход при заболеваниях в хирургии. Тема: Сестринская помощь при механических повреждениях. Основы реаниматологии. Тема: Неотложная помощь и тактика медсестры при закрытых механических поврежден   Строение черепа и отдельных костей.
   
Внутрипредметная интеграция Тема: Ткани.     Особенности строения и функции костной ткани.

І V. Оснащение:

Учебные таблицы, анатомический атлас, кости черепа, череп, муляжи схемы, рисунки.

V. Основные этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент 2 мин.
2 Проверка исходного уровня знаний 20 мин.
3 Практическая часть 40 мин.
4 Итоговый контроль 15 мин.
5 Подведение итогов занятия. 2 мин.
4 Задание на дом 1 мин.

VI. Список литературы:

Основная литература:

1. Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.

2. Гайворонский. И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009

3. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А. Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.

 

4. С.А.Крыжановский. Фармакология. В двух томах. – Москва,    издательский центр «Академия», 2007, 352 с.

 

 

     Дополнительная литература:

1. Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник / В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.

 

2. И.В.Нековаль, Т.В.Казанюк Фармакология – Киев, ВСВ «Медицина», 2010, 520 с.

3. С.М.Дрововоз, В.В.Страшный Фармакология. – Харьков: Издат. Центр ХАИ, 2002

Фронтальный опрос.

Вопросы.

1. Каково латинское название черепа?

2. Какие функции выполняет череп?

3. Как отделы различают в черепе?

4. Какие кости относят к мозговому отделу?

5. Какие кости относят к лицевому черепу?

6. Какие кости мозгового отдела черепа являются воздухоносными?

7. Какие еще части различают в черепе в целом?

8. Какие кости образуют свод черепа?

 

Немые рисунки ( сделать обозначения)

Вариант № 1. (для нечетных номеров по списку)

 

Вариант № 2. (для четных номеров по списку)

 

Назовите кость (для обоих вариантов)

Задачи. (для обоих вариантов)

Задача № 1.

Это кость мозгового черепа, состоит из чешуи, базилярной части 2-х латеральных масс. О какой кости идет речь?

Задача № 2.

Это парная кость мозгового черепа, имеет 4 угла и 4 края. Что это за кость?

Задача № 3.

Это кость мозгового черепа, имеет отверстие для соединения спинного мозга с головным. Что это за кость?

 

Инструкция

Цели занятия.

      Учебные.

       Знать:

- отделы черепа и кости их образующие.

- соединения костей черепа,

- череп в целом: крыша и основание черепа; черепные ямки,

- стенки глазницы,

- воздухоносные кости черепа,

- полость носа, полость рта, половые различия черепа.

          

       Уметь:

- применить латинскую терминологию,

- показать на скелете кости черепа и их соединения,

- охарактеризовать височно-нижнечелюстной сустав,

- показать придаточные пазухи носовой полости на рентгенограмме,

- пальпировать на человеке и находить на скелете надбровные дуги, лобные и теменные бугры, височную ямку, отростки верхней и нижней челюсти, угол нижней челюсти, подбородочный выступ, височно-нижнечелюстной сустав.

План проведения занятия.

1. Проверка исходного уровня знаний.

2. Практическая часть (аудиторная самостоятельная работа студентов).

3. Заключительный этап:

- итоговый контроль

- подведение итогов занятия.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. По анатомическим атласам, таблицам, муляжам определите:

- кости мозгового черепа;

- кости лицевого черепа.

 

2. По атласу, таблицам, на костях черепа, муляжах вспомните строение каждой кости черепа.          

 

3. Назовите виды соединения костей черепа.

 

4. На человеке пропальпируйте

- надбровные дуги,

- лобные и теменные бугры,

- нижнечелюстные углы.

-

5. Составьте таблицу «Кости черепа».

 

Кости мозгового черепа Кости лицевого черепа.
1. 1.  

 

6. Составьте таблицу «Особенности черепа новорожденного и лиц пожилого возраста».

 

Особенности черепа новорожденного Особенности черепа  лиц пожилого возраста  
1. 1.  

 

5. Проанализируйте результаты работы.

  

Вариант № 2. (для четных номеров по списку)

Какая из костей парная?

А. Лобная

В. Решетчатая

С. Затылочная

Д. Нижняя челюсть

Е. Верхняя челюсть

 

Задачи.

Вариант № 1. (для нечетных номеров по списку)

Задача № 1.

Больной Д. поступил в лор - отделение больницы по поводу коррекции искривления носовой перегородки. Какие кости образуют перегородку носа?

Задача № 2.

Во время осмотра черепа отмечают его хрупкость, легкость, сглаженность бугров и гребней, человеку какого возраста принадлежит череп?

Вариант № 2. (для четных номеров по списку)

Задача № 3.

Какие осложнения, связанные с особенностями строения костей черепа, могут иметь место при воспалительных процессах в полости носа?

Задача № 4.

У пациента с травмой свода черепа отсутствуют наружные признаки перелома костей черепа, но имеются симптомы повреждения мозга.

Назовите особенность строения костей свода черепа, объясняющую появление указанных симптомов.

Срок сдачи задания 16.11. 21 до 16.00

Домашнее задание.

Тема «Скелет головы».

Гайворонский. И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009, с. 86-93, 123-127.

Самостоятельная внеаудиторная работа: составить таблицу «Мышцы головы и шеи».

 

Материалы для самоподготовки студентов

по теме: «Общие вопросы миологии. Мышцы головы и шеи.»

Задания Указания к заданиям
  1. Общие вопросы миологии.     2. Мышцы головы. Мимические мышцы.   3. Жевательные мышцы.   4. Мышцы шеи.   5. Топографические образования шеи.     Прочитайте текст учебника и конспект. Обратите внимание на строение мышцы как органа. Запомните классификацию мышц, их свойства. Разберите механизм мышечного сокращения. Запомните отличия гладких и поперечно-полосатых мышц.   Прочитайте текст учебника и конспект. Выучите особенности строения и функции мимических мышц. По анатомическому атласу изучите и запомните топографию мышц.   Прочитайте текст учебника и конспект. По анатомическому атласу изучите и запомните топографию жевательных мышц. Выучите их функции.   Прочитайте текст учебника и конспект. Ознакомьтесь с классификацией мышц шеи, составьте схему. По анатомическому атласу изучите и запомните топографию мышц. Выучите функции мышц шеи.   Прочитайте текст учебника и конспект. Ознакомьтесь с топографическими образованиями шеи, обратите внимание, на какие образования делятся передний и задний треугольники шеи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Преподаватель Локтионова Н.В.

Практическое занятие № 5

Тема: «Скелет головы»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.033 с.)