Акушерки Позднего Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акушерки Позднего Средневековья



 

В последующие века «матроны» никуда не делись, просто они теперь выполняли в основном вспомогательные функции. На миниатюре из итальянского манускрипта XIII века «Herbarius», изображающей роды, можно определить, кто какую роль в данном процессе играет. На родильном стуле (в Средние века рожали сидя или стоя) сидит богатая дама. Рядом с ней две «матроны» — родственницы или подруги, — которых можно определить по богатым нарядам и головным уборам. Судя по их позам, они занимаются моральной поддержкой роженицы и ждут появления на свет младенца. Две другие женщины, в обычных головных покрывалах — это акушерки. Одна придерживает роженицу, возможно, помогая ей сохранять нужное положение, а другая караулит внизу, когда начнет появляться ребенок, и возможно еще держит под влагалищем семя кориандра — считалось, что его запах стимулирует роды.

К XIV веку обязанности акушерок были уже достаточно широки. Они подготавливали женщин к родам, помогая им расслабиться при помощи массажа, ванн и ароматерапии. Контролировали сами роды — поддерживали роженицу, стимулировали схватки, поворачивали неправильно лежащий плод, делали эпизиотомию[26] и после родов зашивали разрывы и разрезы. Они же перерезали пуповину, извлекали плаценту, мыли и пеленали ребенка, а иногда осуществляли еще какое-то время и послеродовой присмотр и уход за роженицей.

 

Herbarius, Псевдо-Апулей, Итальянский манускрипт XIII в.

 

«Практика родовспоможения становилась все более профессиональной и “научной” в результате усилий, предпринятых городами для обеспечения хорошего акушерского обслуживания жителей, — пишет Клавдия Опитц. — Множество городских документов показывает, что и врачи, и повитухи нанимались общиной для охранения здоровья горожан… В некоторых больших городах повитухи нанимались городским советом и получали регулярную плату… Нюрнберг платил им 1 гульден в квартал в 1381 г., а Брюгге — 12 грошей в день из расчета 270 дней в году… Законы определили условия деятельности и квалификацию практикующих родовспоможение. К концу Средних веков фактически каждый город в Европе имел такой свод правил, не только предписывая повитухам должное обучение и ограничения, но и делая их агентами общественной нравственности требованием от них отчета обо всех незаконных родах и подозрениях на детоубийство».

К XV веку профессия акушерок стала настолько распространенной и востребованной, что, судя по документам, без них при родах обходились уже только совсем нищие женщины. Акушерку стало положено иметь и при каждой городской больнице, в том числе и для бедных.

И вот здесь мы сталкиваемся с очередной особенностью средневекового менталитета. Главной силой, поддерживающей акушерок и стимулирующей городские власти нанимать их на работу и вообще способствовать тому, чтобы без них не обходились ни одни роды, стала церковь.

Почему? Ведь продолжение рода человеческого — не ее дело. Здоровье и вообще дела плоти — тем более. Ее забота — душа.

Все дело в том, что профессиональные акушерки, имевшие, так сказать, лицензию на эту работу, обладали правом совершать экстренное крещение. Без священника, по ускоренной процедуре. Более того, они были обязаны его совершать, даже давали специальную клятву. Если ребенок рождался очень слабым и мог не дожить до обычного церковного крещения, этот обряд совершала акушерка, тем самым спасая его душу.

По этой же причине церковь поощряла кесарево сечение — если роженица умерла или могла вот-вот умереть, а плод был еще жив, его следовало «вырезать из матки», чтобы успеть окрестить, прежде чем он тоже скончается (а если очень повезет, то и спасти ему таким образом жизнь, но это уже второстепенная цель).

К XV веку эта операция уже не считалась чем-то из ряда вон выходящим, а как она проходила, можно представить по миниатюрам. Считалось, что Юлий Цезарь родился именно в результате кесарева сечения, и в достаточно многочисленных манускриптах, посвященных жизни этого великого полководца, очень любили изображать его рождение. На одной из самых известных, датируемой 1360 годом, присутствуют хирург, делающий разрез, ассистентка, придерживающая рот женщины открытым (считалось, что ей надо дышать, чтобы плод не задохнулся), и акушерка, вынимающая ребенка. На более ранней обходятся еще без хирурга. А на более поздней, конца XV века, уже нет акушерки, все функции выполняют мужчины-врачи — началось вытеснение женщин из сферы родовспоможения. Впрочем, оно касалось только самых высших классов общества, все остальные продолжали рожать с помощью акушерок.

 

О женщинах-врачах

 

Здесь можно сделать небольшое отступление и упомянуть, что другой медицинской практикой женщин заниматься особо не допускали. Но тем не менее и полностью запретить им это не удавалось — сохранилось немало свидетельств того, что женщины не только принимали роды и ухаживали за больными, но и работали практикующими врачами. Я не буду подробно останавливаться здесь на том, что хирург и терапевт в Средневековье были не просто разными специалистами, они вообще учились в разных местах, состояли в разных цехах и почти никак не пересекались. Главное — женщины бывали и теми, и другими.

«Только очень немногие женщины были приняты в университетские медицинские школы, — пишет Клавдия Опитц, — Франческа Романо, которая получила диплом хирурга в 1321 г. от герцога Карла Калабрийского, была исключением, которое подтверждает правило… В Париже в 1322 г. Жаклин Фелисия де Алемания была незаконно отстранена от практики, поскольку она не получила университетскую степень. То же запрещение было наложено на Иоанну Белоту и Маргариту из Ипра, обе были хорошо известными хирургами.

Однако в других странах Европы, где давление академических институтов было менее интенсивно, некоторые женщины-врачи имели высокий престиж и процветающую практику. Во Франкфурте дочь городского врача продолжала вести его пациентов после его смерти; в 1394 г. она дважды получила плату городского совета за лечение наемных солдат. В следующем столетии городские документы показывают, что во Франкфурте было 16 практикующих женщин-врачей, некоторые из которых были еврейками; они, как кажется, в основном специализировались на заболеваниях глаз и глазной хирургии. Насколько много было женщин-врачей, целительниц и цирюльниц-хирургов, оценить невозможно, поскольку огромная часть их никогда официально не регистрировались. Записи касаются только врачей, нанятых городскими властями, изгнанных из города или подвергнутых запрещению практиковать…

Тем не менее, официальные записи свидетельствуют о присутствии женщин во всех областях медицины в течение Средних веков и после, даже в качестве военных хирургов, лечащих раненых солдат, — незначительное, но вездесущее меньшинство».

Отдельно можно сказать об Испании, на большой территории которой в силу арабского владычества подготовленные университетами врачи-теоретики были в меньшинстве, а основу здравоохранения составляли практики — хирурги-цирюльники и аптекари-терапевты, среди которых было и немало женщин. Даже после христианского завоевания Испании многие мусульманские врачи обоих полов продолжали практиковать, получали на это лицензии и успешно лечили как мусульман, так и христиан. В 1329 году в Валенсии под давлением цехового лобби женщинам запретили заниматься медициной, но этот закон еще долго существовал только формально, потому что многие богатые клиентки предпочитали лечиться у женщин, даже если у тех отобрали лицензию.

 

Рожать или не рожать?

 

О женских профессиях еще будет отдельный разговор, а пока вернемся к теме родов, рождаемости и репродуктивного здоровья и затронем еще один связанный с нею вопрос.

Каждый раз, когда я что-то рассказываю по этой теме, меня обязательно спрашивают, как в Средние века обстояло дело с контрацепцией. И здесь в очередной раз проявляется разница современного и средневекового мировоззрений, причем связанная не с какими-то философскими или религиозными вопросами, а исключительно практического плана.

В нашем перенаселенном мире, с его трепетным отношением к детству и качественной системой родовспоможения, вопрос ограничения рождаемости действительно стоит очень остро. Настолько, что в некоторых странах эти ограничения вводятся законодательно. Но даже там, где государство хотело бы увеличить воспроизводство населения, люди сами не стремятся рожать. Общественным мнением установлены очень высокие требования к содержанию и воспитанию детей — к тому, как их кормят, в каких условиях они живут, во что одеваются, какое образование получают. В итоге многие люди просто не могут себе позволить больше одного ребенка.

В Средние века ситуация была совершенно другой. Не было ни ювенальной юстиции, ни всевозможных психологов, объясняющих, какой должна быть идеальная мать и как много сил и времени надо вкладывать в ребенка. Не было и трепетного отношения к детству. Да и длилось оно недолго. Зато детская смертность, да и смертность при родах были делом совершенно обыденным. Природа жестоко отсеивала слабых на самой ранней стадии, и людям было нечего ей противопоставить. По данным археологов, скелеты маленьких детей, не достигших семи лет, составляют до 20 % средневековых погребений, а в некоторые, видимо, неблагоприятные периоды — и до 30 %. Во время же эпидемии чумы детей вообще умирало в два раза больше, чем взрослых.

Причем детская смертность оставалась на примерно таком же уровне до самого конца XIX века. Например, П. И. Куркин в своем специальном исследовании и о детской смертности в Московской губернии за 1883–1897 гг. писал: «Дети, умершие в возрасте ранее 1-го года жизни, составляют 45,4 % общей суммы умерших всех возрастов в губернии». Да что там Средневековье и даже XIX век. В 1913 году, который так любят приводить в пример как год наивысшего процветания Российской империи, в этой самой империи умирал каждый четвертый младенец.

В других странах ситуация была примерно такая же.

 

Данные из доклада Д.А. Соколова и В.И. Гребенщикова «Смертность в России и борьба с нею», 1901 г. С. Петербург:

В Пруссии (1866–1879) на 100 живорожденных младенцев в возрасте до полугода умирали 33,4.

В Италии (1872–1878) — 33,8.

В Бадене (1866–1878) — 34,7.

В Саксонии (1865–1874) — 36,9.

В Австрии (1866–1878) — 39,1.

В Баварии (1866–1878) — 39,6.

В Вюртемберге (1871–1877) — 39,8.

В европейской части России (1867–1875) — 42,5.

 

То есть до XX века, при всех достижениях медицины в Новое время, все равно умирал каждый второй младенец. В XX веке — каждый четвертый. И только после изобретения антибиотиков младенческая смертность резко снизилась, и в 1946 году умирал уже только каждый десятый младенец.

Если дополнить это достаточно высокой смертностью при родах, всевозможными женскими заболеваниями, отсутствием у медиков многих современных знаний (в том числе таких, которые сейчас известны даже обывателям, например о резус-конфликте) и нерасторжимостью даже бездетного брака, то становится понятно, что в Средние века люди были гораздо больше озабочены вопросами бесплодия, чем контрацепцией.

 

Сколько длилось детство?

 

Филипп Новарский[27] считал, что до семи лет продолжается раннее детство, «в течение которого ребенок требует тщательного надзора (из-за особой подверженности «шалопайству», опасности упасть, попасть в огонь или в воду)», дальше ребенок постепенно начинает что-то соображать, и с десяти лет уже способен различать добро и зло, а следовательно — нести ответственность за свои поступки.

Филипп де Бомануар, еще один юрист и философ XIII века, соглашался с Новарским в оценке семи и десяти лет и даже уточнял, что с десяти лет начинается ответственность за особо тяжкие преступления, например за убийство. Но полная дееспособность, по его мнению, наступала с двенадцати лет, по достижении которых можно приносить судебную клятву, выступать гарантом в сделках купли-продажи и т. д.

Церковь была в этом вопросе солидарна с юристами. С двенадцати лет обычно начинался брачный возраст, а если человек может вступать в брак, значит, он взрослый.

Реальная судебная практика подтверждает, что это были не просто теоретизирования — к судебной ответственности подростки обоего пола в Средние века привлекались действительно с двенадцати лет, практически во всех странах Европы мальчики старше двенадцати (реже четырнадцати) лет становились полноправными налогоплательщиками. Так что фактически детство в современном понимании длилось до пяти-семи лет, потом ребенка начинали готовить к взрослой жизни (кого-то отправляли в школу, кого-то в пажи, кого-то учиться ремеслу или прислуживать), и в двенадцать-четырнадцать лет детство заканчивалось.

 

Нужда в наследнике

 

В Средние века все были крайне озабочены тем, чтобы оставить после себя наследника, — и речь не только о королях и вельможах, которым нужно было обеспечить продолжение династии. Купцы и ремесленники тоже нуждались в человеке, которому они передадут дело, а крестьяне — в помощниках по хозяйству и, опять же, в наследнике, способном в будущем взять на себя заботу о семье. То есть наличие детей в семье было обязательным и даже необходимым.

Ни о какой философии чайлдфри или желании «пожить для себя» люди и не помышляли. Бездетность приводила к множеству проблем практического плана, а также вызывала осуждение со стороны общества и церкви. Плюс, как уже было сказано, детская смертность была такова, что нельзя было родить одного ребенка и со спокойной душой на этом остановиться, слишком велика была вероятность, что он не доживет до половой зрелости. Поэтому рожали чаще всего столько, сколько удавалось, в надежде, что хоть часть из них выживет. А там уж кому как везло — бывало, что из десятка оставался только один, а бывало, что крепкое здоровье родителей, отсутствие эпидемий и хороший уход приводили к тому, что все дети выживали. Собственно, поэтому и появлялись те достаточно редкие семьи, где значится по десятку и более детей, — разумеется, столько почти никому нужно и не было, это издержки невозможности что-то спланировать и страха остаться без наследника.

 

Рождение Цезаря, История Цезаря, 1479 г., Фландрия

 

Озабоченность вопросами воспроизводства населения еще более увеличивалась после крупных эпидемий и особенно после чумы 1348 года, буквально выкосившей многие европейские страны. В это время исследователи отмечают даже расцвет толерантности по отношению к незаконнорожденным детям и их матерям — их перестали штрафовать и требовать публичного покаяния. То есть в очередной раз видно, что несмотря на всю религиозность и экзальтированность средневекового мировоззрения, практические соображения чаще всего перевешивали.

Впрочем, не всегда. Здесь стоит вспомнить, что христианский брак считался нерасторжимым, и ни измены, ни бесплодие одного из супругов изменить этого не могли. Так что люди, состоявшие в бездетном браке, оказывались в своего рода ловушке: личные и семейные интересы (а иногда и государственные), общество, религия и мораль — все требовали от них наследника, но никакого выхода не предлагали, только положиться на волю Бога.

 

Нест верх Рис — уэльская «Прекрасная Елена»

 

Прекрасная Нест была принцессой Дехейбарта — одного из уэльских королевств. После смерти ее отца в 1093 году королевство было завоевано норманнами, а сама Нест по достижении ею семнадцати лет была выдана английским королем Генрихом I замуж за влиятельного приграничного феодала Джеральда Виндзорского, коннетабля Пембрука.

Стали они жить-поживать, завели пятерых детей, да вот беда — на пиру, устроенном королем соседнего уэльского королевства, в Нест влюбился сын этого короля, принц Оуайн ап Кадуган. Причем настолько, что через несколько дней напал на замок Джеральда и захватил в плен Нест и ее детей (на всякий случай, видимо). Если верить хронистам, сам Джеральд спасся, бежав через замковую канализацию. Хотя это могли придумать и позже, чтобы подчеркнуть, как некрасиво рыцарю бросать жену и детей и спасаться самому.

Скандал вышел изрядный, король Генрих был рассержен, отец принца тоже, ему было приказано вернуть Джеральду жену и детей под угрозой изгнания, лишения всего имущества и прочих санкций. Детей Оуайн вернул, а Нест оставил себе, и никакие уговоры и угрозы не подействовали. В итоге этот конфликт вылился в настоящую войну, из-за чего Нест и прозвали уэльской Прекрасной Еленой.

Оуайна изгоняли, чего-то лишали, но он окопался в своем замке и совершал оттуда набеги, а тем временем Нест родила ему двоих детей. Но в конце концов ему пришлось бежать в Ирландию, а Нест наконец-то вернули мужу. Но Джеральду не она была нужна, а месть — жену он брать назад отказался, а Оуайна через несколько лет, когда тот вернулся в Англию, выследил и убил.

Однако прекрасная Нест (которой тогда было около тридцати четырех лет) не осталась на улице. Ее утешил сам король Генрих I. Учитывая, что он оставил после себя два десятка признанных бастардов, он вообще хорошо умел утешать несчастных красавиц. Не обошел он этим и Нест — она родила ему сына Генри Фитцгенри.

После смерти Джеральда она вышла замуж за Стефана, коннетабля Кардигана, которому тоже родила сына — Роберта Фитцстефана.

Казалось бы, сама Нест просто покорно переходила от одного мужчины к другому. Но интересно, что когда в 1169 году началось англо-нормандское вторжение в Ирландию, туда дружной компанией отправились два ее сына и внук от Джеральда, сын от Стефана и сын от короля Генриха. Причем не просто в составе одной армии, а действительно вместе, практически одной большой семьей.

 

Бесплодие и фертильность

 

Думаю, после всего вышесказанного ни для кого не станет сюрпризом, что в Средние века существовал огромный и крайне развитый рынок услуг, имеющих отношение к восстановлению репродуктивных функций.

В медицинских трактатах было немало рекомендаций, как восстановить менструальный цикл, облегчить зачатие и благополучно выносить ребенка. Давались рецепты мазей, отваров, ванн и ароматерапии для восстановления здоровья после родов, снятия воспалений женских половых органов, облегчения болей при менструации и родах.

Женщины обращались к врачам с целью найти причины своего бесплодия или выкидышей, пили травы, накладывали мази, проводили всевозможные процедуры, чтобы забеременеть, потом не потерять плод во время беременности и наконец благополучно родить. Мужчины ходили по врачам реже, но тем не менее таких случаев, когда им приходилось признавать, что вина за бездетность лежит на них, и пытаться как-то с этим справиться, тоже было немало. Хотя чаще всего мужчины лечились не от бесплодия как такового, а от полового бессилия (речь, разумеется, исключительно о репродуктивной медицине, остальные медицинские вопросы сейчас не рассматриваются). Сколько бы сейчас ни говорили о стрессах современного мира, плохо влияющих на мужское здоровье, изучение источников доказывает, что импотенцией и нарушениями половой функции мужчины страдали во все времена. Хотя, по-видимому, эта тема была в первую очередь актуальна для южных стран, где было принято жениться в достаточно зрелом возрасте. Не зря в итальянской литературе XIV–XVI веков были так распространены истории о молодых женах пожилых мужей, страдающих как от недостатка секса, так и от отсутствия детей (в новеллах эта проблема обычно врачами так и не решалась, помочь дамам мог только молодой и активный любовник).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.031 с.)